Временное правительство призывают к ответу за трагедию в Оше
21 января 2011г. ? 2 (930), Деловая Неделя, Казахстан
Мадина Маратова, Бишкек
Вторую неделю общественность Кыргызстана обсуждает заключение Национальной комиссии по расследованию межнационального конфликта в июне 2009 года в Ошской и Джалал-Абадской областях. Одни обещают подать на Нацкомиссию в суд, другие требуют привлечь к уголовной ответственности отдельных членов комиссии. Третьи призывают созвать по ее выводам новый трибунал.
В начале прошлой недели председатель Национальной комиссии Абдыганы Эркебаев на пресс-конференции объявил об окончании работы Нацкомиссии и ответил на некоторые вопросы «ДН».
- Кого из членов временного правительства вы предлагаете привлечь к ответу за ошские события и за что? - В докладе перечислены имена: Кенешбека Дуйшебаева, Болота Шерниязова, Исмаила Исакова, Азимбека Бекназарова, бывшего генпрокурора Ибраева и губернаторов двух областей, мэров двух городов и акимов тех районов, где происходили беспорядки. Мы отмечаем в докладе, что в 90-м году, когда произошла первая ошская трагедия, все факты замалчивались, скрывались и не была дана жесткая политическая оценка. Если бы мы тогда честно и объективно разобрались в причинах, извлекли уроки и наказали бы виновных, тогда, может, удалось избежать июньского кровопролития. У нас в докладе есть раздел «Неусвоенные уроки», посвященный этому. Поэтому в докладе мы отмечаем, что временное правительство не смогло своевременно предотвратить эти события, хотя были сигналы, были сведения, была информация как в адрес членов временного правительства, так и в адрес губернаторов и мэров Оша и Джалал-Абада. Скажем, временному правительству с апреля по июнь поступило 9 таких информаций, а на имя губернатора Ошской области и мэра Оша еще больше. Эту информацию давали наши спецслужбы. В качестве доказательств есть справки и письма, датированные тем периодом. В то же время руководство спецслужб своевременно не пресекло, не предотвратило подобного рода события. Таким образом, Кенешбека Дуйшебаева - главу спецслужб - именно за это мы предлагаем привлечь к ответственности.
- Исмаил Исаков был в то время министром обороны. Какие упущения были в его работе? - Кроме министра обороны Исмаил Исаков был спецпредставителем временного правительства на юге с 13 мая. Он тоже мог и должен был отслеживать и принимать меры. В тот момент он также был министром обороны и отвечал за состояние вооруженных сил. А там был и захват техники, и разгильдяйство военных.
- А какие ошибки, по мнению комиссии, допустил Болот Шерниязов? - На тот период он был исполняющим обязанности министра внутренних дел. Он тогда из-за болезни, из-за того, что личный состав МВД был настроен против него, не был в гуще тех событий и ни разу не поехал в Ошскую область, хотя был министром. И в этом его ошибка.
- Как вы думаете, может, Розе Отунбаевой не хватило жесткости, чтобы быстро навести порядок? - Да, Роза Исааковна очень образованная, интеллектуалка, дипломат, думаю, ей действительно жесткости не хватило. Кроме того, в докладе отмечено, что на тот момент между членами временного правительства были распри, разногласия. Я был неоднократно свидетелем их.
Что касается привлечения к ответственности членов ВП, то как только закончились события, временное правительство должно было собраться и провести заседание, проанализировать ход этих событий и принять меры. Возможно, Роза Исаковна полагает принять меры по завершении работы нашей комиссии. Принимать решения - это не наша компетенция, а компетенция официальных органов власти в лице президента, главы правительства и парламента. Мы рекомендуем, чтобы была определена мера ответственности каждого члена ВП, хотя за это на меня многие обижаются. Я считаю, это необходимая вещь: надо дать официальную, публичную оценку.
- Почему временное правительство не смогло в должной мере подготовиться к той ситуации, хотя было много информации? - В период правления Бакиева были совершены преступные вещи в области безопасности. Он ликвидировал совет безопасности, агентство по контролю за оборотом наркотиков, координационный совет правоохранительных органов. На юге было сильное сокращение вооруженных сил, в частности, ликвидирована отдельная горная мотострелковая бригада. Там был отдельный полк из 500 человек, который также был расформирован. Были существенно урезаны войсковые части внутренних войск как в Оше, так и в Джалал-Абаде. В те горячие дни в Оше оставалось всего 30 военнослужащих внутренних войск. Кроме того, и материально-техническое снабжение силовиков было никудышное. У наших милиционеров не было спецсредств и даже средств самозащиты. Кроме автоматов, ничего не было. Временное правительство еще до событий старалось принять ряд мер - увеличило численность внутренних войск, повысило зарплату. Но подготовиться к такой чрезвычайной ситуации не сумело. Здесь вина и органов местной власти и СНБ, которые не вели оперативно-розыскную работу.
«Однобокий и лживый доклад»
Так охарактеризовал итог работы Нацкомиссии сам бывший министр обороны, а ныне депутат от Социал-демократической партии Исмаил Исаков. «Я собираюсь подавать в суд на Государственную комиссию по расследованию июньских событий на юге», - заявил он журналистам.
Депутата возмутило заключение комиссии, о том, что члены временного правительства, возглавлявшие силовые структуры, ничего не сделали для предотвращения трагедии на юге республики. «Если бы мы к тому моменту управляли страной хотя бы год, то подобные обвинения в наш адрес можно было бы считать обоснованными, - сказал Исмаил Исаков. - К началу июньских событий я был министром обороны 2 месяца и 2 дня. После апрельских событий в городе Бишкеке по всей стране постоянно проходили митинги и пикеты, которые мы пытались разрешить, все силы были брошены на это. Узнав, что на юге республики третьи силы собираются столкнуть узбеков и кыргызов, я в течение 15 минут принял решение перебросить все силы на юг страны. Мы днем и ночью работали для того, чтобы разрешить конфликт. И если бы мы этого не сделали, то в Кыргызстане бы сейчас шла война». Он отметил, что подобное заключение комиссии безосновательно и имеет цель очернить его, а также других членов временного правительства и глав органов местных властей, работавших для разрешения конфликта на юге.
Временное правительство- к ответу!
Этого потребовал депутат парламента Кыргызстана от фракции «Ата-Журт» Камчыбек Ташиев. Он призывает привлечь к политической ответственности членов временного правительства за допущение июньской трагедии. Об этом он заявил на заседании жогорку кенеша. По его словам, члены Национальной комиссии признают, что глава государства Роза Отунбаева, другие члены временного правительства постоянно вели переговоры с узбекским лидером Кадыржаном Батыровым, который считается главным виновником трагедии. «Это факт. Но никто из руководства страны не понес ответственности. Кроме того, никто не понес наказания за то, что сбежали узбекские лидеры. Необходимо довести начатое дело до конца и дать объективную оценку», - сказал Камчыбек Ташиев. Кроме того, депутат настаивает на привлечении к ответственности члена комиссии Бахтияра Фаттахова. «Он не согласен с выводами комиссии. Кроме того, он и сейчас продолжает поддерживать узбекских сепаратистов», - объясняет свою позицию.
Депутат также предложил вернуть Кадыржана Батырова в страну. «Он должен высказать свое видение тех событий. У нас есть суды, где он может отстаивать свою точку зрения», - считает Ташиев.
Конфликт может повториться
«Никто не может гарантировать, что межэтнический конфликт на юге Кыргызстана не повторится», - заявил на заседании парламента Абдыганы Эркебаев. «Как уже заявлено моими коллегами, в Ошской и Джалал-Абадской областях до сих пор сильны сепаратистские настроения, и у населения много оружия на руках. Более того, там сложная социальная ситуация. Но мы должны сделать все возможное, чтобы не допустить повторения трагедии», - отмечает он.
Что касается оружия, то, как заявил глава Госкомитета национальной безопасности КР Кенешбек Душебаев, после июньских событий на юге Кыргызстана спецслужбами изъято 778 единиц оружия.
Однако, по его словам, большое количество оружия по-прежнему остается у населения. «В результате оперативных мероприятий спецслужбы находили большие запасы оружия, технику, что свидетельствует: к конфликту готовились давно. Зачастую такие схроны обнаруживались в местах компактного проживания узбекского населения», - подчеркнул Кенешбек Душебаев.
Выводы комиссии о том, что желание узбеков получить большую независимость от Бишкека- подобие автономии, вызвало жестокие столкновения, в которых больше всего погибло именно узбеков, вызывают вопросы к объективности ее работы. Главное ощущение от доклада - победителей не судят, они сами судят проигравших.