Валентин Богатырев, аналитик: Сейчас президент реально играет по правилам оппозиции, а не оппозиция по правилам президента
Sunday, September 30 2007, Analitika.org
"Надо выбирать из порядочных, нормальных, честных и ответственных людей, желающих что-то сделать для страны. Они должны делить ответственность с президентом, вот такая партия нужна Бакиеву."
«Я думаю, там мы увидим неожиданных людей из самых разных партий, которых объединяет идея ответственности, идея движения вперед, понимание того, что надо что-то сделать, а не просто барахтаться, выясняя между собой отношения», - сказал сегодня в интервью ВРС Валентин Богатырев известный кыргызстанский аналитик, комментируя заявление президента о намерении сформировать собственную партию.
ВРС: Заявление Курманбека Бакиева о формировании собственной политической партии многие эксперты и политики толкуют, как намерение главы государства повторить аналогию казахстанского «Нур-Отана». Возможен ли в Кыргызстане, по вашему мнению, такой вариант?
Валентин Богатырев: У нас абсолютно иная ситуация, чем в Казахстане. «Нур-Отан» существовала как партия много лет, причем как правящая партия. В этом смысле она представляла собой сцементированный костяк власти, а у нас ничего подобного нет. Мы не имеем никакой партии, которую можно было бы назвать партией власти, которая бы обладала реальной властью.
Кроме того, у нас реально существует довольно большое число оппозиционных партий, чего в Казахстане, в принципе, не было. Конечно, они существовали, но были малочисленны, и их никто не рассматривал всерьез. В нашей же ситуации все наоборот. У нас ведущие оппозиционные партии, такие как «Ата-Мекен» или «Асаба» являются, чуть ли не властителями дум. По-крайней мере, опросы, которые мы проводим, показывают, что известность этих оппозиционных партий высока, и они очень сильны. Это еще одно существенное отличие ситуации в Кыргызстане от ситуации в Казахстане.
И потом, сейчас президент реально играет по правилам оппозиции, а не оппозиция по правилам президента. В этом плане то, что было внесено президентом в качестве Конституции, это есть то, что ему привнес Текебаев - политик из оппозиции, хотя, конечно, с некими последующими изменениями, подготовленными несколькими группами. Тем не менее, если брать за основу выборы по партийным спискам и формирование правительства, то эта основа шла оттуда. Именно в этом смысле, я думаю, что мы играем по правилам оппозиции, президент вынужден это делать.
ВРС: Насколько велики шансы Курманбека Бакиева сформировать в такой ограниченный период времени мощную партию, которую бы поддержала подавляющая часть населения?
Валентин Богатырев: Начнем с того, что я убежден, что он успеет ее сформировать, ведь для этого все и затевалось. Он сумеет сформировать партию власти, и его мотивация вполне понятна. Курманбек Бакиев достаточно ясно сказал в послании, что то, о чем он говорит и какие выдвигает идеи, ничего не находит никакой реализации. Существующие политические партии не занимаются продвижением этих идей, их социальным лоббированием или реализацией, а оппозиционные партии просто критикуют его платформу, не выкладывая ничего своего.
Мне кажется, после двух с половиной лет тщетных усилий по продвижению своих предложений президент просто понял, что без такой партии ему не справиться.
ВРС: Какой вы видите президентскую партию? Как она может быть сформирована?
Валентин Богатырев: Я не думаю, что это будет массовая партия, в которую загонят всех подряд. Я думаю, это будет достаточно компактная структура, но обладающая мощным импульсом к действию, мощной волей и твердым желанием сделать то, что провозглашает и выдвигает президент Бакиев. В этом смысле, это будет мобильная и энергичная партия, где не будет большого членства и вливания других партий.
Если же произойдет по-другому, если туда начнут идти врачи и учителя, партии «Содружество», РЭБП и другие, то это будет означать конец такой партии власти и самой идеи. Такая партия точно ничего не выигрывает.
Партию надо создавать из людей дела, из тех, кто привержен определенным принципам. Надо брать молодых политиков, может быть, не тех, кто сейчас хорошо виден, а тех, кто не так примелькался. Надо выбирать из порядочных, нормальных, честных и ответственных людей, желающих что-то сделать для страны. Они должны делить ответственность с президентом, вот такая партия нужна Бакиеву.
ВРС: Как скоро, по вашему мнению, мы станем свидетелями появления президентской партии?
Валентин Богатырев: Это довольно непростой процесс. Я думаю, что процесс идет, идут переговоры насчет согласования позиций с самыми разными людьми.
Хочу отметить, что мы стали свидетелями того, что сформировалось «Движение за конституцию, реформу и развитие», которое поддержало Бакиева. Туда вошли самые разные люди из самых разных политических партий. В какой-то степени это некоторый «прото-бульон», из которого может вылиться президентская партия и составить ее основной костяк.
Конечно, у нас небольшая страна, и не так много людей, причем многие из них уже сидят в каких-то партиях. Если все же люди будут попадать в эту партию, то не вместе со всеми, а штучно. Может быть, кто-то из лидеров войдет из других партий. Я не исключаю, что туда войдут люди из оппозиционных партий. Я не исключаю, что туда может войти Атамбаев или кто-то другой из оппозиционных людей. Сейчас не надо думать старым подходом. Вот, мол, сейчас они объединят там пропрезидентских, и будет партия. Ничего такого не будет и не должно быть. Я думаю, там мы увидим неожиданных людей из самых разных партий, которых объединяет идея ответственности, идея движения вперед, понимание того, что надо что-то сделать, а не просто барахтаться, выясняя между собой отношения.
Возможное вхождение оппозиционных политиков в президентскую партию означает, что они будут проводить ту политику, которую высказывает и проводит президент, но это не означает, что они не будут критиковать его за ошибки или будут согласны со всем, что он говорит. Это будут люди, которые намерены и согласны делать то, что Бакиев выкладывает в своих посланиях и стратегических видениях страны. В этом смысле они с Бакиевым, и до тех пор, пока он это делает, они с ним.
ВРС: В чем вы видите причину спешки с проведением референдума. Насколько она обоснованна?
Валентин Богатырев: Я не думаю, что здесь есть какая-то спешка. Это вполне нормально. Если говорить о коротком времени, то технологически, для проведения референдума, этого достаточно. Насколько мне известно, Центризбирком укладывается в график.
Я вам напомню, что по Конституции, которая принималась в октябре-ноябре, новый парламент должен был появиться через 45 дней, причем, проведение выборов это куда более сложная работа, чем референдум. Более того, здесь речь идет о документе, который всем давно известен, и который обсуждается уже два года. Страна уже давно готова к принятию конституции.
С другой стороны, если бы Бакиев положил совершенно новую какую-то Конституцию, как некоторые предполагали, совершенно президентский вариант, тогда было бы совсем другое дело. Следовало бы обсудить этот вариант... Но когда кладется то, что было раньше, ну, лишь с некоторыми дополнительными деталями, которые легко увидеть и понять, не надо месяц читать этот текст. Так что я не вижу, в чем здесь проблема. Мы уже не месяц, а два с половиной года обсуждаем эту Конституцию.
Другой аспект, связан с тем, что в результате решения Конституционного суда, мы вернулись в конституцию 2003 года. И чем меньше мы будем жить в той старой Конституции, чем быстрее будет запущена новая Конституция с партийными списками, тем лучше для страны.
Сейчас, чтобы вернуться к Конституции 2003 года, и теперь необходимо поменять сотни законов, начиная с регламента работы Жогорку Кенеша. У парламента не осталось комитетом, так как действующие до последнего времени оказались нелегитимными. Депутат уже неделю не могут избрать 7 комитетов, которые должны быть по той конституции и неизвестно, изберут ли они их вообще. А представьте, что эта ситуация длится не месяц, а полгода. Это были бы полгода полного паралича законодательной власти, в правовом пространстве. Потому что старое нужно приводить в соответствие с новым и так далее, а потом после этого снова последует переработка. Какой смысл делать эту работу дважды, растягивать срок для того, чтобы это проделать.
Интервью подготовил Радислав Сафин
24/09/2007, BPC