Традиционная узбекская посуда в руинах дома в Оше; Uznews.net
27.08.10 13:19, UzNews.net
Узбеки Кыргызстана: разрушенная жизнь - отнятое будущее
Uznews.net - Осколки традиционного узбекского фарфора - белый хлопковый орнамент на синем фоне - лежат среди руин дома Гульчехры Мамаджановой в Оше.
"Это была гостиная. Это посуда из серванта", - говорит она, показывая на разбитые тарелки блестящие на солнце, и от того еще больше бросающиеся в глаза на фоне обломков кирпича и шифера.
Кованная железная подпорка для виноградной лозы, что растет в каждом узбекском дворе, создавая тень в жаркие летние дни, обрушилась на сад; вода продолжает течь из сломанного крана во дворе...
Атрибуты традиционного узбекского быта разрушены, как сама жизнь ошских узбеков.
Мамаджанова и ее соседи говорят, что за четыре июньских дня, когда оравы кыргызов громили узбекские районы, убивая их жителей, грабя и поджигая их дома, в их махалле было разрушено 116 домов, и еще 240 - в соседней.
Более 2000 домов было разрушено в Ошской и Джалал-Абадской областях, сообщает правозащитная организация "Хьюман Райтс Вотч".
По официальным данным кыргызских властей, погиб 371 человек, но некоторые кыргызские официальные лица, включая президента Розу Отунбаеву, считают, что число убитых превышает две тысячи человек.
"Смерть узбекам" - написано черной краской на стене в одном из переулков махали, где живет Мамаджанова. Надпись на противоположной стене гласит - "Кыргызстан".
Чаще всего встречающаяся метка, оставленная погромщиками, это надпись "САРТ" - унизительное прозвище, данное в давние времена среднеазиатскими кочевниками оседлым племенам.
Некоторые жители этой махалли теперь живут в палатках, предоставленных ООН, другие у родственников, но они приходят к своим разрушенным домам каждый день, чтобы охранять то, что осталось.
В тот день, когда репортер "Uznews.net" посещал эту махаллю, кто-то стащил ворота одного из разграбленных домов.
Узбеки также приходят, чтобы не пропустить какие-нибудь "зарубежные комиссии", которые, как они надеются, придут к ним на помощь.
Группа из более 10 женщин, одного старика и нескольких подростков - мужчины уехали в Россию - с нетерпением ждут прибытия полиции ОБСЕ.
"Они приедут?" - спрашивают они.
Они жалуются, что власти не восстанавливают их паспорта, которые сгорели вмести с их домами, что им не выдают сертификаты о смерти на убитых родственников, что официальные СМИ обвиняют узбеков в том, что они сами поджигали свои дома.
На то, что мужчин узбеков ежедневно незаконно арестовывают и притесняют. Они говорят, что власти даже не позволяют им расчищать мусор в их разрушенных домах.
По словам одного сотрудника международной гуманитарной организации, власти Оша на словах дали согласие на восстановление домов в четырех из шести наиболее пострадавших узбекских районов Оша.
Два самых крупных узбекских района в Оше - Фуркат и Черемушки - разрешение на восстановление не получили.
Через дорогу от махалли Мамаджановой, Комиссия по восстановлению городов Ош и Джалал-Абад начала строительство пятиэтажного многоквартирного жилого дома.
Центральный Ошский рынок, который веками был сердцем города, выглядит так, как будто здесь бушевал ураган - перевернутые прилавки и кучи вонючего мусора повсюду.
Магазины разграблены и сожжены. Не осталось ничего даже для шныряющих здесь бездомных собак.
Несколько узбечек, которые продают традиционные лепешки у входа на разграбленный базар, говорят, что их здесь регулярно притесняют, грабят и оскорбляют, называя "сартами". Но они вынуждены приходить, чтобы кормить семьи.
Жарал, один из охранников базара, теперь не у дел, бродит между пустыми ржавыми прилавками. Кыргыз по национальности, он говорит, что у него нет неприязни к узбекам.
"Только власти виноваты в этом", - сказал он об этническом кровопролитии.
По словам Жарала, мэр Оша Мелисбек Мырзакматов не позволяет людям вернуться на базар и восстановить его. "У него свой базар есть, Западный. А то мы бы тут все за два дня почистили. А у него свои интересы", - говорит он.
"Люди приходят и уходят. Солдаты их выгоняют. Где нам работать? Нет заводов, фабрик. Если все сыты, не будет войны. Все случилось из-за безработицы", - добавляет охранник.
По официальной версии, зачинщиками насилия были узбеки, его жертвами являются кыргызы. Власти Оша последовательно работают над закреплением этой версии в общественном сознании.
Жители Оша другой национальности - узбеки, русские, иностранцы - говорят, что власти выстраивают кыргызских женщин перед сожженными узбекскими домами, чтобы они там стенали и плакали перед камерами или иностранными делегациями, что это их дома.
Власти установили стенды возле мэрии с фотографиями погибших кыргызов с надписью: "Кыргызские герои жестоко убитые узбеками".
На лицах ошских узбеков тревога и страх. Они стараются не выходить за пределы своих махаллей. Боясь торговать на городских базарах, некоторые из них выставляют товары возле своих ворот - платья, посуда, ткани, фрукты и овощи.
Множество узбекских парней уже покинули Кыргызстан, возможно навсегда.
"Войны больше не будет. А может - будет", - говорит житель Оша Аваз-ака за чаем в своем саду, его дом и большая часть семьи не пострадали во время погромов.
"Но в любом случае, у узбеков в Кыргызстане будущего нет", - сказал он, его лицо выражает горечь и гордое упрямство одновременно.
"У Кыргызстана - тоже нет будущего, - добавляет он. - Потому что ни у одной страны не может быть будущего при такой нацистской, националистической политике".
Uznews.net