Иранский фактор
21 Ноября 2009, Echo
Не исключено, что именно он окажется в центре внимания на переговорах Эрдогана и Обамы
А.ШАКУР
Иранская тема остается в центре внимания. Соединенные Штаты и их союзники ищут способ послать Ирану "отчетливый сигнал" относительно его ядерной программы. Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, заявил в ходе визита в Южную Корею президент США Барак Обама. "В течение ближайших недель Соединенные Штаты Америки вместе с союзниками разработают пакет потенциальных санкций в отношении Тегерана, призванных заставить его принять справедливые предложения международного сообщества", - сказал глава вашингтонской администрации.
Под "справедливыми предложениями" Обама имел в виду разработанный США и другими западными государствами план отправки Ираном низкообогащенного урана для дальнейшего обогащения в Россию, откуда он будет доставляться во Францию для производства топливных стержней для иранских АЭС.
Ситуация и в самом деле напряженная. Напомним: накануне иранский министр иностранных дел Манучехр Моттаки заявил, что предложенная схема не устраивает иранскую сторону. Тегеран готов обсуждать тему синхронного обмена ядерным топливом, однако Исламская Республика не пойдет на односторонний вывоз из страны низкообогащенного урана, отметил глава внешнеполитического ведомства Ирана. По словам министра иностранных дел страны Манучехра Моттаки, обмен должен быть произведен в самом Иране. Эксперты, в свою очередь, уверены, что Иран просто тянет время. Ставка на то, что близкие отношения России и Ирана "сработают", и Иран примет женевский вариант обогащения урана в РФ, не сработала.
Однако на этом фоне британская The Guardian указывает на новые обстоятельства: иранский вектор, по ее мнению, качнулся от России к Турции. Но, по мнению газеты, аятолла Хаменеи, предпринимая робкие попытки сблизиться с Реджепом Тайипом Эрдоганом, мог бы поучиться у турецкого лидера тому, как надо находить баланс в общении со своими союзниками. Великий китайский военный стратег Сунь Цзы (Sun Tzu) в своей книге "Искусство войны" писал: "Если у врага есть союзники, то задача становится сложной, а позиция неприятеля - сильной; если у него нет союзников, то это задача простая, а позиция неприятеля - слабая".
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в настоящее время наблюдает за тем, как США, которые для него являются врагом в реализации ядерных амбиций, прикладывают большие усилия для поиска союзников и работают в этом направлении, в том числе и с Россией. Хаменеи недоволен, указывает британская газета. Настолько недоволен, что Иран недавно расторг сделку с Россией о запуске коммуникационного спутника и обратился вместо этого к Италии. Перед этим Тегеран выразил свое недовольство по поводу задержки со стороны России поставок зенитно-ракетных комплексов С-300. До последнего времени Тегеран жаловался только вдали от телекамер и за закрытыми дверями. Но теперь, когда Хаменеи считает, что Россия проявила вероломство, его режим уже не церемонится и публично выступает с критикой.
Иранское правительство решило взять инициативу в свои руки и поискать нового партнера для замены России. Если принять во внимание интенсивный обмен визитами между Тегераном и Анкарой в последнее время, то можно, кажется, говорить о том, что Хаменеи нашел в лице Турции благожелательного партнера.
В отличие от России, Турция не обладает правом вето в Совете Безопасности ООН, уверены британские журналисты. Однако ее влияние на Ближнем Востоке, несомненно, растет. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган все чаще рассматривается как надежный защитник исламских и арабских интересов. Многие люди на улицах арабских городов с уважением относятся к его правлению, поскольку он одержал победу в ходе подлинно демократических выборов. Этого нельзя сказать про президента Египта Хосни Мубарака или про короля из Саудовской Аравии, которые получили свои посты недемократическим способом.
Отношения Эрдогана с Соединенными Штатами и Европейским союзом (ЕС) можно также записать ему в плюс. Хотя он в последнее время и сблизился со своими мусульманскими и арабскими соседями, ему удалось не только сохранить свои связи с Западом, но и мастерски играть на двух площадках. Кроме того, его отношения с США не основаны на слабости Турции. Один раз он сумел противостоять давлению со стороны США и даже отказался от возможности получить в качестве грантов 6 миллиардов долларов, а также гарантий на заем в 20 миллиардов долларов, поскольку он считал этот договор неприемлемым. А его вербальные атаки на Израиль после войны в Газе, несомненно, способствовали укреплению его авторитета в этом регионе.
Однако турецкие СМИ, которые продолжают строить прогнозы относительно намеченного на 7 декабря визита в США премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, уверены: слишком близкая дружба с Ираном может дорого обойтись Турции. Причем далеко не все фокусируют внимание на том самом армяно-турецком диалоге - по мнению "Миллиет", "будет ошибкой, если американская администрация с помощью "предостережений о 24 апреля" попытается ускорить процесс ратификации протоколов в парламенте". "Это принесет скорее вред, чем пользу," - предостерегает газета. Но та же "Миллиет" тем не менее уверена, что премьер-министр Эрдоган в ходе предстоящего в начале декабря визита в Вашингтон столкнется с некоторыми трудностями, - но не на армянском, а на ближневосточном направлении. Так, в статье Дэвида Шенкера, опубликованной в американской Wall Street journal, на которую, в свою очередь, ссылается Milliyet, указывается: "Исламистская власть, оказывающая внутри страны давление на свободу слова, во внешнем мире отдаляет Турцию от Запада. Двигаясь, вопреки принципам НАТО в вопросах, связанных с Ираном, оставляет впечатление ненадежного союзника. В 2014 г. Турция может оказаться в такой ситуации, когда нужно будет решать вопрос о ее членстве в НАТО. Короче говоря, настало время подумать о возможных наиболее негативных сценариях по вопросу Турции", - пишет Шенкер, известный как "эксперт по ближневосточным вопросам". По мнению Milliyet, это слишком радикальные утверждения. Но они увидели свет в газете, формирующей общественное мнение в США. Плюс ко всему перемены в общественном мнении в немалой степени спровоцировал сам Эрдоган - США не могут не беспокоить его заявления по поводу Ирана, Судана, Израиля и т.д. К тому же Анкара упустила шанс выступить посредником между Сирией и Израилем в рамках "диалога цивилазаций".
Бывший заместитель госсекретаря США Ричард Армитадж стремился всеми силами смягчить возникшую напряженность вокруг позиции Турции по иранской ядерной программе. Он выразил уверенность в том, что союзник США по НАТО Турция способна решить этот вопрос. "Есть много вопросов, связанных с Ираном, и многие из этих вопросов также касаются того, может ли Турция быть одновременно другом для США и Ирана или нет. Мой ответ - "да",- заявил Армитаж в ходе совместной с председателем Американо-турецкого совета (ATC) Брентом Скоукрофтом пресс-конференции в Анкаре.
По его словам, дружественные для США страны могут быть не симпатичны для Анкары и наоборот. "Это нормальное явление. Думаю, что в вопросе Ирана Турция знает, что делает",- заметил экс-заместитель госсекретаря США.
В свою очередь Брент Скоуркрофт отметил, что иранская ядерная программа не будет способствовать региональной стабильности. "Мы не пытаемся разрушить Иран, мы стараемся интегрировать его как продуктивного игрока региона",- сказал председатель ATC.
Касаясь турецко-израильских отношений, Ричард Армитадж сказал, что напряженность между Турцией и Израилем - временная, пишет турецкая газета Today's Zaman.
Однако сам факт напряженности, увы, налицо.