CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Дружба без любви

26 июля 2008

Дружба без любви

25 июля 2008г. ? 28 (806), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Американцы считают, что наконец-таки поняли, что от них нужно Казахстану

В эти летние каникулярные и отпускные месяца обычно вся активная жизнь в столице Соединенных Штатов затихает. Ведущие политики традиционно отправляются на отдых, избиратели лениво почитывают светскую хронику вполовину потерявших свой обычный вес газет, а телеканалы летом готовят некие сногсшибательные программы, которыми будут потчевать зрителей уже по осени.

Но нынче у Америки случилось две беды. Одна - предсказуемая и давно уже запланированная (выборы президента, а также сената и конгресса), а вторая - весьма неожиданная, но очень уж болезненно отражающаяся на жизни всех без исключения граждан страны - экономический кризис, который таковым называть официальным лицам запрещается. Да к тому же именно этот самый кризис, скорее всего, очень серьезно повлияет не только на ежедневное настроение самих американцев, но и на результаты предстоящих в ноябре президентских выборов.

В такой обстановке вроде бы внешняя политика страны отходит несколько на второй план, но поскольку скоро состоятся выборы нового президента США, то на самом деле сейчас все, кому не лень, демонстрируют свои познания во внешней политике. Потому как уже сейчас «под себя» и кандидат от Демократической партии Барак Обама, и его соперник - республиканец Джон Маккейн, уже вовсю заняты сбором внешнеполитических команд и определением того курса, которым пойдет Америка на внешней арене с 2009 года.

Казахстану место найдется, но не ближе, чем в «третьем ряду важности»

Только что вашингтонский институт по изучению стран Центральной Азии и Кавказа в рамках проекта Великого Шелкового пути выпустил монографию под названием «Казахстан в новой международной политике Евразии». Сам по себе этот опус достаточно информативен и любопытен уже тем, что, несмотря на свою большую занятость внутренними делами в самой Америке, а также приоритетными международными направлениями (Ближний Восток, Северная Корея, Иран, Ирак, Афганистан, даже Грузия с Украиной), американские специалисты нашли время оценить те изменения, которые произошли в Казахстане за прошедшие годы, и постарались выявить те направления, по которым сотрудничество с США было бы наиболее перспективным.

Так, американцы оценили позитивно работу казахстанского МИДа по улучшению имиджа страны на внешней арене (видимо, сравнивая то, что есть на самом деле с пресловутым Боратом и его «картинками из Казахстана»), а также отдали должное активности казахстанского бизнеса за рубежами страны в плане инвестиций и участия в многочисленных проектах в таких странах, как Кыргызстан, Грузия, Азербайджан и Таджикистан.

Отмечено было, что Казахстан начиная с 2000 года стремится играть активную роль и в рамках сотрудничества со странами Европы (наиболее явное проявление «европейского» крена во внешней политике Астаны - это получение поста председателя ОБСЕ на 2010 год), и укреплять свой статус лидера в Центральной Азии.

Правда, лидерство Казахстана не всем его соседям по вкусу (американские специалисты откровенно называют Узбекистан, который не намерен уступать пальму первенства во влиянии на принятие важнейших решений в регионе) плюс пока именно из-за позиции Ташкента не находит реального воплощения идея президента Казахстана Назарбаева о создании союза центральноазиатских государств.

Со своей стороны, американцы советуют Назарбаеву не зацикливаться только на своих ближайших соседях (особенно тех, с кем сотрудничество в силу тех или иных причин не очень получается), а действовать более активно через структуры Шанхайской организации по сотрудничеству (в США по-прежнему считают эту организацию антиамериканской по своему духу, но неопасной в плане какого-то реального противодействия интересам Соединенных Штатов в Центральной Азии) и структуры ОДКБ (которую в Вашингтоне всерьез особо не принимаются).

При этом Казахстану также советуют развивать связи прежде всего с Кыргызстаном и Таджикистаном, которые к такой кооперации вроде бы лучше готовы, а в отношениях с Туркменистаном и Узбекистаном дожидаться, так сказать, лучших времен.

Вместе с тем по ранжиру приоритетности отношения с Казахстаном и всей Центральной Азией во внешней политике Соединенных Штатов находятся где-то в третьем-четвертом поясе важности после стран «Большой восьмерки», азиатских проблем с «большими партнерами»(Индия, Китай, Южная Корея), Европы и ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. Можно сказать, что согласно сегодняшним внешнеполитическим раскладам в Вашингтоне о Казахстане хорошо помнят, его воспринимают как адекватного партнера, доверяют руководству этой страны и ждут, что Астана и дальше будет укреплять свои отношения с Соединенными Штатами.

Как с толком использовать в своих интересах «регионального фаворита»?

Интересно, что Казахстан уже примерно в течение года потихоньку сходит с подмостков «большой дипломатической важности» в американской внешней политике. Отношения между Астаной и Вашингтоном сейчас ровные, без особых эксцессов, за Казахстаном в США закрепился статус регионального фаворита, с которым удобно и надежно работать. Разумеется, американцы ни о каких проблемных вопросах в отношениях с Астаной вовсе не забыли. Они держат «на всякий случай» в загашнике и дело Казахгейт, и вопросы нефтяных контрактов на новых месторождениях, и положение с демократичностью тех или иных структур в стране (хотя последнее теперь будет больше контролироваться и решаться в рамках ОБСЕ, раз уж Казахстан планирует стать его председателем).

Между тем есть и еще один момент, который американцы тщательно отслеживают во внешней политике Казахстана и который им будет не нравиться и раздражать, даже если Казахстан во все свои проекты пустит американский бизнес и везде будет поддерживать США на внешней арене. Речь идет об отношениях между Казахстаном и Россией, которую в Вашингтоне считают «слишком уж сильно присутствующей» в Казахстане и влияние которой в этой республике Соединенные Штаты намерены и в дальнейшем всячески ограничивать.

Именно по причине наличия тесных связей с Россией в американском истеблишменте рассматривают Казахстан все же как «хорошего и выгодного, но не совсем надежного партнера», на политику которого Москва может в любой момент надавить (особенно с учетом того, в каком состоянии нынче и перманентно находятся российско-американские отношения). Если же оценить с точки зрения прагматики нынешнее сотрудничество между Казахстаном и Соединенными Штатами, то получится, что Астана практически по всем ключевым международным вопросам поддерживает Америку, послала свой контингент для операции в Ираке, готова помочь мировому сообществу в финансовом покрытии операции по восстановлению разрушенного хозяйства в Афганистане. Так чего же еще, спрашивается, не хватает американцам, чтобы считать Казахстан «родным и близким»?

В принципе, для этого самого «полного взаимопонимания» и дружбы с сотрудничеством на все 100% нет особого желания и установки ни у Казахстана, ни у США. Для Астаны с ее многовекторной раскладкой «прислоняться» очень уж тесно к Соединенным Штатам было бы не очень разумно с учетом тех широких связей со странами, которые Америку, что называется, не особо жалуют. Не собирается в угоду связям с США Назарбаев сворачивать свои выгодные контакты с Россией и Китаем, а также с рядом европейских и азиатских стран.

Что касается американцев, то та роль, которую играет Казахстан в международных делах (особенно региональных в Центральной Азии), вполне их устраивает. Даже более того - Вашингтон готов поддерживать Астану в тех вопросах, где она будет нуждаться в американской дипломатической поддержке, разумеется, при условии, что эта помощь пойдет на пользу и самой Америке - как ее политическим, так и экономическим интересам.

В той же кампании с председательством в ОБСЕ Соединенные Штаты неоднократно давали понять, что вовсе не забыли о своих претензиях к Казахстану по вопросам соблюдения прав человека, свободы печати, реформы парламента и политических партий. И если вдруг по какой-то причине Казахстан станет уж слишком независимым и начнет качать свои «национальные права» (пусть это будет даже в Европе в рамках ОБСЕ, куда Америка не входит), в Вашингтоне всегда могут достать из не столь уж запыленных архивов разного рода «воспитательные указания» для Казахстана и не посмотрят при этом на то, что он не просто «региональный фаворит», а настоящий европейский председатель.

Астана будет дружить с Америкой и дальше, потому что это - в ее интересах

Американских специалистов по Центральной Азии, конечно же, волнуют вопросы о том, насколько Америка важна для самого руководства Казахстана, и не рассматривают ли в Астане отношения с США просто как одно из равноправных многовекторных направлений?

По оценкам американских политологов, Казахстан и дальше будет укреплять свои связи с Россией, чем и дальше будет неизменно раздражать Белый дом вне зависимости от того, кто туда с нового года вселится - демократ или республиканец. Также Астана будет продолжать тесно сотрудничать со всеми странами (а не с отдельными избранными, как Россия) - членами СНГ.

Будут укрепляться связи Казахстана и в рамках ШОС, особенно с Китаем. Что же касается отношений с НАТО, то Казахстан намерен расширять свое сотрудничество в рамках программы Партнерства ради мира, причем делать казахстанское военное ведомство это будет гораздо активнее и шире, чем любая другая страна Центральной Азии.

Интересна оценка укрепления связей между Казахстаном и Евросоюзом. Несмотря на серьезные усилия Германии в период председательствования в ЕС по развитию отношений со странами Центральной Азии и особенно Казахстаном, пока европейские государства все же не в состоянии играть существенную роль в этом регионе по сравнению с теми же Россией, Китаем, Турцией и рядом других стран.

Однако после того, как Казахстан получил пост председателя ОБСЕ, «европейский вектор» казахстанской внешней политики будет активизирован теперь уже с азиатского направления. Астана на ближайшие пару лет, по мнению американцев, будет стремиться как можно теснее интегрироваться в Европу, в ее институты, а также создать предпосылки для дальнейшего расширения тесного сотрудничества со «старым континентом».

Поддерживают американцы и идею президента Назарбаева превратить Казахстан в некий транспортно - экономический мост между Европой и Азией, через который будут доставляться не только обычные товары и оказываться услуги, но и пойдут магистральные нефте- и газопроводы, по которым энергоресурсы Центральной Азии и Закавказья потекут и на европейский, и на азиатский рынки.

Вместе с тем в Вашингтоне прекрасно отдают себе отчет в том, что при всех плюсах, которые сегодня есть у Казахстана (наличие значительных энергоресурсов, существенные по сравнению с соседями финансовые возможности, огромная территория и значительное влияние на развитие дальнейших событий в Центральной Азии), эта республика в любой момент может повести себя так, как это по каким-то причинам не понравится США.

Не могут американцы после никем не предсказуемой смены власти в Туркменистане в прошлом году положиться и на то, что Казахстан всегда будет придерживаться той самой многовекторности в своей внешней политике, которой он верен при президенте Назарбаеве. Вашингтон уже сегодня пристально всматривается «за спину» казахстанского лидера, стараясь определить, куда же на самом деле в дальнейшем пойдет Казахстан, каковы будут его основные внешнеполитические приоритеты и насколько они будут соизмеримы с интересами Соединенных Штатов.

Во многом не случайно, что в сентябре нынешнего года казахстанскому президенту свои верительные грамоты вручит Ричард Хогланд - опытнейший и один из самых четко и грамотно разбирающихся в делах Центральной Азии дипломатов (до этого он работал в Таджикистане и Туркменистане). Этот человек гарантированно будет одним из самых влиятельных «передаточных каналов» между госдепартаментом США и казахстанским МИДом, особенно с учетом того, что ему выпала возможность поработать напрямую с Ниязовым и Рахмоновым, а посему как делается «большая политика» в Центральной Азии, он прекрасно осведомлен.

Также американцы пока не очень хорошо себе представляют (а в Астане - тем более), что может произойти с казахстанской экономикой, если цены на энергоресурсы на мировых рынках упадут, а соответственно, в республике можно будет ожидать обострение не только экономических, но и социальных проблем.

Многое во внешней политике Казахстана и в его отношениях с США будет зависеть от того, как успешно пройдет представительство страны в ОБСЕ, да и следующий «предпредседательский» 2009 год, в течение которого европейские наблюдатели будут скрупулезно указывать Астане на те или иные «недемократические» нестыковки и требовать их поскорее устранять.

Но, пожалуй, самое главное, что предполагают в Вашингтоне, - это то, что вся Центральная Азия и Казахстан в частности, как ее самый мощный и влиятельный игрок, будут оставаться на ближайшую перспективу ареной отчаянной борьбы между Россией, США, Китаем и Евросоюзом (не говоря уже о менее влиятельных в этом регионе странах - Индии, Турции, Иране, Пакистане). А соответственно, Казахстан как надежный и предсказуемый партнер будет оставаться для Соединенных Штатов важным стратегическим участком внешней политики во всей Центральной и Передней Азии.

dn.kz

Предыдущая статьяИслам Каримов обвинил во взрывах военных складов под Бухарой советское прошлое
Следующая статьяЭ.Рахмон предлагает учредить в Душанбе региональный антинаркотический Центр ШОС