Ученье - свет, а не ученье - Таджикистан
15 июля 2008 10:48, iamik.ru
Структура общего образования в Таджикистане, доставшаяся в наследство от Советского Союза, совместными усилиями таджикских чиновников от школы и бездарного правительства, разрушена до основания. Остались только каркасы зданий и грубо слепленная форма всеобщего мздоимства, называющегося системой базового и полного общего образования Республики Таджикистан. В светлые годы пребывания под красным московским крылышком, для таджикских детей и их родителей школа представляла собой нечто доброе, вечное, являла собой некую сросшуюся с социальной жизнью ступень человеческого развития. Тогда в школе учились все. Школа была доступной, учебная нагрузка нормальной, преподаватели - выпускники российских педагогических ВУЗов - давали детям необходимую базу знаний. Государство гарантировало получение образования и выполняло свои обязательства.
В современном Таджикистане школа - уже не ступень социального развития личности. Теперь это испытание. Испытание для родителей на материальную прочность, для преподавателей - на чистоту и принципиальность. Не все родители могут обеспечить детей получением образования из-за недостатка финансовых средств. В школах Душанбе, как и в других регионах, на протяжении всего периода обучения с каждого ребенка взималась неофициальная ежемесячная плата. В зависимости от престижа школы она варьируется от 15 до 35 сомони (1сомони = примерно 7 руб.) в месяц. Деньги идут на доплату к зарплате учителей и другие расходы школы. Кроме этого, с родителей собираются деньги на ремонт школы и другие расходы. Делается это на добровольно-принудительных началах, естественно, в нарушение конституционных норм о бесплатном образовании на всех уровнях обучения.
Согласно принятому Закону «Об образовании», среднее образование разделено на два уровня: базовое основное (1-9 классы) и полное среднее (10-11 классы), при этом государство де-юре гарантирует получение бесплатного базового основного образования, которое считается обязательным, а получение полного среднего образования является не обязательным. Толстый покрой коррупции, разделяющий юридическое и реальное положение вещей в таджикской школе, привёл к неожиданным последствиям принятого закона. Теперь в обществе наблюдается резкое сокращение численности детей школьного возраста, посещающих школу в 10-11 классах. У преподавателей не меньшие проблемы. Зарплата мизерная - едва хватает на оплату коммунальных платежей. Остаётся на кусочек хлеба, да и то не каждый день. Большинство из тех, кто приехал поднимать образование в Таджикской ССР, уехали. Они, когда-то воспитавшие нынешнее поколение таджикских чиновников, включая самого Рахмона, когда-то вручившие нашим министрам карандаши вместо мотыги, не смогли выжить в условиях школы, созданной своими учениками. Кадров не хватает катастрофически. Оставшиеся лучшие педагоги сосредоточены буквально в нескольких школах Душанбе. Эти школы перегружены, работают в две смены, в классах по пятьдесят человек.
В отдалённых районах уже забыли, как выглядит дипломированный педагог. В сельских школах преподают выпускники средне-специальных учебных заведений. Нередки случаи, когда роль учителей на общественных началах выполняют сердобольные ветераны, ещё немного помнящие азы и буки. По словам главного специалиста управления образования ГБАО Абдуласейна Хушназарова, в общеобразовательных учреждениях области не хватает 741 преподавателя, из них учителей английского языка - 101 человек, русского языка - 59, таджикского языка и литературы - 87, компьютерной технологии - 59, математики -57, физики -47, истории - 45 и физкультуры - 44.
Вторая, не менее острая проблема - нехватка учебников и методических пособий для учащихся и учителей. В республике уже второй десяток лет наблюдается ежегодный дефицит бюджета. Печатать учебники не на что. Правительство привыкло со всеми своими болячками обращаться к международному сообществу. Но сколько это сообщество может дать. Все знают, что при выделении прямого транша, деньги уйдут в карманы чиновников. А привозить готовые учебники, на малоизвестном таджикском языке, да ещё в масштабе пятимиллионного государства - нереально.
Экономическая нестабильность и недоверие населения системе образования привели к массовой безграмотности. Бедность заставляет родителей забирать детей из школы. В особенности это касается женской составляющей общества.
По данным международных организаций, порядка 30 процентов детей, преимущественно девочек, не охвачено учебным процессом. Объясняется это тем, что в таджикских семьях принято считать, что образование должны получать юноши. Семьи, в которых есть дети обоего пола, вкладывают средства в сыновей. Девочек попросту не пускают в школу и пораньше отдают замуж. Так намного дешевле.
Юношей от школы отделяет всё тот же экономический барьер. Семьи, в которых отец, а зачастую и оба родителя уехали на заработки, воспитанием подрастающего поколения занимаются престарелые бабушки и дедушки. Большинство детей из таких семей учатся вне школьных стен. Начальник управления образования Согдийской области Саидмухтор Джалолов признает, что дети мигрантов остаются без воспитания родителей. «Только в Канибадамском районе количество таких детей составляет 3,5 тысяч. Мы намерены вести точный учет таких школьников и найти выход из ситуации», - отметил Джалолов. По его словам только за 2007-2008 учебный год за пределами учебы в школе остались 177 школьников. Это официальная цифра.
Те, кому посчастливилось окончить среднюю школу, вынуждены уезжать в более благополучные страны на заработки. Это уже норма жизни для среднестатистического таджикистанца. Уехать в Россию батрачить - средство, чтобы как-то набрать денег, устроить собственную жизнь, или продолжить образование в ВУЗе. В настоящее время не функционируют должным образом привузовские общежития, проживание в городах, где расположены основные ВУЗы, является сравнительно дорогим, студенты получают мизерную стипендию (средний размер стипендии - 7 сомони = 2,3 доллара в месяц). Поэтому очень трудно семьям обеспечить своих детей, особенно девушек, получением высшего образования. К тому же, после окончания высших учебных заведений и получения диплома, для выпускников существует острая проблема с обеспечением работой из-за отсутствия соответствующих вакансий на рынке труда.
Для таджикских девушек ВУЗ - как голубая мечта. Высшее образование сразу после школы могут себе позволить только дети из обеспеченных семей, или семей высокопоставленных людей. Для девушек это единственный шанс. Поэтому в ВУЗах республики, наряду с текущими и привычными проблемами отсутствия учебного оборудования, учебников, грамотного преподавания и жилищных условий для приезжих из сельских районов, существует проблема полной мужекратии. Соотношение полов в ВУЗах Таджикистана составляет 30% на 70% процентов в пользу юношей. Правительство, как обычно, ответило на такое положение вещей, головокружительным пиар-проектом. Теперь, по «президентской квоте» в высшие учебные заведения будут набирать девушек из сельской местности без всяких экзаменов. Право отбирать кандидатуры среди девушек и заниматься их социальным обеспечением на период учёбы, предоставлено местным органам власти!? Это в стране, где каждый обеспеченный человек имеет по две, а то и три жены. Где на женщину смотрят как на вещь. Нетрудно себе представить, каким образом представители местных органов власти будут отбирать кандидаток на бесплатное и безусловное высшее образование.
В общем, образование - это отрасль, на которую в Таджикистане смотрят как на пятое колесо. Она не даёт прибыли, требует одних только расходов. Судя по плачевному положению школ и ВУЗов, правительство президента Эмомали Шарифовича, не интересует будущее Таджикистана. Жить одним днём, гнаться за международными инвестициями и подачками, утолять жажду жизни за высокой стеной в роскоши и вдалеке от чаяний народа - это принцип их жизни, всей жестокостью вытекающих обстоятельств обрушившийся на самое святое и незащищённое - школу.
Анисия Верникова, независимый автор