Курд в России не воин
15.11.2007, Московские Новости
Бахтияр Ахмедханов
27 государств признали Рабочую партию Курдистана (РПК) террористической организацией. Россия, ставшая вторым домом для тысяч беженцев, считает иначе.
Недавно в Москве произошло убийство, характер которого еще предстоит выяснить следствию. 29 октября в своем офисе был застрелен курдский предприниматель Мехмет Али Кучуккая. У него было и другое имя, Бедран, - члены Рабочей партии Курдистана (РПК) часто имеют псевдонимы. Бедран отвечал за экономическую деятельность РПК в Москве, и вскоре после его гибели руководство партии заявило, что убийство было организовано турецкими спецслужбами.
Означает ли это, что отголоски боев, идущих в горах на турецко-иракской границе, вслед за европейскими городами теперь будут звучать и в России? На этот и другие вопросы отвечает координатор Ассоциации обществ Курдистана в России и странах СНГ Фархат Мардин.
Мардин: Мы осуждаем террор в отношении гражданского населения и проводим боевые операции только в отношении военных и государственных объектов на территории самой Турции и иногда в других странах. И хотя у нас есть силы и средства для акций возмездия и на территории РФ, мы никогда не будем этого делать. Мы не хотим создавать для России даже малейших неудобств и к тому же надеемся, что власти страны найдут и покарают преступников.
МН: Почему к России особое отношение?
Мардин: Потому что она стала домом для более чем 500 тысяч курдов. Российские законы наиболее демократичны и позволяют курдам чувствовать себя здесь максимально защищенными.
После распада СССР курды, спасаясь от межнациональных конфликтов в Закавказье и Средней Азии, уезжали в Россию, где нашли новую родину.
В Российской Федерации действуют национально-культурная автономия курдов РФ и множество других организаций, позволяющих сохранять и развивать нашу культуру и традиции. Курдские общины существуют не только в Москве, но и практически во всех крупных городах страны.
МН: А в странах Западной Европы или СНГ курды чувствуют себя менее свободно?
Мардин: Смотря где. Наиболее свободно в Швеции, наименее - в Германии, которая традиционно поддерживает с Турцией хорошие отношения. Но, повторяю, наиболее либеральные законы существуют все же в России. Что же касается стран СНГ, то в последнее время курдов стали притеснять даже в Казахстане. Буквально за последние дни там прокатилась настоящая волна антикурдских выступлений, было сожжено несколько домов, а после недавнего возвращения Назарбаева из Анкары в стране были закрыты все наши представительства.
МН: Чем занимается РПК в России?
Мардин: Мы проводим агитационно-просветительскую работу, чтобы курды, покинувшие родину, не чувствовали себя сиротами и знали, что есть и у них защита. РПК - это мост между курдами и государством. И хотя у нас нет официальных связей с российскими властями, они не препятствуют нашей деятельности, так как не признают партию террористической организацией. Мы же, со своей стороны, заинтересованы в максимальном расширении отношений.
МН: Как вы оцениваете то, что происходит сейчас на севере Ирака? Чего хочет Турция и чего хотите вы?
Мардин: Там идут бои, и у нас есть силы, чтобы продолжать сопротивление. Цель Турции - не допустить создания на севере Ирака курдского государства. Мы, хотя и приветствовали бы этот шаг, выступаем не за перекрой границ и создание Курдистана за счет территорий Турции, Ирака, Ирана и Сирии, но и за то, чтобы во всех этих государствах установились демократические режимы, дающие равные права всем живущим там народам.
МН: Партизанские базы РПК существуют только на границе Ирака и Турции?
Мардин: Нет, есть еще в Иране, где тоже время от времени происходят столкновения. В Сирии наших баз нет, но подпольная работа тем не менее проводится.
МН: Вы сотрудничаете с иракскими курдами? Какие отношения у РПК с их лидером Масудом Барзани?
Мардин: До последнего времени были нормальными. Но недавно в Иракском Курдистане были закрыты все офисы и культурные учреждения, которые мы курировали. В том регионе есть территории, на которые без разрешения РПК не могли проникнуть ни арабы, ни иракские курды, ни турки, ни американцы. В последнюю неделю эти территории начали облетать самолеты и вертолеты ВВС США, и у нас есть опасения, что может готовиться высадка спецназа с целью захвата наших лидеров и выдачи их туркам. Мы предупредили американцев, чтобы они прекратили проводить разведку. А вообще мы им не верим.