В Туркмении до сих пор не решен вопрос об отмененных пенсиях
11.05.07, АЗИЯИНФОРМ
Виталий ВОЛКОВ
Новая газета KZ. С Туркменией после смены президента спешат договариваться все - и Россия, и Европа, и США, и Казахстан. На повестке дня - большая газовая игра. Однако, чтобы ее вести не совсем вслепую, потенциальные партнеры Ашхабада стараются понять, в какой степени можно доверять словам нынешнего лидера Г. Бердымухаммедова. В первую очередь по части запасов газа. Однако те, кто подальновиднее, должны оценивать и иные аспекты, влияющие на стабильность новой власти.
Одним из них является социальная сфера, приведенная за годы правления Туркменбаши в катастрофическое состояние. При этом едва ли не самым известным в мире примером социальной незащищенности населения республики служили в последние годы «ниязовского башизма» невыплаты пенсий и пособий.
Апофеозом стал печально знаменитый ниязовский закон о пенсиях, лишивший этого вида выплат более ста тысяч граждан страны.
Изменилась ли ситуация с пенсиями сейчас, по прошествии четырех с половиной месяцев со дня смерти прежнего президента Туркмении и прихода к власти его преемника? Ведь по части обещаний преемник даже обошел своего предшественника.
Еще в середине марта 2007 года международные информационные агентства распространили сообщение о том, что в Туркмении принят законопроект о социальном обеспечении, согласно которому предусматривается создание оптимальной пенсионной системы, соответствующей мировым стандартам.
Говорилось о том, что инвалиды, ветераны войны и труда, люди, нуждающиеся в социальном уходе, будут защищены целым комплексом социальных мер, равно как и молодые матери и их дети. Сообщалось и о том, что граждане, не работавшие в государственных организациях, также получат пенсию в размере 300 тысяч манат (около 12 долларов по курсу черного рынка). Не останутся без пенсий и колхозники, ранее не заключавшие договоров с пенсионным фондом.
Выплаты по новому закону о пенсиях вроде бы должны начаться с 1 июля. На каждого ребенка положено пособие в 250 тысяч манат, инвалиды первой группы получат 450 тысяч, пенсионеры, ранее лишенные пенсий, - 350 тысяч. Стаж работы на предприятиях, относящихся во времена СССР не к Туркмении, а имевших, к примеру, союзное подчинение, должен быть засчитан - пенсия будет составлять 500 тысяч манат. По крайней мере, такие тарифные сетки, как сообщают западные СМИ, предусмотрены документом.
Более того, президент республики Г. Бердымухаммедов распорядился выплатить пенсии тем категориям граждан, которые были их лишены в конце 2005 года С. Ниязовым.
Однако на днях радиостанция «НВ» сообщила, что на деле ситуация не столь радужна, как она выглядит на бумаге. Источник в министерстве социального обеспечения поведал о том, что отделения этого ведомства на местах получили указание «сверху» не принимать документы, подаваемые на получение пособий на ребенка или по инвалидности лицами, у которых в семье имеется хотя бы один работающий.
Более того, шансов получить пособия на ребенка нет у граждан, которые имеют земельные наделы, договоры на аренду и даже скот в домашнем хозяйстве. (При оформлении документов крестьянам необходимо предоставлять справку из арчина, где эти позиции указываются.)
Судя по сообщениям информированных источников, причина состоит в том, что министерство социального обеспечения не получило денег для реализации положений нового закона о пенсиях и выполнения обещаний, данных новым президентом.
Не так все просто и с выплатой пенсий тем, кто работал на предприятиях союзного подчинения в Туркмении или вне республики и не смог предоставить соответствующих подтверждений с бывшего места работы (кроме записи в трудовой книжке), - таких С. Ниязов лишил пенсий с 1 января 2006 года
Вроде бы, согласно обещанию Бердымухаммедова, им теперь положены пенсии, однако органы социального обеспечения на местах по-прежнему требуют для их оформления подтверждения с прежних мест работы. Поскольку чаще всего самих предприятий более не существует, а документация если еще и хранится, то в архивах в Москве, то получить подтверждения практически не представляется возможным.
Пенсионерам других категорий пенсии в настоящее время выплачиваются за текущий месяц, но о возвращении задолженностей пока нет и речи.
Новый закон о пенсиях на самом деле не является столь уж новым. Его положения практически идентичны в большинстве позиций положениям закона, принятого еще в 1998 году С. Ниязовым. Однако тогда воспользоваться им смогли лишь отдельные категории граждан, получившие то, что им положено, так сказать, по блату. На других денег в казне не хватило.
В этой связи можно также вспомнить, что известие о невы-плате пенсий в начале 2006 года вызвало среди населения невиданное доселе недовольство - люди позволяли себе прилюдно высказывать возмущение, несмотря на жесточайший полицейский надзор, введенный с начала 2000-го года. (Многие недовольные пенсионеры попали за это в «черный список» спецслужб, от- чего страдают до сих пор.)
Неоднократные обещания Бердымухаммедова восстановить справедливость в вопросе выплаты пенсий и пособий, напротив, породили у жителей надежду на лучшее.
Разочарование же может оказаться тем более сильным.
Впрочем, дело, конечно, не в «революции» - и не такое туркмены терпели. Наше дело, как, собственно, говорилось в начале статьи, - оценить степень доверия к заявлениям и обещаниям Ашхабада.