Путин не пустил азиатский газ в море
12 МАЯ 2007, Газета.Ru
Алина Ребель, Дарья Исполнова
Азиатский газ пойдет в Европу через РФ. Лидеры России, Казахстана и Туркмении договорились о строительстве прикаспийского трубопровода. Таким образом, на планах противников России построить трубопровод в обход нашей территории можно ставить крест. Впрочем, туркмены не спешат снимать вопрос об альтернативном маршруте.
Президенты России, Казахстана и Туркмении Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Гурбангулы Бердымухаммедов договорились о строительстве прикаспийского газопровода. Об этом лидеры трех стран заявили по итогам саммита в городе Туркменбаши. До 1 сентября правительства России, Казахстана и Туркмении подготовят и подпишут соответствующее соглашение о сотрудничестве, где будут предусмотрены разработка технико-экономического обоснования, основные характеристики и сроки, а также совместные обязательства по созданию благоприятных условий для его реализации.
Тогда же будет решен вопрос о форме собственности прикаспийского газопровода, сообщил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. «Вопрос будет обсуждаться в двух фазах: первая фаза - 1 сентября, когда будет готово межправсоглашение, и вторая фаза - подготовка корпоративных документов к началу запуска всего процесса», - сказал министр журналистам.
Прикаспийский газопровод пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении и Казахстана и выйдет на российскую территорию. Кроме того, три страны договорились реконструировать существующую газотранспортную систему и создать новые мощности для транспортировки газа из Центральной Азии, говорится в совместной декларации президентов. Газ со всех трубопроводов, речь о которых идет в декларациях, будет идти на север, в российскую систему, подчеркнул Христенко. Россия готова инвестировать не только в саму трубопроводную систему, но и в добычу туркменского газа. «Есть соответствующие договоренности между нашими энергетическими компаниями о привлечении такого рода инвестиций», - рассказал по итогам саммита Владимир Путин.
« В свою очередь, Нурсултан Назарбаев сообщил, что на территории его республики прикаспийский газопровод будет строить казахстанская сторона, на территории Туркмении - туркменская, и далее он вольется в старую систему Средняя Азия-Центр или в другой трубопровод.
Пока стороны затрудняются говорить о мощности нового трубопровода. «По нашим оценкам, первая фаза прикаспийского трубопровода - выход на 10 миллиардов кубометров в год в интервале 2009-2010 год», - сказал Христенко. Результаты второй фазы необходимо прогнозировать более осторожно. С учетом разведки и доразведки новых активов газа в Туркмении, объем может составить до 30 миллиардов кубометров, считает министр. Тем не менее уже ясно, что восстановление системы трубопроводов Средняя Азия-Центр позволит значительно увеличить прокачку через территорию России. «Две декларации, которые подписаны сегодня, по сути, предопределяют развитие крупнейшей инфраструктуры во всем регионе Центральной Азии», - сказал Христенко.
Долгосрочное российско-туркменское соглашение о поставках туркменского газа до 2028 года, а также расширение добычи в Узбекистане и в Казахстане, по его словам, "создают возможность для восстановления всей системы Средняя Азия-Центр в объемах финальной точки на границе России - за 90 миллиардов кубометров».
Лидеры трех стран уверяют, что смысл договоренностей исключительно экономический. Они означают увеличение поставок энергоресурсов на рынке Европы и мира, говорит Владимир Путин. Расширение газопроводов - это «чисто прагматический, коммерческий проект», вторил ему президент Казахстана: «Здесь нет никакой политики».
Однако само время проведения саммита говорит об обратном. Чтобы встретиться со своим российским и туркменским коллегами, Нурсултан Назарбаев отказался от участия в энергетическом форуме в Польше, где Украина, Грузия, Польша и Азербайджан обсуждали альтернативный проект: строительство транскаспийского газопровода, по которому азиатский газ мог бы поступать в Европу в обход России, и который поддерживают США. Договоренности, достигнутые в Туркменбаши, фактически ставят крест на этом проекте.
Имеющихся и планируемых к строительству трубопроводов достаточно для обеспечения газом рынков СНГ и Европы, с удовлетворением заявил Виктор Христенко. «Транскаспийский проект не существует, он существует как некое намерение, декларация ряда стран как способ, как им кажется, решить вопросы, связанные с альтернативными маршрутами транспортировки углеводородов, - пояснил он. - Те риски, которые существуют - технического, правового, экологического характера, настолько велики, что найти реального инвестора, если это не политический проект и неважно, чем будет заполнена труба, лишь бы она была, - невозможно». «Россия перебила очень сильную конкуренцию, - считает эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Была попытка добиться того, что Казахстан по сути в вопросах топливно-энергетического комплекса отошел бы от России.
Приезд президента Казахстана в Варшаву стал бы знаком, который Россия восприняла очень резко. Мало того, если бы он приехал в Варшаву, ему бы пришлось согласиться с созданием обходного газопровода».
Впрочем, глава Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов не был столь категоричен, как Христенко. Проект строительства транскаспийского трубопровода с рассмотрения не снят, заявил он, объяснив это велением времени: «Во всем мире идет диверсификация маршрутов распределения газа».
«Я не думаю, что соглашение между Россией, Туркменией и Казахстаном можно считать окончательным и что оно ставит крест на трубопроводе,о котором шла речь в Варшаве, - соглашается эксперт ФИНАМ Владислав Кочетков. - Принято самое предварительное решение, будут еще дополнительные согласования, которые могут занять несколько лет. При этом отношения между странами СНГ меняются очень быстро, могут поменять и планы строительства трубы - от подводного до наземного. Так что на сегодня открылось поле для интриг и политической борьбы. Тем более, что в России приближаются выборы, до которых все окончательно вряд ли решится. А что будет после них, пока неизвестно».
Но Макаркин считает, что слова лидера Туркмении о диверсификации поставок - скорее аргумент для переговоров в отношениях с Россией. Азиатские страны будут получать дополнительные бонусы, апеллируя к тому, что могут диверсифицировать поставки. «Безусловно, Туркмения не будет завязываться исключительно на Россию, и в публичном пространстве ее руководители никогда не будут говорить о том, что завязаны только на Россию. Туркмения позиционирует себя как самостоятельного игрока со своими планами и амбициями. Если бы Бердымухаммедов сказал, что он - пророссийский политик, он бы потерял свою позицию, а это ему делать вряд ли стоит в пока еще не стабильной для него ситуации», - говорит эксперт. Это не делает менее очевидной договоренность, что труба пойдет именно через Россию, добавляет Макаркин.
В чем эксперты сходятся, так это в том, что двух труб одновременно точно не будет. Это очень дорого и экономически нерационально, ведь каждый проект - это многомиллиардные инвестиции, которые окупятся далеко не сразу.
12 МАЯ 14:46