среднюю азию соблазняют «евроремонтом»
16-23 апреля, (13)1909, РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ - федеральный еженедельник
новые штрихи региональной политики сша и ес
Баталии вокруг предоставления Грузии и Украине промежуточного статуса на пути в НАТО оставили в тени внимания мировых СМИ среднеазиатский сюжет, развернувшийся в кулуарах Бухарестского саммита альянса в начале апреля.
Вместе с тем политические аналитики сходятся во мнении, что прошедший в румынской столице саммит продемонстрировал не только амбиции Вашингтона и Брюсселя по дальнейшему «освоению» постсоветского пространства, но и активное движение среднеазиатских государств, в частности Узбекистана и Туркмении, в сторону Запада. По мнению экспертов, цель процесса - выход этих стран из своего рода международной изоляции и ограничение в них российского влияния.
Показательно, что в ходе саммита НАТО главам стран Средней Азии были представлены не только пожелания «развивать демократию», но и более осязаемые контуры их вписывания в стратегически важные для Запада инфраструктурные проекты. Так, высоким гостям был презентован проект железной дороги, которая соединит Европу со странами региона и Афганистаном. Инициатором и главным инвестором постройки этой железнодорожной ветки является Вашингтон, рассчитывающий на стабильный доступ с помощью европейских союзников к запасам среднеазиатских полезных ископаемых и на обеспечение бесперебойного наземного пути в обход России к Кабулу и ряду афганских провинций. Данный проект - Line communication - вписывается в концепцию «Великого шелкового пути», важными направлениями которого станут торговля хлопком, энергоносителями, минеральными ресурсами.
В этой связи в последнее время отмечается существенное потепление отношений между США и Узбекистаном. Инициатором «смены гнева на милость» выступил Вашингтон, последовательно наращивающий финансовую помощь Ташкенту и рассчитывающий на его ответную поддержку. Реализуя проект Line communication, США смогут укрепить свое присутствие в Средней Азии, поскольку он отвечает концепции «Большая Центральная Азия», предусматривающей экономическую интеграцию Афганистана в этот макрорегион под американским протекторатом.
Стараются не отставать от США и страны Западной Европы, озабоченные перспективами «ресурсного голода» и усилением позиций Китая в регионе, в частности, активно развивающего такие «чувствительные» проекты, как строительство газопроводных веток Казахстан - КНР и Туркмения - Китай (при участии Узбекистана). В этой связи предпринимаются как самостоятельные шаги Германии, Франции и Великобритании по продвижению своих интересов в этой части постсоветского пространства, нередко пересекающихся или дублирующих друг друга, так и коллективные «заходы» в формате Евросоюза. Важной вехой в активизации европейской политики на данном направлении стал открывшийся 9 апреля двухдневный форум ЕС - Центральная Азия, на котором главы внешнеполитических ведомств Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана обсудили с еврокомиссарами «Стратегию партнерства в Центральной Азии». Эксперты оценивают этот документ как весьма рыхлый и поверхностный, отражающий стадию «политической притирки» Берлина, Парижа и Брюсселя к среднеазиатским реалиям. Тем не менее заложенные в нем с подачи Германии тезисы о борьбе с угрозами безопасности (от терроризма до наркотрафика) и необходимости расширения вариантов энерготранзита, разумеется, в рамках транспортных коридоров на Запад, заставляют задуматься о том, все ли Москва делает для интенсивного развития диалога и сотрудничества со странами Средней Азии.
Автор - Виктор КОЛЫВАНСКИЙ.