В погоне за туркменским газом
21 января 2011г. ? 2 (930), Деловая Неделя, Казахстан
Аскар ТУРСУНБАЕВ, Ашхабад
Европа вплотную приблизилась к реализации доставки энергоресурсов из Каспийского бассейна
Середина января ознаменована значимым успехом европейской энергетической политики. Усилия Евросоюза, предпринимаемые на протяжении ряда лет по практической реализации газопровода Nabucco, наконец, привели к ожидаемому результату. Туркменистан, без углеводородных поставок которого данный трубопроводный проект не имел бы смысла, официально согласился, что «самым привлекательным» способом доставки туркменского газа Европе является строительство трубопровода по дну Каспия.
Визит главы Еврокомиссии в Каспийский регион может дать новый импульс проекту Nabucco
В минувшую субботу 15 января в Ашхабаде прошли переговоры президента Гурбангулы Бердымухамедова с председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Европейская делегация прибыла в пятницу вечером сразу же после официального соглашения в Баку по газопроводу Nabucco. Жозе Мануэль Баррозу и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали «Совместную декларацию о Южном газовом коридоре». Этот документ создает все условия для полной реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода в проекте Nabucco. Согласно документу, Азербайджан взял на себя обязательства по долгосрочным поставкам «существенных объемов» газа в Европу, каких - не уточнялось. В Баку также был подписан протокол о намерениях, подразумевающий создание Рабочей группы по реализации проекта Южного газового коридора.
Важный прорыв
Как сообщалось в информации пресс-офиса Еврокомиссии от 13 января, европейская сторона рассматривает совместную декларацию с Азербайджаном как важный шаг к реализации проекта о создании Южного газотранспортного коридора и к диверсификации поставок энергоресурсов на европейский рынок. Подписанные в Баку документы предполагают полную гарантию поставок газа из Азербайджана в Nabucco.
Напомним, Южный коридор включает в себя несколько проектов газовых магистралей, помимо Nabucco, существуют еще TGI (Турция-Греция-Италия), ТАР (Транс-Адриатический трубопровод) и лоббируемый Украиной «Белый поток» (Грузия-Черное море-Украина-Польша). Целью всех этих проектов является реализация транспортировки «голубого топлива» из Каспийского региона в Европу. Позиция Евросоюза о предпочтении одного из перечисленных проектов не известна. Из пресс-релиза Еврокомиссии следует, что в течение следующих месяцев Азербайджан примет решение, какому из этих проектов отдать приоритет. Необходимо отметить, что в европейских газотранспортных планах Азербайджан в большей мере представлен как транзитная страна. Прокачиваться в страны ЕС будет преимущественно туркменское «голубое топливо», газ из северного Ирака, и, возможно, небольшие объемы от других производителей углеводородов. Тем не менее, Соглашением предусмотрено совместное предоставление инфраструктуры для поставок газа в Европу Азербайджана и ЕС. Сам Баррозу заявил на брифинге в Баку, что эти маршруты не конкурируют друг с другом, но главным из них является Nabucco. Стоимость этого флагманского проекта, протяженностью более 3300 км и мощностью 31 млрд. кубометров в год, около 8 миллиардов Евро (7,9 млрд). По признанию главы Еврокомиссии, ряд международных структур и банков уже дали гарантии по финансированию Nabucco, но прежде необходимо определиться с окончательной стоимостью проекта и объемами газа. Напомним, дольщиками проекта (по 16,67%) являются компании MOL (Венгрия), OMV (Австрия), RWE (Германия), которые работают в Ираке, а также болгарская компания Bulgargaz, румынская - Transgaz и турецкая фирма Botas. Транскаспийский газопровод - подводное начало проекта Nabucco, активно лоббируется Евросоюзом и США как альтернатива российскому энергетическому коридору от центральноазиатских энергоресурсов, в большей степени - туркменской - сырьевой базы.
Представители ЕС по достоинству оценили обязательства Азербайджана по реализации транскаспийского проекта. В своем заявлении прессе г-н Баррозу подчеркнул особую значимость подписанного в Баку документа как для ЕС, так и для Азербайджана. «Это важный прорыв. Это Соглашение подтверждает прямой доступ Европы к газу из Каспийского бассейна, что делает возможным реализацию Южного коридора. Этот новый путь поставки усилит энергетическую безопасность европейских потребителей и бизнеса», - заявил глава ЕК. По его словам, для развития Азербайджана это тоже очень важно, потому что будет стимул для поиска месторождений и развития инфраструктуры. Обе стороны в выигрыше. Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер, сопровождавший Мануэля Баррозу в составе европейской делегации также сделал немаловажное высказывание о европейском газовом импорте, который «будет только расти в течение следующих декад». «Нам необходимы новые страны поставки. Азербайджан - первая страна в их числе в дополнение к нашим уже устоявшимся партнерам», - сообщил он.
Перед вылетом в Ашхабад Жозе Мануэль Баррозу особо отметил огромный интерес Европы к туркменским энергоресурсам. «Туркменистан может открыть Европе свои очень серьезные запасы газа. А мы можем оказать этому поддержку, как в юридическом плане, так и техническом, в нахождении путей транспортировки. Это будет моим основным аргументом на предстоящих переговорах», - подчеркнул глава Еврокомиссии. Из этого следует, что европейцы согласны на дополнительные расходы по созданию необходимой для этого инфраструктуры. На основании этих условий европейские лоббисты Nabucco намеревались подписать в Ашхабаде запланированный ряд документов по наполнению этого газопровода.
Баррозу уполномочен убедить
Накануне визита в Азербайджан и Туркменистан, Жозе Мануэль Баррозу оптимистично пообещал добиться определенного успеха в обсуждении с руководством этих стран вопросов обеспечения энергопоставок посредством Южного газового коридора. «Я ожидаю некоторого прогресса в вопросе реализации Nabucco. Существуют лучшие перспективы для Nabucco. Я верю, что этот проект будет успешным. Наша цель - определить четкие обязательства с этими странами в отношении Южного газового коридора и, конечно, Nabucco, - заверил он Старый Свет. Под «четкими обязательствами» подразумевались подготовленный ЕС проект юридического исследования о соединении туркменского и азербайджанского газовых месторождений. «Я ожидаю некоторого прогресса в вопросе реализации Nabucco.
Преуспев в своих планах относительно официального закрепления совместного энергетического сотрудничества в Баку, делегация Евросоюза, ожидала аналогичных итогов в Ашхабаде. На переговорах с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым Жозе Мануэль Баррозу подтвердил большой интерес Европы к энергоресурсам Туркменистана. Около двух часов проходил диалог за закрытыми дверьми. Как позже выяснится, переговоры заняли в три раза больше времени, чем было отведено Протоколом высокой встречи. Комментируя итоги продолжительных переговоров с туркменским лидером с глазу на глаз в «Каминном зале» только что отстроенного фешенебельного отеля «Огузкент», глава Европейской комиссии подтвердил политическую направленность строительства углеводородных магистралей. В частности он заявил, что проект Транскаспийского газопровода пользуется поддержкой Евросоюза на политическом уровне. В западном подходе при проведении энергетических маршрутов тесно переплетаются экономическая целесообразность и политическая стратегия. Во избежание экономических рисков Запад прогнозирует на далекую перспективу геополитическую ситуацию, как в странах-производителях энергосырья, так и транзитных государствах. Позиция же туркменского правительства напротив исключает политизацию чисто коммерческих проектов. «Туркменского газа хватит для всех», - заявил недавно президент Гурбангулы Бердымухамедов, озвучивая запасы в недрах страны, которые оцениваются в 21 трлн. кубометров. В ходе переговоров председатель Еврокомиссии предложил туркменскому лидеру подать заявку на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Комментируя это предложение, Ж. М. Баррозу заверил, что вступление в этот альянс улучшит торговые взаимоотношения Туркменистана с Евросоюзом. Он заявил, что Евросоюз готов предложить Туркменистану техническое содействие и поделиться европейским опытом в области региональной и глобальной торговле. По словам Баррозу, став членом ВТО, Туркменистан сможет привлечь иностранный капитал и создать новые рабочие места. «Мы абсолютно готовы работать с вами, чтобы сделать Туркменистан важнейшим участником Южного коридора», - сказал он. Председатель ЕК также сообщил о готовности Брюсселя предоставить Ашхабаду новые инвестиционно-кредитные линии в сфере энергетики, сельского хозяйства и экологии.
Как заявил Баррозу, Туркменистан - это первое государство в Центральной Азии, которое он посетил. «Туркменистан играет очень важную роль в сотрудничестве Евросоюза с центральноазиатским регионом. Мой первый официальный визит в Ашхабад выступает символическим посланием дружбы», - сказал председатель Еврокомиссии. «Отношения между ЕС и Туркменией имеют хорошую базу и многосторонние направления. Все это позволяет развивать их, наполняя новым содержанием и добиваясь дальнейшего прогресса. Сегодня ЕС и Туркменистан связаны более тесным партнерством, чем когда-либо в нашей истории», - отметил он в заключении. Несомненно, при создании необходимой инфраструктуры на первоначальном этапе мегапроекта «Южного коридора», в рамках газопроводного проекта Nabucco, для возведения подводной 300-километровой транскаспийской трубы, соединяющей берега обеих стран, потребуются реальные инвестиции.
В этой связи Баррозу заявил: «Европа готова приобретать туркменский газ на границе и предлагает свои возможности для развития и разработки месторождений». Выразив надежду, что 2011 год станет критически важным для принятия решений в области доставки газа из Туркменистана, глава Еврокомиссии сообщил: «Сегодня имеются самые благоприятные условия и возможности для сотрудничества в области ТЭК между Туркменистаном и странами Евросоюза». «После сегодняшней нашей встречи я считаю, что мы должны подписать протокол о намерениях, где мы опишем дальнейшие наши шаги, дальнейшие наши меры, в том числе мы должны заявить, что мы создали рабочую группу, что мы будем работать над межправительственным соглашением между соответствующими партнерами», - сообщил Баррозу. Эти заявления главы Еврокомиссии в Ашхабаде продемонстрировали, насколько серьезно заинтересована Европа в новом газовом маршруте. Евросоюз торопится получить гарантии по поставкам газа, предполагая послекризисный скачок в энергопотреблении своих стран. Строительство трубопроводной сети Nabucco намечено на 2012 год. Запустить первый газ планируется не ранее 2015 года. Ашхабадская премьера главы Еврокомиссии, вопреки ожиданиям Баррозу, завершилась без официального закрепления каких-либо обязательств. Пресс-служба ТДХ сообщила, что этот визит призван положить начало новым граням плодотворного сотрудничества, а также придать динамику уже действующим.
Отметим, Туркменистан и Европейский союз уже несколько лет осуществляют плодотворное сотрудничество. Первая встреча президента Гурбангулы Бердымухамедова с главой Евросоюза Баррозу произошла в 2007 году при посещении им штаб-квартиры ЕС в Брюсселе. В 2008 году в Ашхабаде состоялась встреча европейской «тройки» и государств Центральной Азии на уровне глав МИД. В рамках этого события в туркменской столице состоялось торжественное открытие офиса Дома Европы. В Туркменистане был впервые аккредитован глава представительства комиссии Европейских сообществ Норбер Жюстен. Три года назад был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области энергетики между Туркменистаном и Евросоюзом.
В докладе президента Гурбангулы Бердымухамедова, прозвучавшем на встрече с представителями ЕС в расширенном составе, сказано, что Туркменистан реализует внешнеэкономические связи со всеми странами Европы. По итогам прошлого года товарооборот Туркменистана и ЕС превысил 1,5 млрд долларов. По мнению президента, «эти показатели не отражают того потенциала и возможностей, которыми располагают наши страны. Необходимо более полно задействовать возможности совместного комитета «Туркменистан - Европейский союз», очередное заседание которого состоится в текущем году в Ашхабаде». В этой связи Гурбангулы Бердымухамедов предложил изучить возможности разработки Программы торгово-экономического сотрудничества между Туркменистаном и Европейским Союзом на среднесрочную или долгосрочную перспективу.
Выступая перед журналистами, глава туркменского государства заявил о готовности своей страны развивать европейское направление в энергетической политике. По его словам, для этого имеются все необходимые условия. В числе вариантов доставки туркменского природного газа на европейские рынки туркменский лидер назвал «строительство трубопровода по дну Каспийского моря и транспортировку природного газа по Каспию на специализированных морских судах-танкерах». «Для этого потребуется создание специальной инфраструктуры и наличие танкерного флота. Считаю, что эти и другие варианты поставок туркменского газа в Европу могут стать предметом самого серьезного обсуждения между Туркменистаном и правительствами заинтересованных европейских государств и компаний», - сказал он. «Что же касается способов доставки природного газа из Туркменистана на европейские рынки, то здесь существует несколько вариантов. Самый привлекательный из них с коммерческой, финансовой и инфраструктурной точки зрения - строительство трубопровода по дну Каспия», - заявил глава государства. Президент повторил официальную концепцию страны, высказанную им в Баку 18 ноября 2010 года на трибуне саммита глав прикаспийских государств: « Прокладка подводного трубопровода на Каспии может осуществляться с согласия только тех государств, через участки дна которых будет построен такой трубопровод с соблюдением самых высоких международных экологических стандартов и норм». То есть лидер туркменского государства четко дал понять, что отсутствие закрепленного договором правового статуса Каспия не может влиять на возведение подводной перемычки от туркменского берега к азербайджанскому. В то же время именно вопрос о принадлежности двух спорных богатых нефтяных месторождений, которые находятся почти посередине между туркменским и азербайджанским берегами, еще с начала 1990 годов прошлого века являлся камнем преткновения в секторальном разделе водоема.
Азербайджан на протяжении нескольких лет осваивает их совместно с международным консорциумом нефтяных компаний, возглавляемым BP. Баку признает спорность по принадлежности лишь одно небольшое по запасам нефти месторождение «Сердар». Ашхабад считает, что вопрос об определении границы по Каспийскому морю и серединной линии с Азербайджаном не решался из-за позиции Баку. Упоминая о юридической и технической поддержке Ашхабаду по нахождению путей транспортировки газа, Баррозу не расшифровал широкой аудитории европейский пакет предложений для туркменского правительства. Между тем Туркменистан уже приступил к строительству инфраструктуры, которая будет поставлять в европейском направлении до 40 млрд кубометров газа. В июне прошлого года началось строительство внутренней газовой магистрали «Восток-Запад». Трубу мощностью 30 млрд. кубометров в год прокладывают от богатейшего углеводородного месторождения Южный Елотен на востоке страны до каспийского берега. Строительство трубопровода обходится туркменской казне порядка 2 миллиардов долларов. Газопровод «Восток - Запад» предполагает наполнение транскаспийской трубы газом из южноелотенской кладовой. На прошлой нефтегазовой конференции курирующий ТЭК в правительстве вице-премьер Баймурад Ходжамухамедов заявил, что уже в текущем году у Туркменистана на западе будет 5 млрд. кубометров свободного газа малайзийской компании «Петронас», которая разрабатывает морские участки в туркменском секторе.
Дело за инвесторами
Гурбангулы Бердымухамедов сообщил на брифинге, что все варианты поставок туркменского газа в Европу могут стать предметом самого серьезного обсуждения между Туркменистаном, правительствами заинтересованных европейских государств и компаний. «Мы готовы в любой момент подписать контракты на поставку необходимых объемов газа в Европу. Дело лишь за компаниями, которые бы осуществляли его доставку от границ Туркменистана до потребителей», - заявил он. Отвечая на вопросы журналистов по итогам состоявшегося визита председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу в Ашхабад, глава государства подчеркнул заинтересованность Туркменистана в сотрудничестве с теми компаниями, с которыми «страна уже давно и плодотворно работает и которые имеют солидный опыт и соответствующую высокую инженерно-техническую базу для реализации подобных сложных объектов». В этой связи он выделил российские компании, с которыми, по его словам, «давно сложились надежные партнерские отношения и которые пользуются большим авторитетом в мире, в том числе и по прокладке подводных трубопроводных систем». «Россия всегда была для нас стратегическим партнером. Нас связывают исторические и экономические отношения, и сегодня многие российские компании успешно работают на туркменском рынке. Поэтому Туркменистан приветствовал бы участие как российских компаний, так и компаний любой другой страны с учетом взаимной выгоды и целесообразности», - отметил Бердымухамедов.