CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Побег из Душанбе :: Казахстан. Деловая Неделя.

28 августа 2010

Побег из Душанбе

27 августа 2010г. ? 32 (910), Деловая Неделя, Казахстан

Рустам АЛИ

В ночь на понедельник из следственного изолятора ?1 Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана сбежали 25 осужденных. Беглецы, среди которых граждане Таджикистана, РФ, Узбекистана и Афганистана, 20 августа были осуждены Верховным судом страны на сроки от 10 лет до пожизненного заключения за попытку государственного переворота. В списке сбежавших Махаммадризо и Саидахмад Зиеевы - сыновья одного из видных командиров гражданской войны 1990 годов и экс-главы МЧС Таджикистана, генерал-лейтенанта Мирзо Зиеева, погибшего в прошлом году. Также в числе беглецов Абдурасул Мирзоев, брат экс-главы президентской гвардии Гаффора Мирзоева, приговоренного к пожизненному сроку в 2004 году. Несмотря на введенный в республике план «Перехват», сыщикам удалось найти лишь брошенные машины беглецов.

Для Пакистана, и так переживающего нелучшие времена из-за борьбы с терроризмом и мировым кризисом, новая напасть может стоить не только правительства, но и куда большего

Побег

«Группа преступников, содержащихся в следственном изоляторе, пользуясь безответственностью и халатным отношением к своим обязанностям охранников, напала на них и завладела оружием, - говорится в заявлении ГКНБ республики. - В результате один из охранников убит, а 25 вооруженных заключенных переоделись в камуфляжную полевую форму. Примерно в 1 час 10 минут 23 августа указанная вооруженная группа преступников совершила нападение на пост СИЗО Министерства юстиции, они убили четырех охранников и на автомобильном транспорте скрылись в неизвестном направлении».

На экстренном заседании президент страны Эмомали Рахмон поручил безотлагательно принять меры, в частности, создать оперативный штаб по поиску и задержанию преступников. Руководить им назначен министр внутренних дел Таджикистана Абдурахим Каххоров. В настоящий момент по всей стране объявлен план «Перехват». Правоохранительные органы и силовые структуры Хатлонской, Горно-Бадахшанской и Согдийской областей переведены на усиленный вариант несения службы и приведены в полную боевую готовность. Поиски беглецов ведутся и в других регионах. В столице под особую охрану взяты административные здания: их охраняют сотрудники силовых структур, вооруженные автоматами.

Спустя более суток после дерзкого побега единственным достижением местных спецслужб стало обнаружение в Ромитском ущелье, находящемся в 35 км от Душанбе, четырех иномарок, на которых предположительно бежали осужденные. Как заявили во вторник в МВД Таджикистана, в настоящее время на месте идентифицируются обнаруженные отпечатки пальцев и проводятся другие оперативно-следственные мероприятия. В тот же день таджикские власти обнародовали имена 14 из 25 беглецов. Как следует из списка, помимо граждан Таджикистана среди них оказались шестеро россиян, трое из которых - уроженцы Дагестана, а также четверо афганцев и двое узбеков, предположительно входящих в военизированную подпольную организацию Исламское движение Узбекистана (ИДУ).

Сбежавших из тюрьмы сыновей Мирзо Зиеева (слева), экс-министра ЧС, убитого в прошлом году, разыскивает нынешний министр внутренних дел Абдурахим Кахаров (справа)

Ранее местные силовики сообщили общественности имена организаторов побега. Так, по словам первого заместителя главы ГКНБ Косима Гаффорова, побег организовали гражданин РФ Магомед Ахмедов и двое граждан Таджикистана Иброхим Насриддинов и Хикмат Азизов. В связи с этим Гаффоров заявил, что присутствие в группе граждан других государств указывает на то, что «преступление носило транснациональный характер». Между тем о своей готовности помочь Душанбе в поимке беглецов в ответ на просьбу таджикских властей заявила Москва. Как сообщил директор ФСБ РФ Александр Бортников, по поручению президента РФ Дмитрия Медведева «российские спецслужбы окажут всяческое содействие таджикской стороне в розыске и задержании сбежавших заключенных».

Беглецы

Таджикские спецслужбы придерживаются версии о том, что сбежавшие арестанты пытаются добраться до припамирского Тавильдаринского района (140 км восточнее Душанбе), рассчитывая, что там легче укрыться от силовиков. В пользу этой версии в МВД Таджикистана приводят инцидент, произошедший в понедельник в Кофирнихонском районе (20 км к востоку от Душанбе), в ходе которого группа неизвестных бросила на заправочной станции неисправный внедорожник и, угнав микроавтобус, по свидетельству очевидцев, двинулась к Ромитскому ущелью. Кроме того, в МВД Таджикистана сообщили, что во вторник ночью блокпосты милиции в Нурабадском и Файзабадском районе, которые граничат с Раштским районом, были обстреляны со стороны группой неизвестных. Следователи полагают, что это были беглецы, которые направляются на восток.

Прошлогодние столкновения в Тавильдаринском районе, по одной из основных версий, стали результатом попытки бывших полевых командиров вернуть себе влияние в регионе. Весной 2009 года в республику вернулся некий Мулло Абдулло (Абдулло Рахимов), который в годы гражданской войны сражался на стороне Объединенной таджикской оппозиции (сторонников исламизации страны, которым противостоял Народный фронт под руководством Эмомали Рахмона, ставшего впоследствии президентом республики). Рахимов стал ходить по селам, встречаться со старейшинами и агитировать за «справедливость и порядок». Вскоре, по информации издания, он фактически контролировал несколько районов, имея под началом несколько сотен боевиков. Власти в ответ стали перебрасывать в регион войска. При этом официально утверждалось, что там проводится всего лишь плановая операция по борьбе с наркотиками «Мак-2009». Желая, очевидно, избежать опасных аналогий с гражданским противостоянием 1990-х, власти избегали любых упоминаний о боевиках и террористах.

В июле между силовиками и боевиками начались открытые столкновения. По неофициальной информации, в перестрелках были убиты десятки человек с обеих сторон. Противостояние завершилось в начале августа, когда был убит один из лидеров экстремистов Негмат Азизов. В столкновениях также погиб бывший глава МЧС Мирзо Зиеев. Как и Рахимов, он воевал в рядах ОТО, но после войны нашел общий язык с властями и даже получил пост министра. По версии силовых структур, в ходе противостояния 2009 года он перешел на сторону боевиков, затем раскаялся, согласился сотрудничать с властями и после этого был убит бывшими сообщниками за предательство. Неофициально высказывались мнения, что бывшего министра застрелили сами силовики (избавившись от человека, который пользовался авторитетом среди противников действующей власти).

Задержанных по «тавильдаринскому делу» наряду с попыткой переворота и созданием НВФ обвинили в убийствах, грабежах и контрабанде наркотиков. Среди тех 46 человек, кто был осужден, а впоследствии бежал из СИЗО, оказались и сыновья Зиеева - 23-летний Махаммадризо и 26-летний Саидахмад, приговоренные к 28 и 30 годам тюрьмы соответственно. Другим известным арестантом, так же как и братья Зиеевы, бежавшим из СИЗО, оказался Абдурасул Мирзоев (приговоренный 20 июля этого года к 30 годам лишения свободы за попытку государственного переворота), брат ныне осужденного бывшего начальника президентской гвардии и экс-директора агентства по контролю за наркотиками Гаффора Мирзоева. Последний был одним из ближайших соратников Эмомали Рахмона и в годы гражданской войны вместе с ним воевал против оппозиции. Однако в 2004 году, как и многие члены команды господина Рахмона, впал в немилость, был арестован и приговорен к пожизненному заключению.

Примечательно, что сам Гаффор Мирзоев, по официальным данным, отказался участвовать в побеге. Не покинул душанбинский СИЗО и бывший министр внутренних дел, один из лидеров бывшего объединенного фронта Якуб Салимов. Соратник Эмомали Рахмона, закрывший своим телом президента во время покушения на него, был обвинен в измене родине, участии в попытке государственного переворота и бандитизме. Как считает председатель Ассоциации политологов Таджикистана Абдулгани Махмадазимов, Гаффор Мирзоев и Якуб Салимов не сбежали, боясь быть уничтоженными в ходе преследования. «В случае побега их преследовали бы вдвойне, а поймав - уничтожили, и они бы в конце своей жизни превратились в обычных преступников, - отмечает политолог. - А они все еще остаются генералами Народного фронта и хотят остаться в памяти народа такими».

Последствия

Побег родственников известных в стране политиков не сулит ничего хорошего президенту Эмомали Рахмону. «Если они доберутся до родной и хорошо знакомой им Тавильдары - их уже не поймают, - полагает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. - Но главный вопрос в том, затаятся ли они после побега или начнут организовывать сопротивление. Братья Зиеевы вполне могут раскачать ситуацию». Лидер таджикского оппозиционного движения «Ватандор» Дододжон Атовуллоев, скрывающийся в РФ от таджикских властей, почти уверен в том, что за побегом последует активизация сопротивления режиму президента Рахмона. Кроме того, по его мнению, обращение таджикского руководства за помощью к российским силовикам является жестом политического пиара, и на самом деле никакого расследования с помощью российских спецслужб Душанбе не допустит.

В числе беглецов - таджики из ОТО, узбеки из ИДУ, фундаменталисты-россияне, а также афганцы - эдакий интернационал боевиков

«Побег заключенных - это показатель слабости режима Эмомали Рахмона. Ведь СИЗО ?1 находится в самом центре Душанбе, буквально в 5 минутах ходьбы от дома президента. И тут из него сбегают два десятка человек и бесследно исчезают в горах. Это говорит о том, что им кто-то помогал, не исключено, что из окружения самого президента. Недовольных в его команде хватает, учитывая, как он поступает с бывшими соратниками. Они понимают, что могут впасть в немилость в любую минуту. И никакие заслуги перед президентом их не спасут, это видно на примере Зиеева и Мирзоева. Есть все основания полагать, что побег этих ребят дестабилизирует ситуацию в стране. Для многих рядовых таджиков они уже стали народными героями. Я встречался с 200 таджикскими гастарбайтерами, работающими в России, и все они им сочувствовали. Я больше чем уверен, что сбежавшие уже скоро начнут организовывать в Тавильдаре восстание. Это всегда была территория оппозиции и сопротивления», - заявил Атовуллоев. Между тем еще один бывший полевой командир ОТО Мирзохуджа Ахмадов заявил местным СМИ, что вокруг сбежавших из СИЗО могут собраться противники нынешней власти. В конце июля Ахмадов выступил с угрозой в адрес властей вновь взяться за оружие в случае применения силовых методов против него и его соратников. Поводом для такого заявления послужило возобновление расследования гибели командира ОМОН МВД Таджикистана Олега Захарченко. В феврале 2008 года в городе Гарм, считающемся оплотом оппозиции, случилась перестрелка, в которой погиб командир ОМОНа МВД Таджикистана полковник Олег Захарченко. Он приехал в Гарм, чтобы арестовать начальника райотдела по борьбе с организованной преступностью полковника Мирзоходжу Ахмадова, который в гражданскую войну воевал против Эмомали Рахмона. Однако на требование сдаться господин Ахмадов и его сторонники ответили огнем из табельного оружия. Полковник Захарченко был убит, а четверо его коллег ранены. После этого инцидента господин Ахмадов как ни в чем не бывало продолжает находиться на свободе и, по слухам, даже встречался с президентом, который лично гарантировал ему неприкосновенность.

За последние несколько лет Эмомали Рахмону удалось избавиться от многих потенциальных соперников. За решеткой оказались такие влиятельные политики, как уже упомянутый Гаффор Мирзоев, экс-глава МВД Якуб Салимов, а также бывшие руководители Объединенной таджикской оппозиции (ОТО): сроки отбывают экс-глава таможенного комитета Мирзоходжи Низомов, лидер Демократической партии страны Махмадрузи Искандаров. Но в последнее время противники господина Рахмона все чаще берутся за оружие. Так случилось в 2007 году, когда по приказу из Душанбе в Горном Бадахшане был арестован еще один выходец из ОТО - командир погранотряда майор Тохир Чоршанбиев. В ответ его сторонники взяли в заложники главу местного отдела госбезопасности, и власти были вынуждены отпустить майора.

dn.kz

Предыдущая статьяБратья по пинанию :: Казахстан. Деловая Неделя.
Следующая статьяНазарбаев сделал ход конем - Газета «Республика - деловое обозрение»