CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

«Азербайджанская труба» для Европы

8 декабря 2007

«Азербайджанская труба» для Европы

7 декабря 2007г. ? 47 (775), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Баку уже начал поставлять природный газ в страны Евросоюза в обход России, и приглашает это же делать страны Центральной Азии

Государственный департамент Соединенных Штатов выразил свое удовлетворение подписанием соглашения между Турцией и Азербайджаном, согласно которому природный газ из этой закавказской республики будет теперь подаваться в Турцию через территорию Грузии. Ранее американская администрация неоднократно выступала с заявлениями о том, что пример «диверсификации» газовой политики Азербайджана может стать хорошим стимулом и для других государств: читай - Казахстана и Туркменистана - по продвижению своего экспорта на европейские рынки в обход территории России и существующих уже через эту территорию газопроводов.

Когда в турецком городе Ипсала состоялось торжественное открытие газопровода, который объединил трубы двух некогда непримиримых противников и соседей - мусульманской Турции и христианской Греции, тем самым главным событием этого мероприятия стало присутствие на открытии газопровода президента Азербайджана Ильхама Алиева, составившего компанию премьер-министрам Турции и Греции, а также министрам энергетики Грузии и Соединенных Штатов.

План Самуэля Бодмэна - в действии?

Не секрет, что для Соединенных Штатов район и Закавказья, и Центральной Азии крайне важен с энергетической точки зрения. При этом не стоит думать, что Америка получает сама из этого региона хоть каплю нефти или кубометр природного газа. Просто при развитии энергетического сектора этого региона крупнейшие компании США, такие, как Chevron, Conoco-Phillips, Exxon-Mobil получают огромные прибыли от той же добычи нефти в Казахстане, куда бы потом она не экспортировалась.

Так и в случае с новым газопроводом между Азербайджаном и странами Западной Европы. Соединенные Штаты прилагают серьезные усилия для того, чтобы попытаться убедить основных экспортеров газа и нефти из Закавказья и Центральной Азии идти «нероссийским путем». Кто-то из политологов уже даже назвал подобный курс Вашингтона неким «энергетическим планом Бодмэна» по имени нынешнего министра энергетики Соединенных Штатов.

Скорее всего, никакого официально оформленного и подписанного министром плана на самом деле не существует, однако, судя по всему, курс на реальный отвод ключевых стратегических нефте- и газопроводов из региона Центральной Азии и Закавказья через Азербайджан все же существует.

Показательно, что после введения в строй нового газопровода между Грецией и Турцией, теперь Греция - первая страна ЕС - получает возможность импортировать природный газ с азербайджанского месторождения Шахдениз. К 2012 году, как заявил премьер-министр Греции Костас Караманлис, будет открыт новый газопровод между Грецией и Италией, а к тому времени ожидается, что Азербайджан уже приведет в порядок все свои магистральные трубопроводы, и сможет беспрепятственно доставлять в «большую Европу» дополнительно примерно до 1 млрд. кубометров природного газа.

Как известно, на данном этапе Азербайджан полностью отказался от экспорта российского природного газа, после того, как в конце прошлого года Москва повысила цену на свой газ для Баку до 235 долларов за тысячу кубометров. Не стала покупать российский газ по такой цене и Грузия. А после того, как в строй был запущен газопровод по маршруту Баку - Тбилиси - Эрзерум, Турция и Грузия начали получать азербайджанский газ по цене в 140 долларов за тысячу кубометров, что позволило грузинской казне сэкономить существенные средства, и не зависеть более от России в момент, когда межгосударственные отношения между Москвой и Тбилиси и без того остаются напряженными.

Европа не желает зависеть только от российских поставок газа

Понятно, что поставки азербайджанского газа в Европу могут кардинально изменить всю экономическую и политическую картину энергетического снабжения «старого континента» энергоресурсами. Именно поэтому страны Евросоюза через структуры Совета Европы и энергетической комиссии ЕС проталкивают идею прокладки газопровода «Набукко» под Каспием, причем эту идею из всех поставщиков газа реально - и на деле, а не только на словах - поддерживает пока только один Азербайджан.

Что касается Казахстана и Туркменистана, то лидеры этих двух стран пока никаких резких движений делать не спешат, высказываются одновременно вроде бы и за саму идею альтернативности доставки газа из Центральной Азии в Европу, и в то же время и не собираются ссориться с Россией, и поставлять свой природный газ в пику Москве в обход ее территории. Если Туркменистан и Казахстан пока выжидают, как будет развиваться дальнейшая борьба за проект «Набукко», то Азербайджан ждать не намерен, и стремится как можно быстрее со своими собственными природными ресурсами выйти на европейский рынок, благо что и поддержка его стремлениям в Европе имеется, да и общая конъюнктура складывается для таких поставок более, чем благоприятная.

К тому же относительно недавно британская компания BP, которая является главным оператором месторождения Шахдениз, заявила, что ею обнаружены новые газовые месторождения с мощностью примерно в 1, 2 трлн. кубометров природного газа, плюс есть ожидания, что эти открытия - не последние, и что вокруг Шахдениза есть еще перспективные газовые поля. Учитывая этот факт, правительство Азербайджана стремится сделать все возможное, чтобы азербайджанский газ как можно быстрее попал на европейские рынки, и принес стране столь необходимые сейчас лишние евро для экономического развития страны.

Активно «окучивает» Азербайджан на данном этапе и руководство Евросоюза. Видя, что отношения стран Центральной Азии и России куда более политизированы, нежели отношения по оси Баку-Москва, в Брюсселе решили, что президент Азербайджана Ильхам Алиев - наиболее подходящий лидер для проведения европейских интересов в этом регионе. Интересно, что аналогичные ожидания существуют и в Соединенных Штатах. Там министр энергетики Самуэль Бодмэн также считает, что именно на Азербайджан надо делать в данном вопросе ставку в плане прокладки новых трубопроводов в Европу, и именно через Азербайджан пытаться убедить и Казахстан, и Туркменистан как можно скорее подключаться к проекту «Набукко» и другим транскаспийским энергетическим идеям американского руководства.

Правда, при этом «про-азербайджанском напоре» и в Евросоюзе, и в Соединенных Штатах в последнее время высказывается большое беспокойство по поводу желания Азербайджана в конце концов решить Карабахский конфликт с соседней Арменией. Конфликт этот фактически остается замороженным с 1994 года. Однако если раньше Баку надеялся исключительно на дипломатические методы и длительные переговоры, то сейчас власти Азербайджана в лице президента страны и депутатов парламента делают все чаще воинственные заявления по поводу возможности военного решения проблемы.

И Америка, и европейцы при этом прекрасно понимают, что если военные действия на Кавказе возобновятся, то сразу же все энергетические затеи и по поводу уже действующих трубопроводов (типа Баку - Тбилиси - Джейхан), и новые (тот же проект «Набукко») просто потеряют всякий смысл. Именно поэтому за последние несколько месяцев американская дипломатия прилагает максимум усилий для того, чтобы попытаться убедить Армению освободить оккупированные в результате войны 1992-94 годов азербайджанские территории, не доводя дело до открытых военных столкновений.

Армения пока ни на какие угрозы и давление не поддается, укрепляет свои отношения с Россией и Ираном, и постоянно намекает, что если Азербайджан все же решит путем военных действий вернуть себе потерянные ранее территории, то это обернется подлинной катастрофой - в том числе и экологической - в районе всего Закавказья.

Стоит ли ждать «газовых морковок» Ашхабаду и Астане?

Пока Азербайджан активно проталкивает свои газовые (вкупе с нефтяными) интересы на европейском континенте, по расчетам на этот же самый рынок стремятся и Туркменистан, и Казахстан. Поскольку у этих двух центральноазиатских республик нет прямого выхода на Европу, а только через транзитные территории, может так случиться, что пока они будут решать с кем им лучше работать по трубопроводным направлениям - с Россией или Евросоюзом, поддерживаемым Америкой, Азербайджан уже к тому моменту застолбит в Европе для себя выгодные позиции.

Вместе с тем пока совершенно ясно, что с теми газовыми возможностями для экспорта, которыми располагает нынче Азербайджан, обеспечить масштабное снабжение европейского рынка собственным природным газом вряд ли получится. К тому же новые месторождения газа, которые обнаружены недавно вокруг Шахдениза, еще нуждаются в промышленной разработке, к ним еще надо провести свои трубопроводы, и только потом на их мощности можно будет рассчитывать при экспорте природного газа в Европу.

При этом, видя, что Азербайджан достаточно активно идет в Европу своим, а не «российско-территориальным» трубопроводным путем, руководство ЕС и Соединенных Штатов в ближайшие месяцы усилят проведение «разъяснительной работы с правительствами Казахстана и Туркменистана. Правда, делать они это будут параллельно с такой же активной «работой» по проталкиванию своих интересов со стороны России и Китая, но здесь уже как пойдет вся эта трубопроводная дипломатия: что решат сами президенты Казахстана и Туркменистана, и в каком направлении они определят на дальнейшее связать потоки энергоресурсов, поступающих на мировые рынки из этих стран.

Надо также учесть, что у Азербайджана на данном этапе особой альтернативы попросту нет. Ему обязательно надо заручиться дипломатической поддержкой и со стороны ЕС, и Соединенных Штатов для решения Нагорно-Карабахского конфликта. И «газовые», а также «нефтяные» реверансы в сторону и Брюсселя, и Вашингтона как нельзя лучше должны, по идее, посодействовать Баку в решении давнего и очень болезненного политического спора с соседней страной.

В то же время ни Казахстан, ни Туркменистан ни с кем не воюют, особо «прислоняться» ни к Европе, ни к Америке у них нужды нет, да к тому же типично восточная дипломатия по «культурной разводке» всех рвущихся в Центральную Азию за газом да за нефтью клиентуры очень даже может помочь и Астане, и Ашхабаду в их дальнейших политических шагах. Правда, Казахстан все же более «заметен» в международных делах, чем Туркменистан, и особенно - в Европе, где Астана получила статус председателя ОБСЕ на 2010 год. Вот здесь как раз и у европейцев, и у Америки появляется неплохой шанс подавить на президента Н.Назарбаева по прокачке своих интересов.

Но есть также вариант, при котором казахское руководство, глядя на поведение своего «старшего нефтяного соседа» - России, может занять аналогичную позицию «большой гордости» по отношению ко всякого рода давлению, нравоучениям и «дружеским советам» со стороны. Тот же президент Казахстана по примеру своего российского коллеги элементарно может собрать всех западных послов на большой обед-той, и объяснить им там на пальцах, что по поводу того, куда пойдут в будущем казахстанские трубы с нефтью и газом, будут решать именно в Астане, а не в Брюсселе и Вашингтоне, и так будет вне зависимости от того, сколько раз в Астану для проталкивания трубопроводных проектов будут наведываться зарубежные гости.

Но скорее всего, «нравоучать» ЕС и США странам Центральной Азии время пока не пришло, да и смысла особого в этом нет. А посему на данном этапе и Астане, и Ашхабаду нужно как можно внимательнее наблюдать за тем, что делают в Европе их ближайшие соседи из Азербайджана, и насколько поставки газа из этой страны действительно смогут помешать туркменскому и казахстанскому газу заполнять европейскую нишу как минимум на ближайшие несколько лет.

dn.kz

Предыдущая статьяОтложенный статус
Следующая статьяГосударства-члены ЕврАзЭС формируют правовые предпосылки для взаимного признания документов об образовании