Ашхабад построил свой "Южный поток"
2009-11-13, Независимая газета
Игорь Наумов
Туркменский газ нашел маршрут в обход России
Туркменистан, не видящий более в российском «Газпроме» надежного партнера, осваивает новые направления экспорта углеводородного сырья. В декабре намечено сдать в эксплуатацию вторую ветку газопровода Туркменистан-Иран. Близко к завершению и строительство газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай. Эксперты считают, что Москве едва ли удастся вернуть на прежний уровень сотрудничество с Ашхабадом в газовой сфере.
Вторая ветка газопровода Туркменистан-Иран (Довлетабат-Салыр Яп) практически готова для заполнения природным газом. Новый газопровод испытан на герметичность, проведены его продув и чистка. Ввод его в строй намечен на декабрь. Вчера об этом сообщила туркменская пресса. В итоге экспорт туркменского газа в Иран возрастет с 8 до 14 млрд. куб. м газа, а в дальнейшем - до 20 млрд. куб. м.
Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов лично проинспектировал конечное звено туркменского участка газопровода, проложенного в Иран от крупнейшего на юго-востоке страны газового месторождения Довлетабат. Кроме того, накануне он проверил строительство комплекса промышленных объектов на месторождении Самандепе, откуда берет начало международный газопровод Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай. На сегодняшний день в рамках этого проекта уже выполнен большой объем работ по обустройству Самандепе и подготовке эксплуатационного фонда скважин. Китайские специалисты построили Самандепинский газоперерабатывающий завод проектной мощностью очистки до 5 млрд. куб. м природного газа.
Поворот газовых потоков на юг и восток для Ашхабада означает окончательный выход из зависимости от российского «Газпрома», который, пользуясь монопольным положением, до недавнего момента мог диктовать туркменским партнерам условия экспорта углеводородного сырья и закупочные цены. Отметим, что Туркменистан добывает около 80 млрд. куб. м газа в год. Из этого объема до кризиса около 50 млрд. куб. м газа закупал российский «Газпром».
Однако после взрыва в апреле этого года на туркменском участке газопровода Средняя Азия - Центр и прекращения газовых поставок в Россию основному потребителю туркменского природного газа Туркменистан вплотную занялся диверсификацией маршрутов транзита газа на мировые рынки, добиваясь подлинного суверенитета в энергетической сфере.
Именно в этом контексте, по мнению экспертов, и следует рассматривать реализуемые проекты. В середине декабря намечено открыть газопровод Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай. При этом Ашхабад позаботился о политической составляющей мероприятия - на торжества приглашены президенты Узбекистана и Казахстана Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев и председатель КНР Ху Цзиньтао. Позже не менее торжественно будет открыта вторая ветка газопровода Туркменистан-Иран. Радость Бердымухамедова по этому поводу разделит иранский президент Махмуд Ахмадинежад.
Сегодня для России реализация иранского проекта особых сложностей и угроз не представляет, считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. С учетом того, что из-за кризиса спрос на газ и цены на него существенно упали, ставшая неизбежной диверсификация Туркменистаном направлений экспорта своего газа для «Газпрома» ситуацию принципиально не меняет. «России важно, чтобы туркменский газ не шел в Европу», - подчеркнул эксперт.
«Для Туркменистана переориентирование значительной части поставок газа на Иран - вынужденный шаг, после того как в апреле текущего года «Газпром» подвел Ашхабад, отказавшись покупать туркменский газ», - полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Проект выгоден не только Туркменистану, но и Ирану, которому теперь нет необходимости строить газопроводы со своих южных газовых месторождений к северным регионам. «По сути - это вариант приграничной торговли между двумя соседними странами», - говорит Крутихин.
Эксперты считают маловероятным, чтобы туркменский газ через иранские газопроводы мог бы в будущем наполнить европейский газопровод Nabucco. Крутихин напомнил, что по действующему законодательству нефтью и газом на территории Ирана может владеть только правительство. Значит, туркменам придется продавать весь транзитный газ на границе, что крайне невыгодно, и на это они вряд ли пойдут. В свою очередь, Правосудов говорит, что подключение Ирана к Nabucco не допустят США, следовательно, для туркменского газа путь в Европу в обход России и Каспия остается пока закрытым.