Правозащитники дополнили «Концепцию» Ислама Каримова
14.12.10 14:43, UzNews.net
Uznews.net - Лидер Правозащитного Альянса Узбекистана (ПАУ) Елена Урлаева от имени своих коллег обратилась к президенту республики с открытым письмом, содержащим ряд предложений по улучшению ситуации с правами человека.
По словам Урлаевой, эти предложения сделаны в соответствии с «Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», изложенной Исламом Каримовым 12-го ноября в Олий Мажлисе.
«Мы, правозащитники, не могли остаться в стороне и решили дополнить президентскую «Концепцию», - говорит лидер ПАУ.
«Предложения» начинаются с международных договоров, касающихся прав человека. По мнению правозащитников, большинство из подписанных Узбекистаном документов такого характера так и остались на бумаге. Это, кстати, касается и международных договоров в других сферах. Поэтому, по мнению Урлаевой, в Узбекистане необходимо принять Закон «Об обязательном исполнении международных договоров».
Также Узбекистан нуждается в принятии и ряда других законов, в частности, Закона «О прожиточном минимуме».
«Как же можно планировать государственный бюджет и вообще все этапы развития Узбекистана, не имея в основе расчетов такой фундаментальный показатель, как прожиточный минимум?», - задаются вопросом правозащитники.
В открытом письме содержится и предложение - по примеру развитых западных стран максимально упростить регистрацию ННО (независимых негосударственных организаций).
По мнению правозащитников, правила регистрации ННО в Узбекистане превратились в сложнейшую бюрократическую процедуру. В истинно демократических государствах достаточно лишь дать объявление в газете, что такая организация создана, то есть процедура создания носит исключительно уведомительный характер.
Далее в открытом письме высказывается мысль о необходимости того, чтобы власти Узбекистана начали, наконец, считаться с правозащитным движением.
«Указом президента выделена квота в 15 мест в Законодательной палате Олий Мажлиса для Экологического движения, и в плане развития гражданского общества в Узбекистане был бы вполне уместен аналогичный Указ о выделении депутатских кресел и для правозащитного движения», - считают правозащитники.
Кроме того, как считают правозащитники, в стране давно и довольно остро стоит вопрос о принятии Закона «О милиции».
«Отсутствие этого Закона приводит к тому, что милиционеры не знают ни своих конкретных прав, ни обязанностей по отношению к гражданам; то же самое можно сказать и о правах и обязанностях граждан в отношении милиции», - говорит Урлаева.
В республике давно назрела необходимость принятия Закона «О запрещении пыток». В письме на этот счет приводится убедительный пример: когда в начале XVII века король Бельгии издал Закон о запрещении всех видов пыток, этим решением был положен конец кровавому мракобесию католической церкви.
Правозащитники предлагают принять аналогичный Закон в Узбекистане, что должно напрочь отбить желание у работников правоохранительных органов «выбивать» показания из арестованных и мучить заключенных.
Особое место в письме занимает направление «Концепции», касающееся реформирования судебно-правовой системы. Например, полностью поддержана законодательная инициатива президента Каримова о внесении изменения в статью 439 Уголовного кодекса, предусматривающего возложение обязанности оглашения обвинительного заключения по делу в суде первой инстанции исключительно на прокурора.
При этом даются предложения по дальнейшему реформированию судебного процесса, в частности, введению в него представителя гражданского общества, которого правозащитники предложили назвать «защитником народа».
«Коррумпированность наших судов требует именно такой меры, - считает Урлаева, - она позволит уравнять права прокурора и адвоката и поставит судебный процесс под общественный контроль, что вполне вписывается в «Концепцию», предложенную Каримовым».
Далее в письме высказываются соображения правозащитников по поводу несовершенства Закона «Об обращениях граждан», который позволяет чиновникам вместо действенной помощи людям отделываться от них бессовестными отписками.
«Обратите внимание, Закон называется «Об обращениях граждан», а не «О восстановлении и защите прав граждан и привлечении нарушителей к ответственности», - указано в письме, - то есть в названии Закона уже имеется изъян, который в итоге приводит к его неэффективности».
Uznews.net