CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Г.Вологодская: Панты - это не понты. Казахстан рискует потерять элитную отрасль сельского хозяйства | ЦентрАзия

2 августа 2011

Г.Вологодская: Панты - это не понты. Казахстан рискует потерять элитную отрасль сельского хозяйства

22:02 01.08.2011, ЦентрАзия

Панты - это не понты

Маралы - символ Казахстанского Алтая

Казахстан рискует потерять элитную отрасль сельского хозяйства - мараловодство. Невыгодная конъюнктура мировых цен на панты разоряет фермеров. А отечественные программы по пантофармацевтике и пантолечению остаются только на бумаге.

"Караван" не раз рассказывал о редкостном алтайском промысле, которому уже почти 150 лет. На рубеже XIX-XX веков в долине горной реки Бухтарма действовали десятки маральников, поставки пантов в Китай шли тысячами пудов! Как говорят сами мараловоды, Казахстанский Алтай будто специально создан для замечательных животных. Ледниковые родники, горный воздух, целебные травы: Вся сила марала - от самой природы.

Однако есть у красивой отрасли и обратная сторона. Из-за крайне низких цен на основную продукцию - панты - хозяйства несут колоссальные убытки, нет средств на корма. От бескормицы животные зимой часто гибнут.

Дорожный кошмар

Наш путь - в верховья Белой Берели, в мараловодческое хозяйство братьев Мамыша и Бакумбая ЖИЛКИШИБАЕВЫХ. В 1990 году они стали даже героями союзной советской новостной программы "Время". Трудности фермеров начинаются с: расстояний. До районного центра, где нужно бывать чуть ли не через день, - больше 100 км. До областного центра - свыше 500 км. Мы измерили дорогу и в ценах на ГСМ. Картина шокирующая. Если в Усть-Каменогорске литр солярки стоил 87-97 тенге, то в Катон-Карагае - последнем селе, где есть автозаправка, - 117. В областном центре литр 92-го бензина - 115 тенге, в Катон-Карагае - 135. А ведь топливо еще надо доставить до самого маральника!

Путь до маральника лежит по дороге на Рахмановские Ключи. Кто хоть раз проехал по ней, не забудет этот кошмар. Все лето Мамыш и Бакумбай возят сено для рогачей - за 40 км, рядом с хозяйством сенокосных угодий нет. До фермы груженный под завязку КамАЗ добирается с большой усушкой - треть корма теряется на колдобинах и рытвинах.

Правительство наконец дало "добро" на сооружение трассы до Рахманов. Видимо, помогло лобби столичного бомонда, - надоело трястись по ямам до популярной лечебницы. Через три-четыре года, с вводом новой дороги, у Жилкишибаевых появится шанс заметно увеличить поток туристов. Но как быть остальным мараловодам, чьи хозяйства в стороне от Рахманов?

Поддержка - только на словах

Участок, где братья построили базу, - настоящий рай на земле. Горное ущелье с кедрами и лиственницами, речка, вытекающая из ледяного грота: Какие только "шишки" не побывали в гостях у мараловодов! От министров до академиков. Начальство слетается сюда как мухи на мед. И мало кто обращает внимание, насколько тяжел труд табунщиков, или, по-местному, кормачей.

"Территория опоясана 12-километровой изгородью, - рассказал Бакумбай. - Столбы уставлены через каждые три метра, между ними - три ряда жердей и сетка. Каждый год мы изгородь ремонтируем. Это большие траты, тяжелый труд. Всю зиму работает трактор - чистит снег, подвозит корма. На наше хозяйство уходит 200 тонн сена, тысяча тонн монокорма, 40-50 тонн овса. А с ноября до апреля рогачи и молодняк - в стойловом содержании, кормачи для них как няньки".

Корону у рогача срезают, когда на ней появляется пять отростков. Дальше панты 7 раз вываривают в бульоне, 7 раз сушат в жаровне, проветривают: Мараловоды подсчитали: себестоимость килограмма пантов - 400-450 долларов. Мировая же цена снижается год от года. Ее сбивают гигантские поставки малоценных пантов из Китая и Новой Зеландии. Если 20 лет назад корейцы покупали алтайские рога по тысяче долларов за килограмм, то пять лет назад цена на них упала до 300 долларов. В этом году их стоимость - 120-140 долларов. "Это не оправдывает даже затраты на корма", - говорят фермеры.

Субсидии же выделяются лишь маральникам, которые имеют статус племенных. Для этого в парке должно быть не меньше трехсот животных. У братьев Жилкишибаевых - 184 марала, им дотации не положены. "Кто вывел это число - 300 голов?" - удивляются фермеры.

Мараловодство - исконная отрасль Казахстанского Алтая. Маралы - символ края. Сегодня в Катон-Карагайском районе есть поголовье рогачей, потомственные кормачи. Когда же государство вспомнит о своем элитном богатстве?

Галина Вологодская 28 июля 2011

Источник - Караван

centrasia.ru

Предыдущая статьяLe Monde: В Афганистане лучше не становится | ЦентрАзия
Следующая статьяА.Мыскина: Война за детей. В Казахстане, по статистике, распадается каждый третий брак | ЦентрАзия