Ташкент поворачивает рубильник
20 ноября 2009г. ? 44 (872), Казахстан. Деловая Неделя.
Нигора ЮЛДАШЕВА, Ташкент
Узбекистан все-таки хочет выйти из Объединенной энергосистемы Центральной Азии
С наступлением зимы, 1 декабря Узбекистан может выйти из Объединенной энергосистемы (ОЭС) Центральной Азии. Причины возможного решения назвал со страниц органа Кабинета министров РУз, газеты «Правда Востока» начальник национального диспетчерского центра ГАК «Узбекэнерго» Эссо Садуллаев. По его мнению, инициатива Казахстана по переходу на раздельный режим работы имеет под собой реальные основания. Поскольку нет твердой уверенности в том, что, работая в едином режиме ОЭС ЦА, можно застраховаться от несанкционированных отборов электрической энергии, вызванных «фактическим рейдерством отдельных национальных энергосистем». Энергосистема Казахстана уже работала в раздельном режиме с 26 февраля по 11 марта 2009 года из-за дисбаланса производства и потребления электроэнергии в странах региона. При этом Таджикистан осуществил внеплановый забор у Казахстана порядка 100 млн кВт/ч электроэнергии. С начала октября 2009 года вновь наблюдались значительные отклонения сальдо-перетока на границе Казахстана с ОЭС ЦА, вызванные несбалансированной работой таджикской энергосистемы и превышением объемов несанкционированных отборов электрической энергии на 100 млн кВт/ч. «Принимаемые Узбекистаном меры по обеспечению энергетической безопасности позволяют наладить устойчивое функционирование собственной энергосистемы. В сложившихся условиях ГАК «Узбекэнерго» не видит возможности дальнейшего функционирования Объединенной энергосистемы Центральной Азии и КДЦ «Энергия», - заключил представитель ведомства.
Пережиток унитарного государства
Позицию ГАК «Узбекэнерго» на прошлой неделе еще раз подкрепила правительственная пресса, опубликовав программную статью обозревателя Раджабова, в которой ОЭС ЦА была названа пережитком времен СССР, когда ее функционирование и развитие полностью обеспечивалось за счет бюджета союзного министерства. По мнению обозревателя, ситуация кардинальным образом изменилась после распада Союза, и центральноазиатские государства остались один на один со своими проблемами. Функционирование ОЭС ЦА в постсоветский период обеспечивалось на честном слове, и система стала настолько уязвимой, и отдельные ее участники могли бесконтрольно и безнаказанно заниматься отбором электрической энергии в своих интересах. В экстремальных условиях, особенно в зимние периоды, это приводило к серьезным конфликтным ситуациям в энергетической системе. Из-за системной аварии 9 ноября на Нурекской ГЭС с самопроизвольной остановкой агрегатов, была полностью отключена южная часть таджикской энергосистемы с автоматической остановкой работы всех ГЭС Таджикистана на реке Вахш, включая недавно построенную Сангтудинскую ГЭС. «По оценкам экспертов, авария произошла в результате грубейшего нарушения технологических режимов, когда при лавинно возросших объемах потребления в утренние часы, при наличии резервных мощностей объем генерации был значительно ниже потребности системы. В этих условиях не сработали ни аварийная автоматика, отключающая избыточных потребителей, ни диспетчерские службы, призванные оперативно управлять данными процессами». Эта авария сказалась и на энергосистеме Узбекистана, вызвав аварийное отключение магистральной линии электропередачи в Сурхандарьинской области. По мнению независимых экспертов, из-за этой же аварии Узбекистан был вынужден прервать экспортные поставки электроэнергии в Афганистан. Осуществляемые по недавно построенным ЛЭП из Сурхандарьинской области в северную афганскую провинцию Балх и далее в Кабул. Ряд афганских экспертов предостерегает Министерство энергетики ИРА от попадания в зависимость от поставок электроэнергии из Узбекистана, поэтому инцидент 9 ноября мог вызвать недовольство Ташкента, придающего в настоящий момент своему экономическому участию в Афганистане особенное значение в развитии политического союза с США и странами Евросоюза.
Торговля вместо обмена
Как уже отмечала «ДН», технологически выходу ГАК «Узбекэнерго» из ОЭС ЦА ничто не мешает после ввода в конце 2008 года в эксплуатацию новой высоковольтной ЛЭП 500 кВт/ч соединившей модернизированную Ново-Ангренскую ТЭС в Ташкентской области с густонаселенными районами Ферганской долины. Реализация этого проекта позволила обеспечить бесперебойную подачу собственной электроэнергии потребителям Андижанской, Наманганской и Ферганской областей в ежегодном объеме около 7,5 млрд кВт/ч. Ранее отдельные районы Ферганской долины получали энергию, выработанную на гидроэлектростанциях соседнего Кыргызстана. Взамен Ташкент через Казахстан поставлял энергию своих тепловых электростанций на север Кыргызстана. По мнению узбекских энергетиков, такой обмен был не равнозначен, поскольку энергия, вырабатываемая на тепловых электростанциях, существенно дороже энергии ГЭС. По новым соглашениям Узбекистан и Кыргызстан с 1 ноября могут перейти на взаимные закупки электроэнергии вместо обмена. По мнению узбекских энергетиков, у кыргызской стороны нет другого выхода, кроме как подписать это соглашение, поскольку массированно развернуть энергопотоки с юга на север в ближайшее время они не смогут, а сбрасывать воду из турбин ГЭС «вхолостую» невыгодно. Зато Узбекистан рассчитывает извлечь коммерческую выгоду из новых соглашений. «Сегодня нам электроэнергия из Кыргызстана практически не нужна, мы полностью перекрываем баланс потребления за счет собственных ресурсов», - отметил неназванный представитель «Уэбекэнерго» в комментариях зарубежным информагентствам. Тем не менее, Узбекистан собирается закупать электроэнергию, выработанную ГЭС в Кыргызстане по адекватным ценам, чтобы высвободить из своего баланса более дорогую энергию ТЭС для экспорта в Афганистан.
Юг ждет холодная зима
Намерения ГАК «Узбекэнерго» вызвают серьезное беспокойство у энергетиков Таджикистана. В комментариях таджикскому информагентству «Азия-Плюс» представитель холдинговой компании «Барки точик» Нозирджон Ёдгори заявил, что решение соседей покинуть ОЭС ЦА сделает технически трудным транзит туркменской электроэнергии через Узбекистан, что может отразиться на энергоснабжении населения и промышленных предприятий страны. По соглашению, подписанному между Таджикистаном и Туркменистаном в 2007 году, до 2012 года Туркменистан обязался ежегодно в осенне-зимний период поставлять в Таджикистан относительно дешевую электроэнергию в объеме 1,2 млрд. кВт/ч. Однако планы Ташкента могут затруднить и, как минимум, удорожить эти энергопоставки.
Таджикистан, энергетика которого ориентирована на ГЭС, ежегодно сталкивается с энергетическим кризисом в зимний период. Прошлой зимой в связи с нехваткой электроэнергии властям республики пришлось вводить жесткие лимиты для населения и промышленности. Ограничения распространились и на столицу страны Душанбе, а в большинстве регионов свет подавали всего на несколько часов в сутки. В настоящий момент «Барки Точик», в преддверии зимних холодов, объявила ограничения на подачу электроэнергии «в определенное время в некоторых районах». По сообщениям «Азия-Плюс» в Таджикистане также запрещена продажа обычных ламп накаливания. Глава республики Эмомали Рахмон поручил Министерству экономического развития опубликовать уточненный перечень ламп, продавать которые отныне запрещено. Несколько месяцев назад Рахмон наложил запрет на ввоз в страну ламп накаливания и призвал население Таджикистана перейти на энергосберегающие аналоги, объяснив эту меру дефицитом электроэнергии, с которым республика ежегодно сталкивается в зимний период.
По сообщениям Reuters, Сангтудинская ГЭС-1 в Таджикистане, 66% акций которой принадлежит правительству России, может быть остановлена из-за долгов потребителей в $9,7 млн. Строительство станции, завершенное летом 2009 года, сопровождалось финансовыми конфликтами и забастовками строителей, требовавших выплаты зарплат. Таджикистан ожидает, что новая станция мощностью 2 ,7 млрд. кВт/ч год, поможет справиться с нехваткой электроэнергии, который ежегодно составляет около 4 млрд. кВт/ч. Таджикское новостное агентство «Ховар» сообщает, что в 2010 году будут выпущены акции строящейся Рогунской ГЭС. «Сегодня каждый сознательный и достойный гражданин Таджикистана готов внести свой посильный вклад в сооружение Рогунской ГЭС, ибо всем понятно, что без этого объекта невозможно будет ликвидировать дефицит электроэнергии», - говорится в тексте пресс-службы президента Таджикистана. Строительство Рогунской ГЭС было заморожено после распада СССР. Позднее работы были возобновлены при участии российского «Русала», однако в 2007 году соглашение между правительством Таджикистана и этой компанией было расторгнуто. Стороны не смогли согласовать вопрос о мощности ГЭС, на ограничении которой из соображений экологической безопасности региона настаивает Узбекистан.
«Узбекэнерго» ожидает $3,5 млрд. инвестиций
В 2009-2014 годах Узбекистан планирует привлечь в развитие своей электроэнергетики инвестиции в объеме $3,5 млрд. на реализацию 38 новых проектов. Об этом заявил 10 ноября на узбекско-японском бизнес-форуме председатель ГАК «Узбекэнерго» Батыр Тешабаев. Он отметил, что «Узбекэнерго» уже имеет многолетний опыт сотрудничества с японскими компаниями. В частности, осуществляется модернизация Ташкентской ТЭС с внедрением парогазовой установки мощностью 370 МВт, для которой со стороны Японского банка международного сотрудничества привлечены $274,3 млн. По данным «Узбекэнерго», общая мощность электростанций Узбекистана сегодня составляет 12,4 млн. кВт. Основную долю электроэнергии - до 90% - производят 10 тепловых электростанций суммарной мощностью 10,6 млн. кВт.