Обезвоживание
Водная инфраструктура требует срочного ремонта
04/07/08 Деловая Неделя
Рафаэль БАЛГИН
Без воды не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Чтобы сохранить здоровье, каждому из пяти с лишним миллиардов человек на Земле необходимо потреблять - вместе с разными напитками и пищей - около двух с половиной литров воды в день. Хотя в деле экономии водных ресурсов лучше всех преуспели миниатюрные японцы, которые умудряются принять все «водные процедуры», используя объем, сопоставимый со стаканом воды. Для жителей Алматы - крупнейшего города Казахстана, экономить воду непривычно. Мы продолжаем тратить ежедневно объемы, в сотни и даже тысячи раз превышающие японские. Понятно, что делать это нам еще позволяют природные ресурсы. Пока они у нас есть, а что делать, если вдруг закончатся? Впрочем, сейчас мы сталкиваемся с другим комплексом проблем «водной тематики» - ухудшением качества воды и инфраструктурным и техническим коллапсом водосетей.
Не смотря на кажущееся обилие воды в окрестностях Алматы, похоже, скоро нам придется ее экономить
Постановка проблемы
Репутация чистой воды в Алматы давно подмочена, хотя об этом не любят говорить ни представители власти, ни работники водоочистных учреждений. Когда-то она действительно считалась качественной, приближенной к родниковой, поскольку большинство водопроводов питалось от подземных источников или от горных вод. Но в последние годы ситуация сильно изменилась. Из-за нехватки финансирования водопроводные сети не ремонтировались и изжили свой срок. Трубопроводы магистральных сетей, внутри домов и предприятий окисляются и портят тем самым качество воды. Появился такой фактор, как нелегальное подключение к водопроводным сетям новых застройщиков, которое имело некоторое время назад огромные масштабы.
Уже несколько лет остро стоит проблема растущего дефицита воды. При этом контроль за ее расходом промышленными и сервисными предприятиями оставляет желать лучшего, а тариф на использование остается самым низким в стране. Алматинские городские власти уже заявили, что они намерены добиваться введения дифференцированного тарифа. По их словам, если для населения при норме 150 литров на человека в сутки стоимость воды не изменится, то для субъектов бизнеса она должна вырасти. Таким образом, у предпринимателей и горожан, расходующих воду сверх меры, появится стимул к экономии.
Сегодня потребление воды в Алматы составляет более 290 млн. кубометров в год. Соответственно, возрастает и объем сбросов, оказывая существенное влияние на экологию в городе и вокруг него. По некоторым данным, значительная часть принимаемых водных объемов с ледников и накопителей в верхней части города уходит под поверхность в связи с изношенностью систем. Существует даже такая байка о дайверах, нанятых для мониторинга водных накопителей. По ней после всплытия дайверы заявили, что накопительные конструкции, построенные еще при СССР, перенесшие ряд тектонических, временных и хозяйственных энтропийных воздействий, подлежат даже не демонтажу, лишь взрыванию, чтобы можно было построить что-то новое за короткий промежуток времени. В подтверждение такой катастрофической ситуации существует признаваемое подавляющей массой жителей города мнение, что качество очистки воды не удовлетворяет потребности казахстанского мегаполиса. К этой проблеме на фоне намерений дефференцированого роста цен на воду прибавляется задача «Водоканала» сохранить свою штатную численность, средневзвешенный тариф и так далее - все, что положено по закону.
Вроде бы Алматы имеет серьезные претензии на то, чтобы быть современным городом, но в итоге нам может выйти боком то, что все мы (потребители и поставщики) забываем про важность одного из основных компонентов нашей жизни - воды, которая в региональном плане считается большой ценностью, если не сказать - драгоценностью.
Вода и стоки Алматы в контексте региона
В Азии сосредоточены лишь 36 % мирового запаса речных и озерных вод и целых 60 % мирового населения. И наоборот, по всему миру свыше 200 речных бассейнов, площадью превышающих половину поверхности суши, расположены на землях двух или более стран, а число людей, которые живут не так далеко от реки и могут пользоваться водой, составляет всего 0,4 % мирового населения.
Балхаш-Алакольский бассейн занимает обширную территорию на юго-востоке Казахстана и часть сопредельной территории Китая. Его площадь составляет 413 кв. км, в том числе 353 тыс. кв. км на территории Казахстана. Казахстанская часть Балхаш-Алакольского бассейна включает в себя территорию Алматинской области, Мойынкумский, Кордайский и Шуйский районы Жамбылской области, Актогайский, Шетский и Каркаралинский районы Карагандинской области, Урджарский, Аягозский районы Восточно-Казахстанской области.
Крупнейший город Казахстана Алматы также расположен на территории этого бассейна. Численность населения в казахстанской части бассейна около 3,3 млн. человек. Основная его часть проживает в Алматинской области и, по официальным данным, составляет 1,6 млн. человек. Водный фонд в этом бассейне значительный и составляет 149,4 куб. км, но основной объем воды (77%) находится в озерах, главным образом в Балхаше, и не может быть использован ни для водоснабжения, ни для орошения сельскохозяйственных массивов Алматинской области. Доля речных вод составляет 14%, воды водохранилищ - 5%.
По Алматинской области, где создается алматинская агломерация, на групповых водопроводах система обеззараживания воды не реконструировалась с начала ввода в эксплуатацию и в настоящее время не соответствует требованиям ГОСТ 2874-82 и инструкциям Минздрава по остаточному хлору, так как вода хлорируется один раз на головной насосной станции и нуждается в дополнительном обезвреживании на насосно-перекачивающих станциях. Однако выполнить эти работы в современных условиях не представляется возможным, так как на их реализацию требуются значительные финансовые ресурсы.
Реконструкция водопроводов практически не ведется, так как это требует ежегодной замены только одних трубопроводов в количестве 3,6 тыс. км, ориентировочной стоимостью свыше 17 млрд. тенге. Новое строительство водопроводов почти полностью прекращено, трубчатые и шахтные колодцы не строятся и не ремонтируются. Более того, отсутствие ухода за ними, а также ликвидационных мероприятий на отслуживших свой срок водозаборных сооружениях приводит к загрязнению подземных вод. Санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава периодически регистрирует высокую бактериальную загрязненность питьевой воды, что является причиной возникновений вспышек инфекционных заболеваний населения с водным способом передачи.
Интересное начало и занудная развязка
Ключевым инфраструктурным звеном водных коммуникаций алматинской агломерации должен, по всей вероятности, стать алматинский «Водоканал». Его более чем столетний опыт работ позволяет определять приоритетные проектные направления работ по расширению водных коммуникационных сетей в связи с демографическими и экономическими задачами государственной важности.
История алматинских водных и канализационных сетей началась тогда, когда был сооружен в 1901 году на средства предприимчивого горожанина по фамилии Титов первый водопровод. Проходил он по улице Фонтанной (Тулебаева) от Головного арыка (пр. Абая) до Ташкентской аллеи (пр. Раимбека) и предназначался для снабжения водой бань, принадлежащих предприимчивому Титову.
Деревянный водопровод исправно перегонял воду более 20 лет. И кто знает, еще сколько лет он прослужил бы городу, если бы в 1921 году на Верный не обрушился сель, повредивший большую часть сооружения. Однако к 1926 году 800 метров этого сооружения было отремонтировано, а деревянные трубы частично заменены на гончарные. Появились и другие водопроводы из гончарных труб на улицах Пушкина и Дунганской общей протяженностью 7,7 км. Они обеспечивали баню, больницу и население центральной части города.
В 1928 году появляется водопровод из чугунных труб по улице Вокзальной (Абылай хана) от Головного арыка до Гоголя. В 1935 году началось строительство объектов водоснабжения города с расчетом использования единственного водозабора из реки Большая Алматинка. В результате к началу 1936 года вода из Большой Алматинка по построенному водопроводу была подана в город.
До середины 1941 закончились работы по строительству спирального отстойника. Таким образом, перед началом Второй мировой войны город имел небольшую, но хорошо разветвленную сеть общей протяженностью 70 км . Фильтрованная и хлораторная станции были сооружены в послевоенные годы. В 1955 году протяженность водопроводов и разводящих сетей достигла 110 км, число домовых присоединений составило 1350, водозаборных колонок - 350 штук. Суточный расход воды в среднем на человека составил 55 л. (ср. 2006г. - 122). В период с 1957 по 1968 гг. были введены в эксплуатацию первые 18 артезианских скважин.
К концу 1965 г. имелось 30 насосных станций первого подъема на базе 52 артскважин общей мощностью 1,3 м. куб в секунду. К середине 70-х закончилось строительство первых 50 скважин и комплекса насосных станций на Талгарском массиве. В 1968 году был разработан проект отвода стоков в пески Жаманкум, где была найдена естественная емкость с понижением рельефа. В 1970 году все сточные воды стали проходить механическую очистку перед сбросом на поля фильтрации.
В связи со строительством новых жилых массивов появился специальный проект, которым предусматривалось широкое освоение подземных вод Алма-Атинского конуса выноса. В 1971 году поступило предложение о том, чтобы все стоки города сбрасывать по каналу в бессточное естественное озеро Сорбулак, так как накопитель Жаманкум был уже наполнен. Проектом отвода стоков в Сорбулак для предотвращения быстрого наполнения озера предусматривалось одновременно с сооружением отводного канала от накопителя Жаманкум до озера Сорбулак вести поэтапное строительство земледельческих полей орошения, которое рядом постановлений правительства возлагалось на несколько министерств. Однако ни одно из постановлений ни одним министерством выполнено не было, что и привело к быстрому наполнению обоих накопителей.
К 1987 году возникла угроза подтопления магистральной автотрассы Алма-Ата-Караганда, а в январе 1988 года произошел прорыв накопителя сточных вод Жаманкум, повлекший за собой человеческие жертвы, разрушения железнодорожного и автомобильного мостов, зданий, гибель животных. Только после этой катастрофы было принято решение о строительстве дополнительных накопителей (общая емкость 50 млн куб. м) сточных вод Правобережного Сорбулака и аварийно-сбросного канала в р. Или. В декабре 1995 года работы завершились, после чего был осуществлен пробный сброс стоков с расходом до 5 кубометров в секунду. На этом, можно сказать, закончилась многолетняя драматическая история с прокладкой трубопроводов, отводом и размещением сточных вод города.
Водопроводная система к 90-м годам была уже полностью сформирована. В это же время в республике было организовано лимитирование потребления воды всеми промышленными и коммунально-бытовыми предприятиями, установлено более 7 тыс. водомеров в многоэтажных домах. В 1995 году впервые в республике была начата установка квартирных водомеров как заключительный этап полного учета потребляемой воды всеми абонентами без исключения. Так закончилась эпоха неограниченного потребления. Теперь же, когда из периода экспериментов, проб и ошибок следует безвозвратно выйти, вектор развития водных коммуникаций Алматы потребует сокращения объемов потребления. Хотя в связи с планами создания алматинской агломерации, все надеются на привлечение бюджетных средств к созданию обширных водных коммуникаций, способных «дожить» до новых демографических вызовов, но конкретных планов относительно этого нет. Время покажет. А пока все задумываются над стандартами жизни, а соответственно и того, что позволяет ее поддерживать, т.е. воды.
Нормы и стандарты для воды
На ремонт сетей и оборудования в 2008 году предусмотрено 200 млн тенге, притом что для реализации всей программы модернизации «Водоканала» необходимо 163 млрд тенге. Поэтому сети практически не ремонтируются, а их износ составляет 70%, из-за чего в 2007 году убытки этого государственного комунального предприяти (ГКП) составили 1,2 млрд тенге.
Для обеспечения новых потребителей (зачастую многоэтажных зданий) ГКП вынуждено постоянно увеличивать объемы поставок воды и поднимать давление в сетях, что ведет к росту потерь воды - старые сети «сифонят», а вода уходит в алматинский валуно-галечник. Вместе с тем спрос на воду из года в год растет, а значит, дальнейший рост тарифов, опережающий инфляцию, неизбежен. В связи с этим возникают вопросы: А будет ли достойное качество у трубопроводной алматинской воды? Каких стандартов придерживается «Водоканал»?
К числу параметров качества воды, определяющих ее потребительские свойства, относятся те, которые непосредственно влияют на органы чувств человека (обоняние, осязание, зрение). Наиболее значимы из этих параметров - вкус и запах. Они не поддаются формальному измерению, поэтому их определение производится экспертным путем.
На данный момент существует несколько мировых организаций, занимающихся проблемами стандартизации воды: Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Агентство по охране окружающей среды США, National Primary Drinking Water Regulations, National Secondary Drinking Water Regulations и Европейское сообщество (EC), которых объединяют множество требований к параметрам стандартов воды (органические и неорганические примеси, радионуклиды, микроорганизмы). В Казахстане заявлялось, что в скором времени будут разработаны новые стандарты качества питьевой воды и ответственным за это будет «Евразийский центр воды».
Что в итоге мы имеем?
Водопроводные сети города стремительно вырабатывают свой ресурс. По данным муниципальных властей, технический износ сетей «Водоканала» составляет 70%. ГКП считает справедливым, если предприятия, потребляющие значительное количество воды, станут нести большую часть затрат по содержанию водопроводных сетей. Рестораны и кафе, автомойки, бани, предприятия, производящие напитки, в том числе алкоголь - все в скором времени будут платить больше. А раз уж для населения можно сохранить социальный тариф, то большой социальной паники воля акимата и «Водоканала» не вызовет.
В связи с этим даже заявляется, что «Водоканал» станет самоокупаемым предприятием, которое сможет обеспечивать город водопроводными сетями и канализацией.
В итоге стоимось услуг в Алматы и прилежащем к нему суб-регионе повысится, в лучшем случае, на четверть цены. Другой проблемой «Водоканала» стало то, что в последние годы в Алматы происходит постоянный рост потребления воды. Строятся новые жилищные комплексы, которые также требуют подключения к водопроводной сети города. Если в 2005 году дефицит воды составлял две тысячи кубометров в день, то в 2006-2007 годы - он вырос до 50 и 100 тыс. кубометров в день соответственно. Для обеспечения новых потребителей ГКП вынуждено постоянно увеличивать объемы поставок воды и поднимать давление в сетях (ведь воду приходится поднимать порой на 20 этаж).
Это приводит к росту потерь и снижению давления в домах прежних эпох. С другой стороны, «Водоканал» уже подошел к пределу возможностей алматинского месторождения вод и рек, протекающих через город. Предприятие не может забирать для города все: часть воды ГКП обязано спускать в русло для сохранения водного баланса Или-Балхашского бассейна. В итоге перед алматинцами в самое ближайшее время встанет вопрос экономии воды. Сначала на уровне оптимизации, а затем в контексте гигиены и непосредственного потребления. 50% оборудования объектов ГКП «Водоканал» изношено до предела, ситуация с водоснабжением города крайне сложная - об этом стало известно 29 апреля, в ходе рабочего визита акима Алматы Ахметжана Есимова на дочерние предприятия ГКП «Водоканал». Глава города ознакомился с ситуацией на головных очистных сооружениях ДКП «Станций водоисточников» в Алматы, а также в поселке Жапек-батыра, на станции Аэрации, ДКП «Водоотведения».
Городской голова говорил, что воды не хватает, и он намерен отдавать приоритет в подключении к сетям государственных, а не коммерческих проектов. Учитывая, что много коммерческих домов стоит без коммуникаций, и еще больше строится, это звучит как предложение «обговорить цены». Правда, особенной надежды на то, что частные компании захотят вкладываться в такую неприбыльную сферу, как водоснабжение, нет. Может, поэтому Есимов и ставит вопрос ребром: Деньги ваши - вода наша.