«Черные чалмы»
21 марта 2008г. ? 11 (789), Деловая Неделя, Казахстан
Андрей САИДОВ, Ташкент
В Ферганской долине появилось новое религиозное течение
По сообщениям узбекских источников агентства Ferghana.ru, в Ферганской долине появилось новое религиозное течение «Кора саллалилар» - «Носящие черные чалмы». Анонимный представитель этого движения сообщил журналистам, что «черные чалмы» имеют собственный устав и программу действий, отличные от идеологии ваххабитов и партии Хизб ут-Тахрир, с которыми правительство Ислама Каримова ведет ожесточенную многолетнюю борьбу. По словам источника, члены организации, насчитывающей до тысячи человек, занимаются только проповедью ислама.
Официальное духовенство Узбекистана категорически осуждает деятельность подобных течений, считая, что они вносят ненужное разделение и раздоры в мусульманскую общину. Власти страны чрезвычайно жестко контролируют любые проявления альтернативных религиозных движений, видя в них прямую угрозу существующему политическому строю. С середины 90-х годов тысячи граждан Узбекистана были осуждены за принадлежность к ваххабитам и другим течениям исламского фундаментализма наряду с проповедью религиозного обновления, выдвигающим и политические лозунги. После неудачной попытки Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в 1999-2000 г.г. организовать вооруженную интервенцию в Ферганскую долину внутри страны подверглись преследованиям представители мусульманского духовенства, в своих публичных высказываниях допускавшие критику официальных властей. Затем главным идеологическим оппонентом правительства Каримова стала ныне запрещенная во многих странах партия Хизб ут-Тахрир. Ее последователи обвинялись в организации террористических актов в Ташкенте и Бухаре весной и летом 2004 года. Члены Хизб ут-Тахрир, а так же лица, подозреваемые властями в симпатитях к этой партии, были подвергнуты арестам, тюремному заключению или бежали из Узбекистана, обосновавшись в южных областях соседнего Кыргызстана, где их деятельность также запрещена законом, но уголовные преследования пока не носят массового характера.
С 2005 года, в связи с трагическими событиями в Андижане, широкую известность получило очередное религиозное течение в Ферганской долине - «Акромия». Ее основатель, уроженец Андижана Акром Юлдашев, ранее бывший членом Хизб ут-Тахрир, основал собственное религиозное учение - своего рода разновидность «исламского социализма». В своем трактате «Имонга Йул» - «Путь к вере» он предложил стратегию «ненасильственного врастания» организации фундаменталистов в местные структуры государственной власти. Последователи Юлдашева, посаженного в тюрьму в конце 90-х годов, начали воплощать его учение в жизнь, создав сеть успешных частных предприятий и нелегальный фонд для поддержки малоимущих единоверцев. Спецслужбы Узбекистана усмотрели в этой деятельности «акромистов» опасность альтернативной власти в Ферганской долине - наиболее перенаселенном и социально неустроенном регионе страны. Суд над 23 бизнесменами - «акромистами» в Андижане 12 мая 2005 года вылился в массовые беспорядки и вооруженный мятеж, при подавлении которого правительственными войсками погибли сотни мирных жителей. Евросоюз наложил на правительство Каримова санкции, частично ослабленные в 2007 году.
Источник отказался сообщать журналистам, кто из духовных лидеров Ферганской долины возглавляет «Носящих черные чалмы». Однако известно, что центр религиозной организации располагается в Коканде - торговом городе, чье население отличается особой религиозностью и тягой к мистике. Например, в одном из поселков вблизи Коканда, в Бувайдинском районе, уже несколько лет процветает культ живого святого - шейха суфийского ордена Накшбандия Хазрата Ибрагима, к которому ежегодно прибывают тысячи паломников со всего Узбекистана, из соседних стран Центральной Азии и даже из России и Европы. По свидетельству очевидцев, коллективные молитвы и поклонения в резиденции шейха сопровождаются массовым трансом и публичными призывами беспрекословно подчиняться воле святого наставника. Сам Хазрат Ибрагим утверждает, что его мюридами - прямыми последователями-является 3 тысячи человек. По мнению экспертов, последователей и сторонников тариката Накшбандия во всей Ферганской долине сегодня может насчитываться до 40 тысяч. Известны факты, когда в орден уходят целыми семьями и махаллями - жилыми кварталами. Строительство и реставрацию мечетей ордена в Коканде и Шахимардане финансируют узбекские бизнесмены из Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана. Власти пока относятся к деятельности Хазрата относительно терпимо, поскольку орден Накшбандия в Узбекистане старается соблюдать лояльность президенту Каримову, и сам святой, при контактах с прессой и светскими лицами, не раз подчеркивал, что совершенно не интересуется политикой, а его последователи, прежде всего, совершенствуются в поэзии и постижении тайн суфизма.
Однако многие эксперты считают, что социальное неблагополучие и растущая нищета в Ферганской долине оставляют стихийным религиозным течениям много шансов составлять конкуренцию официальной идеологии и государственной власти. «Черные чалмы» вызывают у некоторых тревожные ассоциации с обязательной «униформой» лидеров ливанской партии «Хезбалла» и афганскими талибами. Хотя в исламе черный цвет, в отличие от белого - цвета скорби, сам по себе не несет негативного смысла, напротив - считается символом достатка, благоденствия и процветания. В одном из хадисов говорится, что пророк Мухаммед, читая проповеди в мечети, надевал черную чалму и ее конец спускался ему на плечи. Свою любимую чалму пророк подарил зятю и ближайшему сподвижнику - Али. В мусульманском мире зеленые или черные чалмы обычно носят сеиды - потомки Мухаммеда и Али, либо особенно благочестивые люди, совершившие хадж в Мекку. Принесут ли «Черные чалмы» благоденствие в Ферганскую долину? Историки отмечают, что в прежние времена самые искренние мусульмане в этом регионе чаще предпочитали носить тюбетейки. Отсутствие элементарного достатка в повседневном быту и дефицит политических свобод, по мнению экспертов, устремляют надежды простых людей к радикальным формам религиозной жизни.