Бердымухамедов позвонил Алиеву
5 Сентября 2009, Echo
и пригласил его в Туркменистан на авторалли
Р.ОРУДЖЕВ
Довольно неожиданной стала вчера новость о том, что президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов 3 сентября позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Как сообщает пресс-служба президента АР, глава туркменского государства поздравил И.Алиева и народ Азербайджана со священным месяцем Рамазан. Президент Азербайджана поблагодарил туркменского коллегу и в свою очередь поздравил главу и народ Туркменистана с праздником. В ходе беседы стороны обсудили двусторонние отношения и другие вопросы, представляющие взаимный интерес. Главы государств подчеркнули наличие большого потенциала для укрепления в дальнейшем отношений между нашими странами. Согласно информации, распространенной Министерством иностранных дел Туркменистана, в ходе телефонного разговора стороны рассмотрели актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, а также некоторые другие темы, представляющие взаимный интерес, в том числе те, которые предполагается обсудить на предстоящей в ближайшее время неформальной встрече президентов Туркменистана, России, Казахстана и Азербайджана в Актау (Казахстан). Пользуясь случаем, Гурбангулы Бердымухамедов пригласил президента Азербайджана Ильхама Алиева на торжественную церемонию по случаю завершающего этапа авторалли "Шелковый путь-2009", которая состоится в первой половине сентября в Балканском велаяте. Это приглашение было принято азербайджанским лидером с глубокой благодарностью. Президенты двух соседних государств договорились дать дипломатическим службам соответствующие поручения.
Неожиданность происшедшего объясняется другими недавними решениями лидера соседней страны. Практически на днях Туркменистан выразил намерение укрепить свою военную мощь на Каспии. А произошло это буквально немногим позже того, как официальный Ашгабат обвинил Азербайджан в эксплуатации нефтяных месторождений, якобы принадлежащих Туркменистану. В связи с этим официальный Ашгабат заявил даже, что готовится в обратиться в Международный арбитражный суд. При этом стоит отметить, что спорные вопросы в связи с принадлежность некоторых нефтяных и газовых месторождений на Каспии между Азербайджаном и Туркменистаном существуют уже достаточно давно.
"Туркменистан создаст до 2015 года военно-морскую базу на Каспии для охраны своей морской государственной границы". Об этом заявил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, выступая 30 августа на расширенном заседании Государственного совета безопасности, приуроченного к открытию нового здания Академии полиции в Ашгабате. "Морские границы всегда должны быть готовы к противодействию в борьбе с контрабандистами и террористами, цель которых дестабилизация ситуации внутри страны", - сказал Г.Бердымухамедов. Как сообщил национальный телеканал "Алтын асыр", Г.Бердымухамедов подчеркнул, что "Туркменистан не предъявляет ни одной стране территориальных притязаний и не рассматривает ни одно государство в качестве своего врага, считает свои границы рубежами мира, дружбы и добрососедства". Туркменистан граничит на суше с Афганистаном, Ираном, Узбекистаном и Казахстаном, на море с Азербайджаном, Россией, Казахстаном и Ираном, которые имеют в своем распоряжении военно-морские флотилии. Ашгабат же до сих пор ограничивался закупками в СНГ военно-патрульных катеров типа "Калкан" и "Гриф". Необходимость перевооружения в целом национальной армии и укрепления военно-стратегических позиций на море туркменский руководитель мотивировал тем, что в современном мире набирают оборот международные экстремистские и террористические группировки, заинтересованные в наркоконтрабанде. Президент отметил, что на этой базе военно-морские силы будут размещены на постоянной основе. Где конкретно будет располагаться этот объект, не уточняется. Глава республики также сообщил, что Пограничная служба Туркменистана закупает новые патрульные катера, а для туркменского флота, по его словам, планируется купить "два современных корабля, вооруженных ракетами". Для повышения эффективности охраны границы, как заявил Бердымухамедов, планируется регулярно проводить комплексные военно-морские учения.
Директор центра "Россия- Евразия" Совета по внешней политике ФРГ Александр Рар считает, что заявление Г.Бердымухамедова о планах строительства военно-морской базы на берегу Каспия говорит о том, что "Туркменистан окреп и заявляет о своих интересах". То, что президент Туркменистана заявил о создании базы, открыто говорит о его недовольстве тем, как проходят или не проходят переговоры по полному разделению Каспийского моря, считает А.Рар. Туркменистан еще не определил границы на Каспии с другими государствами. В вопросе разделения дна Каспия Азербайджан, Россия и Казахстан не имеют никаких претензий друг к другу. Между этими странами существуют как двусторонние, так и трехсторонние соглашения по данному вопросу. Стороны также пришли к единому мнению по определению координат разделительной линии. Вопрос не согласован лишь с двумя странами - Туркменистаном и Ираном, из-за чего, несмотря на многолетние обсуждения, статус Каспия до сих пор не определен. "Я не могу представить, чтобы из-за Каспия начались серьезные военные конфликты, хотя между Баку и Ашгабатом уже были споры в конце 90-х", - сказал эксперт. Он не посчитал заявление Г.Бердымухамедова неким агрессивным сигналом. "Туркменистан все последние годы находился в изоляции и за всем наблюдал со стороны. Однако сейчас Ашгабат начинает проявлять заинтересованность в проекте "Набукко" и проектах строительства Транскаспийского и Прикаспийского газопроводов" - отмечает А.Рар. Кроме того, по словам эксперта, глава Туркменистана хочет показать другим государствам, что "его страна окрепла, что она будет защищать свои интересы и что другие государства должны привыкнуть к тому, что у Туркменистана имеются свои интересы в построении газопроводов".
О чем же все-таки, на фоне всего произошедшего, свидетельствует дружелюбный звонок Бердымухамедова президенту Алиеву? Комментируя этот момент, политолог, эксперт в области международного морского права Рустам Мамедов заявил вчера "Эхо", что "судя по всему, увидев, что его последние воинственные заявления никаких результатов не дали, Бердымухамедов просто дал задний ход. А больше ничего. Хотя, возможно, тут сыграл свою роль еще и фактор России. Потому что последние демарши президента Туркменистана никак не вписывались в планы Кремля на Каспийском море. Москве никак невыгодно, чтобы бывшие советские республики Прикаспийского региона начали грызться между собой".