CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

«Jamestown»: Центральная Азия становится заложником конкуренции России с Китаем :: Zamandash press - информационное агентство

2 августа 2011

«Jamestown»: Центральная Азия становится заложником конкуренции России с Китаем

02.08.11 16:04, Zamandash press

Таможенный Союз во главе с Россией усиливает китайско-российскую конкуренцию в Центральной Азии

1 июля исполнился год со дня основания теперь уже «полностью функционирующего» Таможенного Союза (Беларусь, Казахстан и Россия). Однако возникают споры о будущем постсоветского пространства и даже самой группы. В действительности, уже наметился раскол между существующими членами Таможенного Союза (к примеру, недавние «тарифные войны» между Россией и Беларусью по молочным продуктам и импорту нефти), который дает «пищу» для местных и иностранных противников союза. Они считают его лишь инструментом в руках Москвы для распространения своего влияния в постсоветском пространстве, которое все больше и больше ускользает от российского влияния.

На фоне тщетных попыток вступить во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), «авантюра» России с Таможенным Союзом (ТС) объясняется экономическими и психологическими аспектами, учитывая традиционную необходимость Москвы в поддержании своего имиджа в качестве великой державы. Однако по вполне понятным причинам ТС также создан ввиду политических проблем и озабоченности по поводу экономической экспансии «Срединного Царства» (прим. «InoZpress»: имеется в виду Китай) на Дальний Восток и Центральную Азию. Тогда как многие иностранные наблюдатели связывают действия России якобы с противостоянием против Запада, многие местные наблюдатели все больше и больше интерпретируют «толчок» России в ТС в контексте китайско-российского соперничества в богатой энергоресурсами Центральной Азии.

Поскольку Индия, Пакистан и Иран хотят войти в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), Москва уделяет все больше внимания на свой центрально и южно-азиатский периметр. В «WikiLeaks» посол Китая в Казахстане Чен Гопин предложил своему американскому коллеге свое личное видение позиции Китая в отношении России. «Мне придется с осторожностью балансировать между нашим усиливающимся сотрудничеством в регионе и российскими интересами. Однако мы не можем вредить нашим интересам из-за России. Что же касается китайско-российских отношений в Центральной Азии, здесь присутствует как сотрудничество, так и конкуренция. Наша политика заключается в сосуществовании в этом регионе, и поэтому нам необходимо поддерживать диалог», сказал он.

Для Центральной Азии экономическая экспансия Китая и российские схемы интеграции являются и благословением, и проклятием. Страны региона нуждаются в Китае и России для развития в качестве транзитных, торговых и производительных центров, однако они также не могут позволить себе стать полностью зависимыми от них. Стандартная линия поведения этих стран - не поддаваться чрезмерному давлению двух гигантов, один из которых находится в обороне, а другой - все чаще в нападении. В случае с часто обсуждаемым ТС, сделать это будет совсем непросто, особенно Таджикистану и Кыргызстану, которые в настоящий момент взвешивают все «за» и «против» вступления в ТС.

Обе страны бедны, очень сильно зависят от импорта ГСМ и денежных переводов от трудовых мигрантов (это миллиарды долларов) из России, которые поддерживают их слабую экономику. Они также зависят от «шелковых путей» для получения прибыли от реэкспорта и транзита китайских товаров. Недавно в Кыргызстане и Таджикистане повысились цены на ГСМ после ограничений на экспорт ГСМ, введенных Россией. Премьер-министр Кыргызстана и кандидат в президенты Алмазбек Атамбаев уже посетил Москву, пытаясь обеспечить поставки газа. Также он выступил за вступление Кыргызстана в ТС.

Членство в ТС может помочь Кыргызстану и Таджикистану улучшить их деловую позицию по вопросу об импорте энергоресурсов, однако оно может также вызывать сильную негативную реакцию со стороны общества в результате высокой безработицы, повышения цен, а также сокращения реэкспорта китайских товаров. В настоящее время Кыргызстан является основным региональным транзитным пунктом китайских товаров, откуда реэкспортируется до 75% импорта из Китая. Реэкспортом китайских товаров занимаются десятки тысяч людей в стране. Два крупнейших рынка страны («Дордой» и «Кара-Суу») производят около 33% ВВП страны. Глава Ассоциации рынков Сергей Пономарев говорит, что после создания ТС товарооборот на одном только рынке «Дордой» уже снизился почти в два раза. Товарооборот между Кыргызстаном и ТС составляет лишь 1,9%.

Бишкек и Душанбе, так же, как и другие страны региона, возлагают надежды на Китай, чтобы поставить на ноги свою разрушенную экономическую инфраструктуру советской эпохи и возобновить экономическую деятельность по всему региону. В 2009 году Китай предложил 10 млрд. долларов США в виде займов странам-участницам ШОС «для поддержания борющихся экономик» в ответ на глобальный финансовый кризис. Объем торговли между Китаем и странами Центральной Азии вырос с 0,5 млрд. долларов в 1992 году до 25,9 млрд. долларов в 2009 году. Генерал из Народной партии свободы Лиу Ячьжоу говорит, что Центральная Азия - «самый большой кусок пирога, данный современным китайцам небесами». Регион также является для Китая платформой для поддержки своей энергетической безопасности, торговой экспансии и территориальной целостности. Пекин уже является спонсором многих проектов по развитию инфраструктуры, в том числе строительства энергетических трубопроводов, дорог, железных дорог, а также торговых маршрутов, соединяющих Китай с Евразией через Центральную Азию.

Участие региональных стран в ТС позволило бы Москве справиться с усилением деятельности Китая в зоне «привилегированных интересов» России. Для российского премьер-министра Владимира Путина ТС является логическим шагом на пути в сторону создания единого экономического пространства и Евразийского Экономического Союза. Однако вопрос о том, сумеет ли Россия достичь этого, остается открытым. Руководитель отдела Центральной Азии в Институте СНГ Андрей Грозин считает, что российская политика в отношении Центральной Азии в последние годы испытала много неудач. Другой эксперт Сергей Чалого считает планы России в постсоветском пространстве обманом: «Антикризисный фонд ЕврАзЭС - своего рода небольшой МВФ, единое экономическое пространство - собственный ЕС, Таможенный Союз - собственный ВТО, тогда как Организация Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ) - свой собственный НАТО. То есть здесь, всё, как у взрослых людей; но ничего из этого не работает». Еще неизвестно, до какой степени Китай способен повлиять на вопрос о ТС в Центральной Азии, где китайско-российские отношения, скорее всего, войдут в завершающую стадию.

Роман Мурзалевски «Jamestown», 1 августа 2011 года Перевод - «InoZpress.kg»

zpress.kg

Предыдущая статьяДушанбе и Ташкент: борьба за энергорынок. Кто победит? » Avesta.Tj - информационная служба
Следующая статьяВ конце августа ожидается визит президента Республики Корея в Узбекистан | Политика | Trend