CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Откроет ли Брюссель «газовую заслонку» Ашхабада? :: Казахстан. Деловая Неделя.

22 января 2011

Откроет ли Брюссель «газовую заслонку» Ашхабада?

21 января 2011г. ? 2 (930), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий Сигов, Вашингтон

Евросоюз решил пробить проект «Набукко» именно в наступившем году, а помочь ему в этом может только Туркменистан

Состоявшийся только что визит главы Евросоюза Мануэль Баррозу на Каспий и посещение ведущими еврочиновниками Туркменистана еще раз подтвердили: ЕС по-прежнему сохраняет приверженность проекту Nabucco по доставке природного газа из Центральной Азии на европейские рынки через Каспий, минуя российскую территорию.

На долю Баррозу пришлось оживлять уже основательно приевшийся проект Nabucco, поскольку Европа не хочет продолжать зависеть от российского газа

То, что Nabucco «торжественно хоронили» уже неоднократно - и на самом различном уровне (от официальных заявлений первых лиц отдельных государств до весьма пессимистических высказываний ведущих экспертов в области энергетики), отнюдь не отбило желания у Брюсселя все же продолжать толкать затею прокладки транскаспийского газопровода и попытаться именно в нынешнем году добиться практического запуска этого проекта.

Насколько это удастся европейским руководителям, зависеть будет напрямую от позиции двух каспийских стран - Азербайджана и Туркменистана. И именно на их «окучивание» ЕС намерено потратить большую часть своих усилий в этом регионе, с тем чтобы вдохнуть в проект Nabucco новую транскаспийскую жизнь.

Имеем желания, но не имеем возможностей

Еще в сентябре прошлого года Европейский инвестбанк, Европейский банк реконструкции и развития, а также Международная финансовая корпорация подписали соглашение о создании консорциума по финансированию проекта Nabucco. В итоге вскладчину намечалось подписать под этот проект сумму в 64 млрд. евро, причем сами три вышеупомянутых организации гарантировали выделение всего 2 млрд. евро, а все остальное намечалось привлекать за счет внешних инвестиций.

Считалось, что подобный консорциум автоматически вызовет у потенциальных инвесторов «прилив доверия», а вместе с суммой в 200 млн. евро, выделенной ЕС на проведение технического обоснования проекта, должна была появиться возможность собрать около 8 млрд. евро - то есть деньги, необходимые для осуществления прокладки транскаспийского газопровода.

Позже стало известно, что сам газопровод будет получать газ из двух источников - из Северного Ирака (Курдистан) и Азербайджана (плюс Центральная Азия). Весь газ предположительно будет собираться на терминале на границу Грузии и Турции, и к 2015 году вроде бы можно будет обеспечить поставки природного газа в Европу с этих двух направлений.

Между тем, как и раньше, пока никаких газовых поставок по данному проекту нет, и маловероятно, что в ближайшем будущем они смогут быть осуществлены. Один из потенциальных поставщиков газопровода - Иран - давно уже фигурирует в проекте лишь теоретически из-за введения жестких международных санкций против Тегерана, к которым причастны прежде всего Соединенные Штаты и Евросоюз.

С Северным Ираком тоже есть большие проблемы не только из-за общей нестабильности в этой стране, но и весьма слабом контроле центральной власти в Багдаде над северными районами Ирака. Еще летом прошлого года иракское руководство во время встреч в турецкой столице Анкаре обещало обеспечить для будущего газопровода Nabucco примерно 15 млрд. кубометров природного газа ежегодно.

Однако пока ситуация складывается так, что и руководство иракского Курдистана весьма неохотно относится к поставкам газа в европейскую трубу, не имея с того никаких реальных материальных выгод, и центральное правительство Ирака в Багдаде ничего не может гарантировать ЕС в плане четких и бесперебойных поставок газа для Nabucco. В Багдаде власти Ирака не признают право региональных лидеров (как в том же Курдистане) подписывать самостоятельно контракты на продажу нефти и газа, а власти в Курдистане отнюдь не собираются согласовывать свои внешнеторговые дела с центральным иракским правительством.

К тому же в Евросоюзе до сих пор нет никакой уверенности в том, что именно с иракским центральным руководством стоит иметь дело по перспективам Nabucco, поскольку в этой стране по-прежнему все решает американское военное командование. И без конкретной заинтересованности Вашингтона именно в иракском участии в Nabucco (а не вообще в прокладке газопровода под дном Каспия) решить вопрос с сооружением иракской ветки, да еще обеспечение поставок по ней газа, просто нереально.

При этом аналогичные проблемы с наполнением газовой трубы Nabucco пока не решены не только с Ираком, но и с двумя пост-советскими поставщиками - Азербайджаном и Туркменистаном. Обе страны неоднократно подтверждали устами своих президентов желание непременно присоединиться к Nabucco. Но поскольку никаких реальных (по их оценкам) телодвижений со стороны Брюсселя по этому проекту не наблюдается, ни Ашхабад, ни Баку торопиться с собственными подвижками по Nabucco не намерены.

«Я к тебе иду, Азербайджан...»

Не секрет, что в руководстве Евросоюза по-прежнему хотят дать старт проекту «Набукко» как можно быстрее - а реальным и пока единственным поставщиков газа для него является только Азербайджан. Поэтому именно на обработку Баку Брюссель потратил за последние пару лет немало усилий, включая встречи на высшем уровне с азербайджанским президентом Ильханом Алиевым. Ведущие еврочиновники и сами наведывались в Баку на двусторонние переговоры по Nabucco (последний визит в азербайджанскую столицу главы Еврокомиссии Баррозу - тому подтверждение). И везде, где только можно, во время визитов азербайджанских первых лиц в Европу напоминали о желании видеть Баку среди главных поставщиков газа для стран «Старого континента». Однако по целому ряду причин Азербайджан стал постепенно терять интерес к Nabucco и развивать более широкое газовое сотрудничество с Россией, и там, где это не нарушает международных обязательств страны - с соседним Ираном. Помимо этого, по отдельному межправительственному соглашению Азербайджан обязался поставлять до 8 млрд. кубометров природного газа в Румынию и Венгрию через порты Грузии в районе Черного моря (кстати, почти все они являются уже собственностью азербайджанской госкомпании СОКАР).

Азербайджан заинтересован в Nabucco, что было заметно по радушию, с которым встречали брюссельского гостя, однако кроме желания должны быть еще и возможности - самостоятельно «загрузить» газопровод Баку не в состоянии

Правда, по этому проекту Азербайджан, Румыния и Венгрия ничего не собираются вкладывать и только выражают свою чисто политическую заинтересованность в подобном бизнесе. Для того чтобы такой проект стал реальным, нужно опять-таки искать внешних инвесторов, которые и для Nabucco выделять средства (а ведь его гарантирует ЕС) не особо торопятся.

Проводил весь прошедший год Азербайджан и переговоры о поставках своего газа в Китай (но для этого ему нужно еще нормализовать свои отношения с Туркменистаном, что пока никак, по большому счету, не получается). А между тем Баку хотя и не демонстрирует каких-то явных поползновений к участию в Nabucco именно в данный момент, держит в уме и ввод в строй мощностей второй очереди месторождения Шах-Дениз (это ориентировочно 2017 год), и оттуда уже для Nabucco вполне можно будет выделять по 15-20 млрд. кубометров газа.

Есть и еще немало сомнений по поводу того, что Азербайджан все-таки станет способствовать прокладке газопровода из Центральной Азии для поставок газа в Европу под дном Каспия. На самом деле снабжать Европу голубым топливом,поставляя туда через Баку туркменский газ, - это прямая и невыгодная азербайджанской стороне конкуренция.

В Азербайджане уже сегодня есть довольно влиятельные круги, которые отнюдь не горят желанием способствовать Туркменистану выходить с его газовыми поставками на европейские рынки, да еще через азербайджанскую территорию. Но речь в данном случае идет именно о прокладке газопровода из Туркменистана в Азербайджан под дном Каспия. Однако существует и другой вариант доставки центральноазиатского газа в Азербайджан, который предложила итальянская компания ENI.

Они предложили построить на обеих сторонах Каспия специальные порты и перекачивающие станции для того, чтобы морскими газовозами доставлять по 5 млрд. кубометров туркменского газа в Баку и там уже запускать его в трубу по направлению к европейским рынкам. Для обеспечения проекта Nabucco подобного количества газа будет, безусловно, явно недостаточно. Но зато и азербайджанская госкомпания СОКАР может получить с этого неплохие дивиденды (по сравнению с прокладкой транс-каспийского трубопровода под дном моря), и никакие экологические и другие проблемы не будут раздражать на Каспии ни Иран, ни Россию.

«Ашхабадские ходы» пока остаются непредсказуемыми

По-прежнему сохраняется неясность и вокруг возможного участия в проекте Nabucco Туркменистана. Официально Ашхабад подтверждает теоретическую заинтересованность в этой затее, но в практической плоскости никаких шагов навстречу Nabucco не предпринимает. Лишь на уровне общих дискуссий и ничего не решающих переговоров остается ситуация и относительно идеи соединить туркменские и азербайджанские газовые месторождения на Каспии.

Между тем Ашхабад отнюдь не теряет даром времени и расширяет продажи своего газа как в Китай, так и в северные районы Ирана. Туркменистан даже вновь заговорил о возможности осуществления проекта по доставке газа через Иран и Афганистан в Пакистан и Индию. Но это больше все же чисто «словесные реверансы» со стороны Ашхабада, чем реально осуществимая задумка, поскольку связываться с нестабильным и непредсказуемым Афганистаном никто из серьезных инвесторов на сегодня не станет. Никак не прореагировали туркменские руководители на предложение итальянцев по сооружению терминалов на Каспии для закачки газа из Центральной Азии в газовозы, которые можно было запустить между портом Туркменбаши и Баку. Туркменская сторона пока не видит особых выгод от нормализации своих отношений с Азербайджаном, и поэтому подобный проект тоже для Ашхабада пока явно непривлекателен.

И, наконец, Туркменистан абсолютно безразлично отнесется к идее европейцев как-то привлечь к подобному проекту Казахстан, прежде всего в финансовом и транзитном плане. Так, усилия в этом направлении руководства Германии Туркменистн в целом поддержал, но так и не выразил своей конкретной позиции относительно того, что же все-таки совместными усилиями и ЕС, и энергоэкспортирующим странам Центральной Азии нужно сделать, чтобы осуществление Nabucco все-таки сдвинулось с мертвой точки.

Замечу, что туркменские официальные лица уже неоднократно говорили о том, что готовы поставлять в Европу до 40 млрд. кубометров газа, если такой объем европейцы смогут, что называется, «переварить». Правда, при этом почему-то на второй план ушли два очень даже важных вопроса во всей схеме снабжения стран ЕС природным газом - это поставки газа туда из России (не говоря уже об альтернативных Nabucco газопроводах под Черным морем, которые Россия как раз и лоббирует) и сохраняющаяся неурегулированность международного статуса акватории самого Каспийского моря.

Проблемы эти вовсе не риторические, и решать их не под силу в одиночку ни Туркменистану, ни Евросоюзу, о чем бы они между собой в двустороннем формате не договаривались. Между тем в первой половине нынешнего года планируется подписание контракта на гарантии поставок примерно 20 млрд. кубометров газа для проекта Nabucco. Но соглашение-то подписать можно, а вот обеспечить подобный объем поставок европейцам будет крайне сложно.

А ведь для нормального и коммерчески выгодного функционирования газопровода Nabucco потребуется более 30 млрд. кубометров природного газа ежегодно, и непонятно, кто же такое количество газа не просто теоретически, а на деле сможет обеспечить. Если же четких и надежных поставщиков газа для Nabucco в первой половине нынешнего года европейцам найти так и не удастся, то весь проект будет тем самым поставлен под угрозу не просто временного замораживания, но и возможного прекращения. Разумеется, руководство Евросоюза сделает все в его силах, чтобы Nabucco все-таки состоялся. Но пока практических шансов на всю эту затею остатется не так уж много, какие бы что в Ашхабаде, что в Баку не были сделаны на прошлой неделе «газовые реверансы» в адрес гостивших там высоких еврочиновников.

А чем дольше будут идти торги как с поставщиками, так и с инвесторами проекта, тем больше как у Баку, так и Ашхабада будет появляться стимулов экспортировать свой природный газ самостоятельно по другим маршрутам и не связываться с европейскими транс-каспийскими планами.

dn.kz

Предыдущая статьяСвита метит в короля? - Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА
Следующая статьяДальше отступать некуда :: Деловая Неделя, Казахстан