Назарбаев "абсолютно привержен" российской территории. Путин будет ждать доказательств
11 мая 2007 г., zonakz.net
Аркадий ДУБНОВ, обозреватель "Время новостей", специально для "Новой" - Казахстан"
Чем хороши официальные визиты государственных лидеров? Да тем, что позволяют лишний раз обнаружить церемониальные мелочи, свидетельствующие о необратимом характере государственного строительства на постсоветском пространстве.
Вчера, наблюдая за церемонией встречи президента Путина в резиденции президента Назарбаева "Ак-Орде", обратил внимание на то, что капитан национальной гвардии Казахстана отдавал рапорт почетного караула своему президенту и стоящему рядом с ним его российскому коллеге исключительно на государственном, казахском языке. Язык межнационального общения, который в данном случае был бы доступен гостю, не употреблялся.
Случись это, скажем, в Елисейском дворце, я бы и внимания на такую деталь не обратил - ну, на каком другом языке, кроме французского, докладывали бы рапорт президенту Франции:
В нашем же случае данная деталь выглядела символической - президент России еще раз должен был убедиться в том, что Казахстан - такая же независимая страна, как и Франция. А в чем-то даже и превосходит ее. Не помню ни одной резиденции главы какого-либо государства, под крышей которой возможно было бы построить роту почетного караула и разместить полномасштабный военный оркестр. А в "Ак Орде" это - запросто.
Но это все из области картинок, которые, впрочем, очень важны, поскольку именно их в первую очередь увидят миллионы казахстанцев. И те из них, кто еще наивно мечтает о восстановлении СССР, должны расслабиться и забыть об этом. Говорю об этом потому, что не раз встречал в Центральной Азии бывших своих сограждан, кто все еще не оставил подобных иллюзий. Пусть в самом Казахстане, в отличие от его соседей, таких мечтателей совсем немного...
Теперь о том, что в Кремле любят называть субстантивной частью вчерашнего визита Путина в Астану. То есть по существу. Об этом лучше всего, я бы сказал с особенной настойчивостью, рассказал Нурсултан Назарбаев. Речь идет об основном, по его словам, вопросе - о топливно-энергетическом. "Казахстан абсолютно привержен тому, чтобы большинство, если не вся часть казахстанского углеводородного сырья шла через российскую территорию, - сказал Назарбаев. - Мы всегда об этом говорили". Затем казахстанский президент рассказал о главном - необходимости расширения мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) с 23 млн тонн нефти до 40 млн тонн. Эта разница в 17 млн тонн казахстанской нефти, которая из Новороссийска танкерами должна будет доставляться в болгарский порт Бургас и дальше по будущему нефтепроводу в греческий Александруполис на Средиземном море. Поэтому, сказал Назарбаев, крайне важно было бы одновременно начать реализацию расширения КТК и строительства трубы Бургас - Александруполис.
Путин подтвердил важность этой проблемы, но был сдержан в прогнозах. Более откровенным с автором этих строк был глава российской "Транснефти" Семен Вайншток. Он утверждал, что те перспективы расширения КТК, о которых говорил Назарбаев, реальны, но только в случае, если российская и казахстанская стороны сумеют сделать этот проект экономически рентабельным. По словам главы "Транснефти", убытки первой очереди КТК в 2006 году составили 229 млн долларов, которые надо приплюсовать к 5 млрд убытков, что накопились в предыдущие годы его работы...
Но, пожалуй, самым важным результатом визита Путина стало анонсирование им "в ближайшие часы" соглашения о ценах на казахстанский газ, поступающий на Оренбургский ГПЗ. Судя по информации из казахстанских источников, договориться об этом смогли вчера глава "Газпрома" Алексей Миллер и глава холдинга "Самрук" Тимур Кулибаев.
О других газовых проектах, уже "на троих" - с участием туркменского президента Бердымухаммедова, которые будут обсуждаться завтра в городе Туркменбаши (бывший Красноводск), Путин и Назарбаев вчера говорить вслух отказались. Известно только, что проект некоторого российско-казахстанско-туркменского документа о строительстве Прикаспийского газопровода ("Новая"-Казахстан" писала об этом в предыдущем номере) привозил в Астану для обсуждения с коллегами, а затем и с президентом Назарбаевым глава российского Мин-промэнерго Виктор Христенко.
Но о том, как будет проходить эта встреча завтра в Туркмении, автор этих строк наблюдать не сможет. Туркменские власти отказались пустить его в свою замечательную страну, поскольку, как выяснилось, он там числится "врагом народа, причастным к организации государственного переворота 25 ноября 2002 года". Такое объяснение получила кремлевская пресс-служба в МИД Туркмении. Никакого демарша Ашхабаду по этому поводу российская сторона устраивать не стала. Как, впрочем, и никогда раньше не делала ничего подобного в гораздо более серьезных ситуациях по отношению к такому важному, с точки зрения его газовых запасов, партнеру.