Анализ политических событий в Кыргызстане за июль - сентябрь 2007 года
Sunday, November 11 2007, Analitika.org
1. Основные политические события.
июль 2007 г. - Начало административно-территориальной реформы. Указ президента «О реорганизации системы административно-территориального устройства».
июль - август 2007 г. - Политические акции, связанные с подготовкой саммита ШОС.
16.08.2007 г. - Саммит глав государств ШОС и государственный визит главы КНР.
июль - сентябрь 2007 г. - Политическая дискуссия вокруг золоторудных месторождений и процесса пересмотра соглашений между правительством КР и компаниями «Камеко» и «Центерра» по распределению прибыли от золоторудного месторождения Кумтор.
август-сентябрь - Политическая реакция на рост цен на продовольственные товары.
сентябрь 2007 г. - Прекращение деятельности оппозиционного движения Объединенный фронт «За достойное будущее Кыргызстана».
14.09.2007 г. - Признание Конституционным судом КР нелегитимными «ноябрьской» и «декабрьской» 2006 года конституций.
18.09.2007 г. - Официальный визит президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Кыргызстан.
19.09.2007 г. - Послание президента Кыргызской Республики народу Кыргызстана. Экономическая и политическая программа президента. Решение о создании президентской партии.
19.09.2007 г. - Указ президента о проведении национального референдума по проекту Конституции.
22.09.2007 г. - Создание движения «За Конституцию, реформы и развитие!».
24.09.30.09.2007 г. - Конфликт Жогорку Кенеша и Конституционного суда. Начало парламентского кризиса.
20-30.09.2007 г. - Общественная дискуссия по вопросам проведения референдума и содержания проекта Конституции, а также Кодекса о выборах, вынесенных на референдум
2. Главные политические тенденции.
Политический период июля-августа 2007 года отчетливо делится на два этапа: (1) летнее внутриполитическое затишье и проведение саммита ШОС, (2) старт и разворачивание осеннего политического проекта президента по завершению конституционной реформы и переконструированию политического поля страны.
Содержание политических процессов во время летнего этапа составляли попытки различных сил использовать саммит ШОС в своих интересах.
Внутренняя политическая оппозиция не проявила достаточной активности в этом, отказавшись от звучавших весной обещаний выступить с критикой действий власти, как в период проведения саммита, так и после него.
Тем не менее, в основном благодаря внешним акторам, подготовка к саммиту активно использовалась в политических целях. Неопределенность по поводу даты и места его проведения, многочисленные прогнозы провала и угрозы иранизации ШОС, его противопоставления НАТО и Соединенным Штатам Америки - все это составляло фон подготовки и преддверия встречи. Наиболее активно работала антизападная сторона, инициируя попытки протестов кыргызских общественных организаций против размещения в Кыргызстане базы антитеррористических сил.
Нельзя не отметить, что каждая из стран старалась использовать ШОС для решения своих внутренних политических вопросов. В этом ряду и кыргызская оппозиция, и казахские организаторы парламентских выборов, и таджикские идеологи власти, и другие.
Бишкекский саммит ШОС, от которого ждали единения вокруг общего отношения к тем проблемам, которые важны для России (Иран, американские РЛС), не оправдал возлагавшихся на него надежд. Вопрос об Иране даже не поднимался, обсуждения проблем российско-американских отношений переместились в кулуары.
Несмотря на попытки придать саммиту военно-политический антураж и желание некоторых лидеров превратить ШОС в особую идеологическую зону, отличительная черта состоявшейся встречи - скорее новые шаги в сторону позиционирования ШОС как организации экономического и гуманитарного партнерства.
Кыргызстан получил свою часть выгоды от этого мероприятия. В частности, в очередной раз была подтверждена заинтересованность России и Казахстана в развитии энергетических проектов на территории республики, достигнута предварительная договоренность с Китаем о строительстве железной дороги Узбекистан-Кыргызстан-Китай.
Помимо этого, кыргызской стороне удалось избежать постановки вопроса, связанного с выводом военной базы Ганси, которую президент Кыргызстана обещал удалить с территории республики на прошлом саммите глав государств ШОС.
Косвенно об этом сказал лишь президент Китая, заявив, что государства ШОС сами вполне могут решать проблемы, связанные с терроризмом и угрозами национальной безопасности стран-участниц.
Некоторым минусом данной встречи стало лишь то, что все заявления о намерениях практически не оформились в обсуждение конкретных сроков выполнения данных намерений. Это может привести к тому, что после саммита все достигнутые договоренности войдут в рутинную стадию, и пройдет ещё значительное количество времени, прежде чем начнется реальная деятельность в первую очередь по энергетическим проектам. Так, президент Путин заявил, что Россия готова инвестировать в Кыргызстан до 2 миллиардов долларов, но при условии, что Кыргызстан сможет выработать понятные российской стороне правила игры по интересующим Россию проектам.
Таким образом, Кыргызстану практически дали понять, что потенциальные партнеры готовы производить значительные финансовые вливания, но для этого правительству Кыргызстана ещё предстоит проделать значительную работу по доработке законодательства в сфере приватизации, в первую очередь энергетических мощностей.
Единственным значимым внутриполитическим событием летних месяцев стал Указ президента «О реорганизации системы административно-территориального устройства». Президентская стратегия реформы, утвержденная этим документом, существенно отличается, и в этом смысле противостоит стратегии оппозиции, сформулированной в законопроекте, внесенном депутатом А.Бекназаровым. В соответствии с указом президента реформа будет проводиться поэтапно, причем главное ее действие - изменение территориально-административного устройства страны - отнесено на период после 2010 года. Таким образом, выбор стратегии реформы говорит, с одной стороны, о нежелании президента ссориться с региональными властными элитами до выборов 2010 года, а с другой - о намерении выстраивать более управляемую вертикаль власти.
Политические процессы, происходившие в стране в течение сентября текущего года, определялись двумя важными линиями: началом реализации президентского политического проекта по завершению конституционной реформы и трансформации политического поля страны, а также возникновением новых политических дискуссов, связанных с существенным ростом цен на основные продовольственные товары.
Существенное удорожание потребительской корзины стало одним из главных контекстов разворачивания значительной части политических событий. За короткий срок цены на муку возросли в три раза, а на растительное масло - в два раза. Это вызвало существенный, почти в два раза рост цен на дешевые сорта хлеба, являющиеся основным продуктом питания в сельских регионах страны и для бедной части населения. Заметно выросли и цены на мясо, другие продовольственные товары. Причиной роста цен стало увеличение мировой цены на зерно, а также решение правительства Узбекистана о свободном ввозе в эту страну зерна, муки, растительного масла и других товаров. В условиях более высокой цены на эти товары в Узбекистане начался сильный отток их из Кыргызской Республики.
Резкий рост цен на основные продовольственные товары вызвал рост недовольства населения. Так, 16, 17, 18 сентября проходили немногочисленные митинги граждан Жалалабатской, Баткенской и Нарынской областей. Несмотря на немногочисленность митингов (от 25 до 45 человек), это является показателем того, что при необходимости политические силы вполне могут воспользоваться недоработками правительства в этой сфере и поднять новую митинговую волну для реализации своих интересов. В этом смысле данная ситуация на продовольственном рынке в первую очередь является уязвимым местом правительства Атамбаева и может быть одной причин для того, чтобы кандидатура Атамбаева не была выдвинута на пост премьер-министра после проведения референдума.
Тема роста цен и ответственности властей за ухудшение социально-экономического положения граждан будет активно разрабатываться оппозиционными политическими силами в ходе подготовки к референдуму и возможным последующим выборам в Жогорку Кенеш.
Важнейшим политическим событием месяца стало решение Конституционного суда о нарушениях процедур при принятии изменений в Конституцию, повлекшее за собой отмену ноябрьского и декабрьского вариантов конституций, а также послание президента Кыргызской Республики народу Кыргызстана, в котором он объявил о своей программе действий и в том числе - о назначении даты референдума по принятию Конституции.
Политическая ситуация после этих шагов продемонстрировала, что произошло существенное изменение в раскладе сил.
Реакция оппозиции на эти политические инновации была в основном негативной. Общие высказывания сводились к тому, что президент решил по примеру своего казахстанского коллеги сосредоточить всю полноту власти в своих руках.
Различными оппозиционными силами развернута критика президентского решения, как по срокам поведения референдума, так и по содержанию вынесенного на него проекта Конституции.
Содержание критики сводится к тому, что президентский вариант Конституции приведет к укреплению власти президента, что в соответствии с ним президент получает контроль над судебной ветвью власти, так как он назначает судей местных судов и дает согласие на привлечение их к ответственности. Кроме того, именно представители президента - главы местных администраций - получат право вносить на рассмотрение местных кенешей - представительных органов местного самоуправления - кандидатуры глав местных правительств (айыл окмоту).
Отмечалось также, что создание президентской партии может привести к тому, что будет обеспечиваться любой ценой ее победа на выборах и в таком случае президент получит полный контроль над парламентом.
Однако было очевидно, что эта реакция не набирает энергетики массового политического протеста. Наоборот, начался быстрый процесс распада оппозиционных политических сил. Несмотря на активизацию партийного строительства и прогнозы политических экспертов по поводу возможных сценариев на осень, в течение сентября в стране наблюдался спад активности оппозиционного движения, по крайней мере, в той институциональной форме, в которой оно публично проявлялось последние полтора года. Более того, 25 сентября Феликс Кулов заявил, что Объединенный фронт «За достойное будущее Кыргызстана» выполнил свою задачу и поэтому прекращает своё существование. За это время не последовало никаких заявлений от оппозиционного движения «За реформы!», несмотря на то, что работа правительства и президента давала достаточное количество поводов для новых выступлений.
Это означает, что политические силы намерены в основном работать в партийном формате. Все основные политические партии страны развернули работу по подготовке к выборам в Жогорку Кенеш, проведение которых ожидается в декабре этого года.
Важнейшими экономическими событиями, попавшими в политическую плоскость, стали договоренности, достигнутые между правительством Кыргызстана и компанией «Камеко» по увеличению доли Кыргызстана в совместной компании «Центерра», занимающейся добычей золота на месторождении Кумтор, а значит и увеличению доли страны во всем месторождении в целом.
Негативная реакция депутатов на соглашение говорит о том, что вопрос по данному месторождению далеко не закрыт. И в дальнейшем при возникновении новых кризисных ситуаций с бюджетом, либо же для укрепления собственных позиций депутаты и политические партии будут возвращаться к вопросу о справедливости разделения прибылей между иностранным инвестором и государством.
В поддержку президентского политического проекта было создано движение «За Конституцию, реформы и развитие!». В это движение вошли в основном партии, поддерживающие курс президента. Скорее всего, жизнь движения будет недолгой и завершится после проведения референдума по проекту новой редакции Конституции страны.
3. Тенденции на ближайшее будущее.
В целом данный период можно охарактеризовать как подготовку к очередному электоральному циклу, и следующий отрезок календарного года станет временем создания партийного парламента страны. И это является одной из очевидных тенденций ближайшего будущего.
Таким образом, исходя из имеющихся тенденций, в стране может быть развернуто несколько сценарных планов:
Вариант первый. В партийном строительстве более всех преуспеют пропрезидентские силы, что при имеющихся у власти административных ресурсах вполне может случиться. Процесс создания такой партии уже идет, и президент в своём послании народу Кыргызстана упоминал о необходимости создания партийной силы, которая была бы опорой исполнительной власти в части осуществления обозначенного политического курса.
Риски. Данная партия, если она возникнет, может дестабилизировать ситуацию и даст возможность оппонентам в первую очередь президента обвинить его в использовании административного ресурса. А значит любые результаты выборов в парламент, которые не устроят оппозиционные силы, могут быть оспорены как в Конституционном суде, так и на площади, если выборы состоятся ближе к весне.
Вариант второй. Параллельно с созданием пропрезидентской партии будет формироваться оппозиционный блок партий. Парламентарии из числа представителей оппозиционных президенту партий смогут обеспечить себе преимущество на выборах путём критики правительства и максимально широкого выдвижения своих кандидатов на всех избирательных участках республики.
Риски. При данном варианте развития событий не исключено повторение акций противостояния, подобных тем, что происходили в прошлом году, а также возможны связанные с ними социальная дестабилизация, новый экономический спад.
Вариант третий. Ни одна из политических партий не получит решающего преимущества во время досрочных выборов в Жогорку Кенеш. Сохранится примерно такая же расстановка сил, которая имеется сейчас в парламенте. Но с поправкой на то, что в виде субъектов политического процесса в парламенте будут выступать партийные фракции, которые будут представлять парламентарии.
Риски. При сохранении примерно равных позиций в новом парламенте не исключено, что отдельные силы постараются вновь вернуться к прежним методам принятия тех или иных законодательных актов путём угрозы или применения масс народа, как это было прежде.
Так, например, при отсутствии согласия по кандидатуре нового премьер-министра или сознательном блокировании отдельными партиями процедуры избрания премьер-министра страна может вновь уйти в выборный цикл, что чревато политической дестабилизацией в стране.
4. Заключение.
События сентября показали, что страна после некоторого летнего затишья снова вступает в период политической нестабильности. Однако на этот раз инициатором и генератором событий является президентская сторона, а не оппозиция, как это было все предшествовавшие два с половиной года президентского правления Курманбека Бакиева. Президент пытается перехватить инициативу и начать активно выстраивать собственную систему политического управления.
В целом июль-сентябрь 2007 года можно охарактеризовать как время работы в направлении выстраивания политической системы с укрупнением субъектов, участвующих в политических процессах. Хотя этот период не поставил точку в политических противостояниях, скорее, он только запустил данный процесс. Негативный экономический фон, связанный с ростом цен, а также предстоящая смена правительства и выборы Жогорку Кенеша по партийным спискам не гарантируют, что этот процесс пройдет без кризисов.
Успехи же Кыргызстана на международной арене как в сфере политической, так и в сфере экономических коммуникаций и соглашений во многом зависят от того, насколько и как будет сбалансирована вновь создаваемая система политических отношений.
Анализ политических событий подготовлен Валентином Богатыревым, координатором аналитического консорциума «Перспектива»