Сергей Расов: По дороге в Копенгаген или что ждет страны Центральной Азии
16 ноября 2009, 14:51, CA-NEWS
CA-NEWS (CA) - На днях опубликовано новое исследование WWF (Всемирный фонд дикой природы) по изменению глобального климата и его влиянию на здоровье человека в странах Центральной Азии. Самыми уязвимыми признаны Дакка (Бангладеш), Манила (Филиппины) и Джакарта (Индонезия). За ними следуют Калькутта, Пномпень, Хошимин, Шанхай, Бангкок, Куала-Лумпур, Гонг Конг и Сингапур.
По дороге в Копеннанен или что ждет страны Центральной Азии
Сергей Расов, специально для CA-News
И хотя в этом не самом почетном рейтинге, нет на первых позициях городов постсоветских республик, это вовсе не означает, что с экологией у нас все нормально.
Вот и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе свой «прямой линии» ответов на вопросы, в минувшую пятницу подчеркнул, что «мы ратифицировали Киотский протокол и Казахстан к 2020 году должен сократить на 25% выброс парниковых газов и к 2050 году - еще на 25%... и все мы этим должны заниматься». Отметим, что согласно данным экспертов за последние 50 лет средняя глобальная температура на Земле возросла на 0,7 °С. Чего не было раннее.
Уже сейчас ученые бьют тревогу по поводу уменьшения снежного покрова, отступления горных ледников, сокращения площади морского льда, интенсивности засух и повторяемости экстремальных температур. По прогнозам на XXI век, ожидается рост средней температуры на 1,4-5,8 °С, а если выбросы парниковых газов не уменьшатся, то уже до конца столетия температура на планете может подойти к отметке семь градусов Цельсия.
Отметим, что при потеплении на 2 градуса начнутся масштабные повреждения экосистем, а еще один градус даст необратимое повреждение биосферы. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно колебания климата уносят 160 тысяч человеческих жизней, а к 2020 году эта цифра удвоится. К таким изменениям, ни человечество, ни мировая экосистема не готовы.
Что же может ожидать жителей постсоветской Средней Азии?
По мнению экспертов последствия изменения климата для Узбекистана принесут увеличение до 15 дней безморозного периода. Число дней с высокими температурами (выше 40 градусов) увеличилось в Приаралье более чем в два раза, по остальной территории до 70% в предгорьях - на 10%. Повышение температуры воздуха на пару градусов может снизить урожайность пустынных пастбищ. Соответственно это приведет к тому, что пострадает выпас скота и снизится продуктивность животных. Увеличение числа дней с высокими температурами приведет к снижению урожайности хлопчатника в ряде областей - Бухарской, Кашкадарьинской, Ташкентской, а потери дехкан могут в среднем составлять 10%.
Продовольственная безопасность тоже под угрозой, при потере плодородия земель и недостатке воды. Как изменение климата отразится на здоровье человека, пока однозначных ответов нет. Но вероятно, что возрастут инфекционные заболевания из-за ухудшения качества питьевой воды и ее недостатка в экологически неблагоприятных районах Узбекистана.
В Таджикистане, в конце октября, прошел национальный семинар по развитию стратегии охраны здоровья в условиях изменения климата. Особое внимание уделялось так называемой тепловой волне, которая является одной из причин смертности среди маленьких детей, беременных женщин и пожилых людей, особенно в регионах с жарким климатом, - отметили участники семинара.
Климатические условия влияют и на рост инфекционных заболеваний, таких как брюшной тиф, дифтерия и холера. Начиная с 80-х годов, произошло увеличение заболеваемостью малярией. По прогнозам, увеличение годовой температуры на 2-3градуса приведет к сезону для размножения малярийных комаров до шести месяцев.
Большинство таджиков живет в сельской местности. Изменение климата способствует миграции, так как основным источником воды являются родники, а уменьшение снежного покрова и ледников приведет к высыханию единственных источников питьевой воды. В основном это касается горных районов республики.
В Киргизии программа ПРООН «Охрана окружающей среды для устойчивого развития» работает с 2005 года. Указом президента создан Нацкомитет по последствиям изменения климата, который координирует выполнение обязательств по Киотскому протоколу. Предусмотрено разработка национальной стратегии по адаптации к изменению климата. Вопросы те же: здоровье, вода, продовольствие и сельское хозяйство, климатические чрезвычайные ситуации. Отметим, что эксперты прогнозируют ухудшение здоровья бедных граждан с низкими доходами вследствие изменения климата.
Это относится к таким болезням, как диарея, малярия, респираторные и сердечно-сосудистые заболевания, возрастание кожных заболеваний. Повышение температуры воздуха неизбежно приводит к переутомлению, усталости и как следствие - снижению трудоспособности.
Имеются данные, свидетельствующие о том, что в жарком климате работоспособность не достигает оптимального уровня, наблюдающегося в умеренном. Наиболее высокий уровень инфекционных болезней зафиксирован в Ошской, Джалал-Абадской областях, где температура воздуха выше, чем в других регионах. Пока киргизы не особенно обеспокоены изменением климата и напротив считают, что возрастет урожайность зерновых, а «зоны для выращивания сахарной свеклы, плодовых и виноградников увеличатся, территории для выращивания хлопка не изменятся, но урожайность повысится».
Не все ,конечно, так плохо, например выбросы парниковых газов на душу населения в странах Центральной Азии невелики, но, пожалуй, главная проблема, с которой столкнутся постсоветские республики вследствие глобального изменения климата - это водные ресурсы.
Таяние ледников, опустынивание, повышение среднегодовых температур, изменения количества осадков, экстремальные погодные условия, а также рост стихийных бедствий - это не фантастика из фильмов ужасов, а вполне реальные сценарии будущего. Например, таяние ледников, это реальная угроза, по крайней мере, для двух стран - Кыргызстана и Таджикистана (а последствия в снижении водных ресурсов для всего региона). Во Втором национальном сообщении Кыргызстана по изменению климата приведены сведения, что уже за последние 30-40 лет объем ледников сократилось на 15%. В будущем процесс будет только ускоряться. Все зависит от темпов глобального потепления.
С момента распада Советского Союза бывшие среднеазиатские республики, никак не могут договориться и поделить по-братски водные потоки, которые на 80% формируется на территории Таджикистана и Кыргызстана, а используется странами низовья - Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном. Узбеки и казахи считали водные артерии, пронизывающие государства, даром Всевышнего, а посему, рассматривать воду в качестве товара, никак не хотят. Напротив, киргизы и таджики, полагают, что поступающая от них вода, должна иметь эквивалент в твердой валюте, или энергоресурсах. Узбекистан жестко настаивает, что «ресурсы трансграничных рек не могут быть предметом торга». В свою очередь министр сельского хозяйства Казахстана Акылбек Куришбаев заявил, что если «30 лет назад объем стока в Казахстане был 120 кубокилометров». Сейчас 100, то «в предстоящие 20 - 30 лет, по прогнозам ученых, снизится еще на 30 кубокилометров».
Еще одна проблема - это спасение Арала. В апреле состоялся саммит Международного фонда спасения Арала и закончился безрезультатно. На правах хозяина встречи Нурсултан Назарбаев отметил, что на спасение Арала было потрачено около двух миллиардов долларов, а современное состояние Аральского моря охарактеризовал как «мировую катастрофу». Никто уже не тешит себя надеждами, чтобы восстановить Арал в прежнем объеме, сегодня «речь идет о том, чтобы эту воду очистить и дать населению чистую воду», - отметил лидер Казахстана.
Его коллега Ислам Каримов констатировал, что «спасти Аральское море...практически возможно». Некогда четвертый в мире внутренний водоем потерял три четверти своего водного объема, площадь сократилась более чем наполовину. В зоне риска «десятки миллионов граждан Узбекистана, Казахстана и Туркменистана».
Пока лишь мэр Москвы Юрий Лужков озаботился водными проблемами Центральной Азии. И выдвигает старо-новую идею эпохального проекта разворота сибирских рек, чтобы продавать воду странам Центральной Азии. В результате по Лужкову, водой можно было бы оросить 4,5 миллиона кв. км полей на Юге России, Казахстане и Узбекистане и получать ежегодный доход в четыре-пять миллиардов долларов.
Отметим, что экологи и эксперты с мировым именем называют проект Лужкова «абсолютно бессмысленным» и варварским вмешательством в мировую экосистему.
С другой стороны, уповать на то, что Каримов и Назарбаев легко отдадут деньги за воду, по крайней мере, наивно.
Пять стран Центральной Азии между собой не могут договориться об использовании водно-энергетических ресурсов, чего уж говорить о проекте Лужкова.
Пока только Таджикистан имеет утвержденный Национальный план по смягчению последствий изменения климата. Казахстан присоединился к Киотскому протоколу в 2009 году, Таджикистан в октябре 2008 года. Большая часть стран региона не имеет четкой официальной позиции по вопросам изменения климата и практически все страны региона рассматривают участие в Киотском протоколе как возможность получения инвестиций.
В декабре состоится конференция по климату в Копенгагене. Она должна заложить основу международной политики по вопросам изменения климата на период до 2050 года и вероятно, к решению этих проблем пора подключать ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС. А руководителям стран ЦА осознать, что они ответственны за здоровье и благополучие людей, и прекратить мыслить исключительно национальными интересами.