Еще и пахнет!
18 января 2008 11:27, iamik.ru
Таджикская антисанитария - угроза Центральной Азии
Трудно сказать, какая отрасль народного хозяйства в Таджикистане находится в наихудшем состоянии. После нескольких лет гражданского противостояния от прежней экономики и социальной сферы остались одни воспоминания. При грамотном управлении и взвешенном распределении бюджета ситуацию можно бы было восстановить, однако руководство страны приняло иное решение.
К бюджету были допущены лидеры национального примирения, остальная часть пошла на создание резервного фонда семьи Рахмоновых (ныне Рахмон). С тех пор прошло уже десять лет. Резерва президента хватит на обеспечение его детей и внуков в ближайшие сто лет. Несмотря на это, никаких кардинальных изменений в стране не произошло. В полном соответствии с законами развития цивилизации, за все ошибки правителя расплачиваться приходится народу. Таджикистан не исключение.
Страна продолжает плыть туда, куда её несёт течение. В республике царит тотальная нищета и коррупция, в абсолютном упадке находится социальная защита населения. Безработица погнала людей на заработки в более благополучную Россию. Большинство трудоспособного населения страны уезжает заграницу в поисках лучшей доли. Трудовые мигранты на сегодняшний день составляют, примерно, 2,5 миллиона граждан. По данным государственной миграционной службы Таджикистана, ежегодно в Россию выезжают на заработки около 600 тысяч граждан республики. Около половины из них (44,8 процента) работают в строительстве, 16,4 процента - в сфере торговли, 6,7 процента - в обрабатывающих производствах, 2,8 - в сфере транспорта, 2,6 - в сельскохозяйственном производстве. Многие таджикистанцы не приезжают на Родину годами.
Ещё одной, пожалуй, самой главной проблемой для республики является медицина. Вернее, её отсутствие. Антисанитария и рост числа инфекционных заболеваний (брюшной тиф, малярия, дифтерия, вирусный гепатит, туберкулез), острые респираторные заболевания, анемия, йододефицитное состояние вернули Таджикистан к периоду начала 20-х годов прошлого века.
Резко обострились проблемы репродуктивного здоровья. По официальным отчетам, в настоящее время один врач из системы здравоохранения Таджикистана обслуживает порядка 500 жителей городов и урбанизированных населенных пунктов. В более отдаленных местах эти цифры даже не поддаются статистике, ввиду отсутствия там постоянно действующих врачебных пунктов и больниц. В редких селах, где таковые имеются, отсутствует квалифицированный персонал. По территории республики распространён гельминтоз - инфекционное заболевание, вызываемое паразитическими червями: острицами, аскаридами, описторхами и т.д. По данным российских эпидемиологов, проводящих на местных рынках проверку ввозимых из южных республик продуктов, отмечают выявление среди таджикских изысков аскариды и токсокароз.
ВИЧ тоже не обошёл таджикистанцев стороной. В настоящее время в Таджикистане, по некоторым данным до 15.000 ВИЧ-инфицированных (официально 872). Начиная с того момента, когда начался учет ВИЧ-инфицированных в Таджикистане, от этой болезни скончались 180 человек.
И если в странах Европы и России, основным источником заражения считается шприц с наркотиками общего пользования, то в Таджикистане - это взаимоотношение полов. В этой стране очень сильны древние обычаи и традиционные устои. К современным контрацептивам здесь относятся как к выдумке шайтана. Гастарбайтер, зарабатывающий смертельный вирус в каком-нибудь притоне города временного проживания, выполняет функцию тычинки, перенося инфекцию домой, в супружескую постель и по всем другим городам, куда его забросит нелёгкая судьба представителя дешёвой рабочей силы. Генофонд Таджикистана от этого не выигрывает - на данный момент от 23 инфицированных матерей родились дети, в крови 2 детей уже обнаружен ВИЧ.
По официальным данным, в местах лишения свободы содержатся 75 ВИЧ-заключённых. Сколько на самом деле, не знают даже в ГУИН республики.
Характерно, что в бывшем Советском Союзе вирус ВИЧ-инфекции был впервые обнаружен у гражданки Таджикистана. Жительница города Худжанда Согдийской области Ольга Гаевская в 1985 году поехала в Ленинград поступать в ВУЗ. Не пройдя конкурс, девушка решила не возвращаться домой и осталась в этом городе. Очень скоро она занялась проституцией, а через некоторое время у нее обнаружили ВИЧ-инфекцию. Позже она скончалась от этой болезни и похоронена в Худжанде - втором по величине городе Таджикистана. Именно в Худжанде сейчас зарегистрировано самое большое количество ВИЧ- инфицированных - 65 человек.
По словам правозащитницы Бобоназаровой, «в Таджикистане грубо попираются гражданские права ВИЧ-инфицированных, что также создает препятствия для профилактики и борьбы с распространением инфекции. Нередки случаи, когда даже врачи с пренебрежением относятся или вообще отказываются обслуживать эту категорию больных. К ВИЧ-инфицированным в Таджикистане относятся не как к больным и обреченным людям, а как к преступникам. Наше общество пока не готово к милосердию».
Санитарные службы работают только в Душанбе. На остальной территории республики слова «канализация» и «мусоровоз» используются при дискуссиях на научно-фантастические темы. Проложенная ещё в советские времена канализация при Рахмоне пришла в такой упадок, что в ней дохнут даже крысы. Весной этого года таджикским медикам с трудом удалось локализовать вспышку инфекционного заболевания лептоспироза в Файзабадском районе страны. Причиной стали разлагающиеся трупы этих, известных своей живучестью грызунов.
На многочисленных, хаотично появляющихся свалках копошатся бомжи и маленькие дети. За пределами столицы мусор никто не убирает и не вывозит. Профессия мусорщика не в чести. Мусорщик имеет имидж человека зря доставившего родителям хлопоты своим появлением на свет. Имеющиеся в распоряжении таджикистанцев мусорные баки очищаются раз в месяц при помощи наёмной техники. Как сообщил ИАА «Вароруд» заместитель начальника управления санитарно-эпидемиологического надзора Согдийской области, Абдумавлон Султонов, в 18 городах и районах Согдийской области находятся всего лишь 94 мусоросвалок, 90% из них не отвечают требованиям санитарно-гигиенической безопасности. «84 мусоросвалки не отвечают санитарным требованиям, зачастую мусоробаки оставляют открытыми. В некоторых городах лишь единичное число мусоросвалок. В плачевном состоянии находятся мусоросвалки в районах Ганчи, Зафарабада и Канибадама», - заявил А. Султонов.
Он так же отметил, что это становится причиной появления различных инфекционных болезней.
Эпидемиологическая катастрофа, иначе не назовёшь, набирающая обороты в Таджикистане оказывает влияние на сопредельные государства. Как сообщил ИА «24.kg» заместитель главного врача Баткенской областной санэпидемстанции Киргизии Дыйканалы Жунусалиев «Вспышка брюшного тифа в Таджикистане вызывает у нас опасения, так как кыргызские села Кара-Бак, Чон-Талаа, Паскы Арык, Уч-Добо, Ак-Татыр и Достук используют для питья воду, которая течет из Таджикистана со стороны городов Исфары, Кулькента, Чильгазы и Новгилема», - подчеркивает он.
Примечательно, но именно Согдийской области, где распространены брюшной тиф, малярия, дифтерия, вирусный гепатит, туберкулез, гельминтоз, где не работают коммунальные службы, где зарегистрировано наибольшее количество ВИЧ-инфицированных, где царит нищета и антисанитария, по поручению Президента страны Эмомали Рахмона правительство республики решило придать статус - свободной экономической зоны (СЭЗ).
Справедливо задаться вопросом: перестанет ли дерьмо вонять, если его назвать конфеткой?
Гулназар Каландаров