В Бишкеке обсудили ситуацию вокруг свободы и правозащитных инициатив в Интернет-ресурсах
26 ноября, 2009, Голос Свободы - Кыргызстан
Ирина Кузнецова, Voice of Freedom, Бишкек
Правозащитные инициативы в Интернете, опыт стран Центральной Азии в сфере инновационных и креативных решений распространения информации стал предметом обсуждения круглого стола в Бишкеке. Участники поднимали вопросы свободы слова в Интернете и перспектив развития он-лайн журналистики в условиях давления на свободную прессу.
Правозащитные инициативы в Интернете, опыт стран Центральной Азии в сфере инновационных и креативных решений распространения информации стал предметом обсуждения круглого стола в Бишкеке. Участники поднимали вопросы свободы слова в Интернете и перспективы развития он-лайн журналистики в условиях давления на свободную прессу.
В ежегодном рейтинге свободы прессы, составляемом международной организацией «Репортеры без границ», страны Центрально-азиатского региона продолжают терять свои позиции. Особенно участников круглого стола беспокоило то, что власти региона пытаются взять под свой контроль Интернет пространство.
«В Казахстане изменения в некоторых законодательных актах по вопросам информационно-коммуникационных сетей приравняли все Интернет-ресурсы к СМИ», - сказал завотделом социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Антон Морозов, выступая на мероприятии.
По его словам, на все веб-сайты, чаты, порталы, блоги, интернет-магазины, электронные библиотеки и другие ресурсы всемирной паутины распространяется уголовная, гражданская и административная ответственность. Говоря простым языком, если ты блоггер, то автоматически становишься собственником СМИ и несешь полную ответственность за содержание своих постов и комментариев.
Фактически это можно расценить как попытки применения жесткой цензуры Интернет пространства. Многие интернет-версии печатных изданий и популярные информационные Интернет-ресурсы закрыли возможность комментирования своих материалов, либо ввели предварительную модерацию. Но нормативно-правовая база Казахстана не ограничивается этими поправками.
В ближайшее время в стране вступит в силу закон «О неприкосновенности частной жизни», который предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет с конфискацией имущества за незаконное собирание сведений о частной жизни. «Это последний гвоздь в крышке гроба независимой журналистики в Казахстане, - констатировал Антон Морозов.
За последний год Казахстан в рейтинге свободы прессы потерял наибольшее число позиций среди стран Центральной Азии, переместившись с 112 места на 125 по уровню свободы прессы. Продолжается усиление давления на журналистов и в Узбекистане, что сказывается на качестве содержания СМИ и уровне свободы печати и слова.
«Доверие граждан к печатным изданиям, публикующим лживую, необъективную информацию подорвано, поэтому информационный голод в стране удовлетворяют сетевые издания, - говорит политолог из Узбекистана Ташпулат Юлдашев. - Они не только успешно конкурируют с национальными печатными органами в подаче оперативной информации, но и оказывают значительное влияние на умонастроения людей».
По мнению политолога, это явилось причиной комплекса мер, которые правительство Узбекистана направило на ограничение свободы слова. С 2005 года материальная и административная ответственность СМИ за несанкционированные сверху критические материалы существенно ужесточили.
«Действующие законы возлагают ответственность на СМИ за содержание публикаций, вынуждают издателей и журналистов под страхом репрессий заниматься самоцензурой, - рассказал Ташпулат Юлдашев. - За клевету, разглашение государственных, служебных и иных секретов, перечень которых не опубликован в печати, распространение информации, угрожающей общественному порядку, на редакцию может быть наложен штраф до 9 тысяч долларов».
По словам политолога, за невозможностью взыскать подобные суммы, правоприменительные органы редко прибегают к более жестким мерам. Инакомыслящих сажают в тюрьму на длительные сроки по надуманным обвинениям, тогда как чиновники, обвиняемые в более тяжких преступлениях отделываются условными сроками или минимальными штрафами.
Под контролем спецслужб не только печатные СМИ и оппозиционные сайты. Но даже те, кто на эти сайты скидывает информацию и даже просто пытается зайти. За работой веб-сайтов и веб-провайдеров четко следит спецподразделение Службы национальной безопасности Узбекистана - Контрпропагандистский центр.
Таджикистан в рейтинге свободы слова опередил все остальные страны Центральной Азии.
«Данная оценка соответствует тенденциям развития СМИ, происходящими в стране», - заверил начальник управления информации МИД Таджикистана Давлат Назриев. Он отметил, что по действующему законодательству общественная жизнь в Таджикистане развивается на основе политического и идеологического плюрализма, свобода слова и печати гарантирована каждому гражданину. Государственная цензура и преследование за критику запрещены.
Наиболее серьезным шагом расширения сотрудничества госструктур со СМИ явилось подписание президентом Эмомали Рахмоном указа «О реагировании должностных лиц на критические и аналитические выступления СМИ» в феврале 2009 года, сказал Назриев. Теперь госслужащие обязаны реагировать на критику, опубликованную в СМИ, предоставляя журналистам возможность быть услышанными.
Руководитель Независимой Ассоциации национальных СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддин Каршибоев и некоторые другие участники из этой республики не согласились с такой положительной оценкой. На самом деле по их мнению, не все так хорошо, как кажется. В качестве примера помимо прочего, таджикские эксперты привели попытки властей сделать платными любую информацию, которую журналисты запрашивают в государственных органах.
Кыргызстан в рейтинге свободы прессы за последний год опустился на 13 строчек, остановившись на 125 месте. Закон об Интернете, автором которого выступил депутат парламента Алишер Сабиров, вызвал бурю эмоций в обществе, в результате чего инициатива была отменена.
«У нас не будет отдельного закона об Интернете, - заверил Алишер Сабиров, выступая на уркглом столе. - Думаю, будет достаточным, если мы примем закон о внесении изменений и дополнений в уже существующие законодательные акты о СМИ».
Участники согласились с тем, что Интернет необходимо регулировать, ведь многие пользователи не отказывают себе в удовольствии оставлять на сайтах комментарии с нецензурной лексикой и призывами к насилию. Также в последнее время широкое распространение получило мошенничество через Интернет. Но все же главным регулировщиком должно выступать не государство в лице надзорных и правоохранительных органов, а сами владельцы и редакторы сайтов.
«Закон об Интернете - это мина замедленного действия, которая может взорваться во время социальных катаклизмов, связанных с выборами, митингами и другими акциями протеста, - сошлись во мнении эксперты круглого стола. - Только саморегулирование и социально-ответственное поведение пользователей и он-лайн журналистов как провластных, так и оппозиционных ресурсов может предотвратить попытки государственного контроля над интернет-пространством и дать шанс на дальнейшее развитие он-лайн журналистики.
По итогам мероприятия участники выработали рекомендации правительствам и парламентам стран региона, общественным и международным организациям, а также СМИ. Ниже публикуем полный текст документа.
РЕКОМЕНДАЦИИ
участников регионального круглого стола
«Правозащитные Интернет-инициативы и онлайн-журналистика в Центральной Азии»
24 ноября 2009 года город Бишкек
Участники круглого стола - правозащитники, журналисты и другие эксперты из стран Центральной Азии считают чрезвычайно важным развитие интернет-отрасли и предлагают следующие рекомендации:
Правительствам и руководителям стран Центральной Азии, парламентам стран региона:
a.. при принятии законодательных и регулирующих мер в области Интернет, он-лайн журналистики учитывать мнение широкой общественности, предварять любые меры опросами, исследованиями; b.. вести работы по повышению уровня доступа населения к Интернет, информированности о правах человека, а также уровня компьютерной и Интернет-грамотности; c.. ограничить государственное регулирование Интернет-ресурсов созданием максимально благоприятных условий для развития рынка и частных инициатив; d.. формировать фискальную политику в отношении интернет-провайдеров и других участников рынка, направленную на снижение стоимости ИКТ и Интернет-услуг для потребителей.
Общественным и международным организациям:
a.. активно изучать и использовать весь спектр интернет-технологий для повышения информированности населения о правах человека; b.. создать универсальную и открытую базу лучших практик в области правозащитных интернет-проектов; c.. консолидировать усилия правозащитных организаций стран региона посредством Интернет в целях продвижения информированности населения в области прав человека; d.. активно обучать журналистов, представителей НПО, правозащитников и их целевые аудитории интернет-технологиям, ведению и продвижению блогов, социальных сетей, новейшим методам информационной безопасности и др.; e.. продвигать мобильные технологии как дополнительный инструмент продвижения общественно-важной информации; f.. он-лайн журналистику и Интернет-проекты сделать одним из приоритетов в своих программах и проектах. СМИ:
a.. активно и систематически освещать вопросы прав человека в Интернет ресурсах; b.. соблюдать принципы толерантности, объективности, достоверности, сбалансированности и беспристрастности, а также авторские права в он-лайн журналистике и нести ответственность за предоставленную информацию; c.. соблюдать этические нормы (Netикет) во всех распространяемых посредством Интернет материалах.
Круглый стол «Правозащитные Интернет-инициативы и он-лайн журналистика в Центральной Азии» организовано Представительством Института по освещению войны и мира (IWPR) в Кыргызской Республике в рамках проекта «Защита прав человека и правозащитное образование посредством средств массовой информации в Центральной Азии», финансируемого Европейской Комиссией.