Соринка в чужом глазу
21 января 2011г. ? 2 (930), Деловая Неделя, Казахстан
Нигора ЮЛДАШЕВА, Ташкент
Узбекский экономист обвинил Казахстан в плагиате экономических реформ
«В условиях постоянных сбоев экономической модели правительство Казахстана стало заимствовать концептуальные антикризисные решения, разработанные и принятые в Узбекистане», - заявил кандидат экономических наук С.Убайдуллаев в статье «Плагиат, или Попытка копирования успешного опыта», опубликованной 17 января на страницах газеты «Правда Востока» - органе Кабинета министров Узбекистана.
По мнению узбекского экономиста, резкое падение мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы привело к тому, что Казахстан оказался не в состоянии принять упреждающие меры против мирового финансово-экономического кризиса. На реализацию антикризисной программы было направлено из бюджета и национального фонда 19 млрд. долларов, или 14% ВВП. Несмотря на столь большие финансовые вливания, Казахстан до сих пор не оправился от последствий мирового кризиса. В стране резко сократились темпы экономического роста и реальные доходы. В результате банкротства ведущих банков и последовавшего обвала на рынке недвижимости серьезно подорвано доверие населения к банковской системе. «В 2011 году основными проблемами казахстанских банков остаются низкое качество кредитного портфеля, стагнация в сфере кредитования, также увеличивается доля неработающих активов в балансах банков. Количество безнадежных активов составило 21,1% и сомнительных - 53,1%», - пишет Убайдуллаев. И приходит к выводу, что такая ситуация побудила правительство Казахстана «присматриваться и заимствовать концептуальные и иные решения, принятые в Узбекистане». В частности, по его утверждению, Программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, по сути, позаимствована из Программы модернизации технического и технологического перевооружения отраслей промышленности Узбекистана, принятой несколько лет назад. Так же пошли и в Казахстане по пути копирования проводимой в Узбекистане государственной политики в сфере поддержки и стимулирования малого и среднего частного бизнеса, доля которого в структуре ВВП с 2005 по 2009 год снизилась с 40,5% до 31,7%, тогда как в Узбекистане увеличилась до 50% за тот же период. В Узбекистане 2011 год объявлен Годом малого бизнеса и частного предпринимательства с соответствующей программой государственных мероприятий.
А для исправления ситуации в данной сфере руководство Казахстана поставило задачу правительству довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 40% к 2020 году. Связь, как говорится, прямая, хотя и не очевидная... Далее экономист утверждает, что Казахстан, правда, с опозданием копирует и государственные программы Узбекистана в сфере здравоохранения, образования и социальной защиты, такие как «Обеспечение реализации интересов человека», «Обеспечение реализации интересов семьи», «Год женщин», «Здоровое поколение», «Защита интересов старшего поколения» и другие.
То, что 2009-2010 годы в Узбекистане были посвящены решению проблем молодежи, по его мнению, «оказалось интересным для Казахстана», где 2011 год объявили годом образования.
«Последовательно осуществляемые социально-экономические реформы в Узбекистане являются залогом устойчивого развития страны, что служит примером для подражания. Объявляемые в нашей стране приоритеты с небольшим интервалом во времени зеркально отражаются и в социально-экономической политике соседней республики», - утверждает С.Убайдуллаев.
В его статье Узбекистан представлен как однозначно успешная во всех отношениях страна, методы реформирования экономики которой обеспечивают сохранение высоких темпов экономического роста, укрепление финансово-банковской системы, дальнейшее развитие отраслей экономики, расширение занятости и рост доходов населения. В качестве доказательства чего приводятся официальные показатели роста ВВП Узбекистана, которые в наиболее тяжелый период мирового кризиса - 2008-2009 годы - сохранялся на уровне 9% и 8,1% , в 2010 году составил 8,5% и прогнозируется не ниже 7% на 2011 год. Хотя не рассматривались такие показатели, как уровень жизни, реальный размер потребительской корзины, фактор внешней трудовой миграции, отсутствие свободной конвертации национальной валюты и ограничения оборота наличности. Основной смысл статьи - на примере кризиса подчеркнуть преимущество государственно регулируемой экономической модели Узбекистана, отношение к которой за дальними и ближними рубежами, по его мнению, до недавнего времени «складывалось совсем иным образом». Зато в 2009- 2010 годах в Ташкенте состоялись международные конференции, посвященные изучению книги президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана», зарубежные участники которых, впечатленные достигнутыми успехами, высказались за распространение опыта Узбекистана в других странах мира. Автор подчеркивает, что темпы экономического роста в Узбекистане обеспечивались в основном не за счет сырьевых отраслей, а в результате роста производства готовой продукции. Поэтому снижение на мировых рынках цен на сырьевые ресурсы не оказало существенного влияния. В то время как у соседей не было поступательного и эволюционного движения, не используя эффективно имеющийся потенциал, они спешили получить сиюминутный результат и слепо опирались на поверхностные рекомендации зарубежных консультантов. На этом фоне дальновидность и прагматичность узбекской модели выглядит выигрышно, и «не случайно многие госу дарства СНГ обращаются к заложенным в ней основным принципам и идеям».
По утверждению экономиста, Узбекистан вовсе не возражает против заимствования. Но автору статьи хотелось бы, чтобы соседние страны, осуществляя экономические, антикризисные и социальные программы, не забывали ссылаться на авторство Узбекистана. «Плагиат, как известно, последнее дело для деятелей культуры, литературы и искусства. А если он имеет место в сфере, где определяется социально-экономическая политика государства, это свидетельствует об отсутствии поиска, инициативы, когда те, на кого возложена эта ответственная задача, не имея собственных идей, заимствуют ее у успешных стран, забывая сослаться на авторство этих идей», - с несколько путаным пафосом резюмирует С. Убайдуллаев.
Напомним, что в сентябре 2010 года президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что Узбекистан полностью преодолел влияние мирового финансового кризиса, и провозгласил новую цель - войти в число развитых стран мира. По мнению неправительственных аналитиков, на этом фоне вполне понятно стремление официальных СМИ окончательно доказать превосходство экономической модели, автором которой является глава государства. И неудивительно, что в качестве модели для сравнения узбекский экономист избрал Казахстан - страну региона, как минимум не уступающую по мощи и объему экономики, с которой к тому же существует негласная конкуренция за роль регионального лидера. Сравнивать свои реальные или мнимые достижения с другими соседними странами, имеющими экономические модели, отличные от узбекской, было бы не столь престижно. Однако тон аргументации и резюмирующие сентенции выступления правительственной газеты вызвали у экспертов озадаченность. До сих пор пресса Ташкента, описывая отношения с Казахстаном, в основном акцентировала внимание на развитии двустороннего сотрудничества, экономических и культурных связей. Что-то изменилось?