Европа не профинансирует строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане - заместитель директора Института стран СНГ
3 февраля 2009 года, Asia-a.ru
Президент Таджикистана просто понервничал, когда отменил визит в Москву, намеченный на первое февраля. Это нормально в нынешних условиях мирового экономического кризиса.
Дело в том, что Медведев, будучи в Ташкенте, затронул тему, которая, например, Россию и Азербайджан волнует в меньшей степени. Нас больше углеводороды волнуют, а у них там свои проблемы и главным там для них являются не углеводороды, а вода. Проблема эта давняя, когда республики Центральной Азии стали независимыми, оказалось, что две страны оказались богаты водными ресурсами - Киргизия и Таджикистан, а две - бедны - Узбекистан и Казахстан. Проблема там все время возникает именно в связи с этим. Проблема возникает и потому, что у Казахстана и Узбекистана углеводороды в избытке, а у Киргизии и Таджикистана их совсем нет.
Поэтому здесь остро стоит проблема энергетики, которую в Таджикистане решают на основе того, чем они богаты, т.е. водными ресурсами, и строят ГЭС. Ее особенность в том, что эта станция становится на реках, которые начинают свой путь в Таджикистане и заканчивают в Узбекистане и проблема стока и регулирования стока является жизненно важной для того же Узбекистана.
В то же время президент Таджикистана прав, что именно зимой очень остро стоит проблема с выработкой электроэнергии в его стране. И когда президент Медведев сказал, что в вопросе строительства ГЭС Россия будет советоваться со всеми сторонами, когда имеется в виду также и проблема стока, то таджики среагировали очень остро на это высказывание. Хотя можно полагать, что дело ведь не только в стоках, а в кризисе. Те проблемы, которые дошли до наших стран быстро, так как они активно вовлечены в мировую экономическую систему, до центральноазиатских государств доходят медленнее, но они все же наступают.
В конце концов, может быть, перенос сроков и возможностей достройки Рогунской ГЭС с помощью России связан не только и не столько с проблемой водного баланса. Нельзя забывать, что в России завис не только вопрос достройки Рогунской ГЭС, но и вопрос достройки самой высокой в Европе башни в центре Москвы под названием «Россия». Кризис на дворе. Они (таджики) просто не совсем серьезно понимают всю остроту кризиса, так как не настолько сильно вовлечены в мировую экономику. Рахмон понервничал немного, сорвался, но в итоге приедет.
В этом плане нужно идти на определенные компромиссы. В Таджикистане не хватает возможностей для выработки электроэнергии, но в то же время у них много воды и поэтому они хотят строить ГЭС, которая может ограничить стоки воды в Узбекистан, которому позарез нужна вода. Но в то же время, Узбекистан, как известно, является крупнейшим в мире поставщиком газа. Почему бы не договориться по-соседски - вы нам воду, мы вам газ. Поэтому тут еще стоит вопрос выработки нормальных экономических взаимоотношений между странами.
Несмотря на то, что 10 февраля его [президента Туркменистана] ждут в ЕС, не стоит ожидать чего-то серьезного от данной поездки. Европа сама закрывает множество проектов из-за кризиса, так что речи не может идти о финансировании или каких-то инвестициях в строительство Рогунской ГЭС. Да, он съездит, ему скажут добрые слова, но не более того.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин По материалам Trend News
Ссылка на этот материал: