Развилка афганского транзита
16.03.2012 16:28, Информационное агентство Инфорос
Литовкин Виктор Николаевич
В тот день, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров выступал в Государственной думе с рассказом об успехах и проблемах внешнеполитической деятельности нашей страны, министр обороны США Леон Панетта находился в Бишкеке и встречался со своим киргизским коллегой Тааллайбеком Омуралиевым и секретарем Совета Безопасности республики Бусуррманкулом Табалдиевым. Это может быть странным, но темы разговоров высокопоставленных чиновников России и США со своими собеседниками, несмотря на огромное расстояние между ними, волей-неволей пересекались. И в том, и в другом случае речь шла о предстоящем выводе американских войск из Афганистана, о маршрутах этого вывода и о больших сложностях, связанных с этой процедурой.
Правда, по большому счету, ничего странного в этих переговорах не было. Всем известно, что к концу 2014 года Соединенные Штаты вместе со своими союзниками и партнерами по НАТО заканчивают собственную безрадостную многолетнюю миссию по содействию стабилизации обстановки в Афганистане (ISAF) и собираются практически полностью вывести оттуда свой многотысячный воинский контингент. Южный маршрут через Пакистан, через который все десять лет проходила львиная доля (до 40%) поставок для армейских частей, занятых в Афганистане, для них практически закрыт с декабря прошлого года. Тогда, в результате удара американских беспилотников по пакистанским пограничникам погибло более двух десятков местных военнослужащих. Исламабад, если, в конце концов, и согласится разблокировать эту дорогу, в любом случае не сможет обеспечить полную безопасность для автомобильных караванов Пентагона, которые на узких горных серпантинах опять начнут обстреливать талибы или жаждущие добычи никому не подчиняющиеся местные племена.
И понятно, что Вашингтону крайне важно сохранить за собой право на Северную сеть поставок, основным перевалочным узлом которого является киргизский аэропорт и одновременно Центр транзитных перевозок "Манас". Но руководство Киргизии, в том числе и президент республики Алмазбек Атамбаев, не раз заявляло, что они собираются закрыть эту базу. Тем более что в конце 2012 года истекает закрепленный двусторонними соглашениями с США срок ее аренды. И к тому же на этом настаивают союзники Бишкека по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и, хотя об этом никто практически не пишет, ближайший сосед Киргизии - Китай. Ему присутствие и полеты американских самолетов и американских военных в нескольких сотнях километров от собственной границы очень не нравятся.
Перспектива потерять "Манас" крайне тревожит Вашингтон. Потому Леон Панетта так срочно и прилетел в Бишкек, чтобы уговорить своих киргизских коллег продлить аренду транзитного узла еще на несколько лет. Он не скрывал, что проблема сохранения базы "Манас" для обеспечения войск США в Афганистане одна из главных в его переговорной повестке дня. "Транзитный центр в Манасе критически важен для северной распределительной сети, через которую обеспечиваются американские войска в Афганистане. Эта сеть приобрела чрезвычайную важность в последние месяцы с тех пор, как закрылись транзитные пути через Пакистан", - было отмечено в заявлении главы Пентагона для СМИ.
И хотя Панетта улетел в Кабул, так и не встретившись с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым, хотя и добивался этой встречи, киргизские чиновники, как написала газета "Нью-Йорк таймс", дали ему понять, что готовы рассмотреть вопрос о продлении аренды базы. И это не первый случай, когда руководство республики меняет свои взгляды буквально на ходу.
Дискуссии вокруг использования американцами базы в Манасе продолжаются уже несколько лет. В 2009 году США первый раз удалось уговорить тогдашнего президента Киргизии Курманбека Бакиева продлить аренду до конца 2012 года, стоимость которой выросла с $17 млн до $60 млн ежегодно. Теперь в Вашингтоне надеются, что, предложив еще более высокую цену Бишкеку, они останутся в республике на следующий срок. И, видимо, не ошибаются в своих предположениях. Их заинтересованность понятна. Согласно данным Пентагона, из "Манаса" ежегодно осуществляется более 4,8 тыс. вылетов для осуществления около 24 тыс. операций по дозаправке в воздухе барражирующих небо Афганистана американских истребителей. И это не считая тысяч тонн грузов, которые проходят опять же через этот аэропорт. Кроме того, через "Манас" ежегодно летают более 580 тыс. пассажиров, преимущественно в Афганистан или из Афганистана.
И все же в связи с предстоящим выводом войск США "Манас", как бы он ни был критически важен для Пентагона, обеспечить все экспортно-импортные операции не способен. Вашингтону крайне важно расширить свои транзитные потоки через северный путь. И потому он, как стало известно, присматривается к аэропорту "Восточный", расположенном на окраине города Ульяновск. Сюда уже приезжали представители американского военного командования, внимательно осматривали территорию порта, его взлетно-посадочные полосы, знакомились с диспетчерской службой и, по отзывам местной прессы, остались весьма довольны увиденным. Этому не стоит удивляться. Аэропорт был здесь построен в конце восьмидесятых годов прошлого века как запасная площадка для приземления отечественного космоплана "Буран".
Проект космического корабля "Буран", к сожалению, не состоялся по не зависящим от ульяновцев причинам, но ВПП, на которую может приземляться и с которой способен взлетать самолет любого класса и назначения, остался. Он не только часть городского авиастроительного завода, но и запасная площадка для любых других авиалайнеров. Идея использовать его для транзита американских и натовских грузов из Афганистана и в Афганистан показалась очень привлекательной и российским специалистам. К аэродрому подходит железная дорога и трасса федерального шоссе "Восток-Запад". Приняв здесь грузовой самолет из Кабула или Баграма (кстати, не исключено, что эти перевозки будут обслуживать отечественные частные авиакомпании, такие, как "Волга-Днепр", обладающие крупнейшими в мире транспортниками Ан-124-100), они затем перекинут груз на железную дорогу и уже по ней отправят его в Ригу или Таллин для перегрузки на транспортные суда, идущие в порты Европы или США. Это очень выгодно, как России, так США и их союзникам по НАТО с финансовой точки зрения. А также удобно с точки зрения логистики грузовых перевозок.
Правда, идея создания своеобразного натовско-американского грузо-перевалочного хаба или заокеанской базы на волжской земле вызвала бурную реакцию среди российских общественных организаций, в основном националистического и патриотического толка. В СМИ прокатилась волна публикаций, основной мотив которых можно выразить лозунгом "Янки! Руки прочь от нашей земли!". Обеспокоились и наши союзники по ОДКБ, хотя их голоса в печати и не звучали, но в кулуарах штаба и секретариата этой организации они напоминают, что в декабре прошлого года на саммите ОДКБ в Москве президенты стран, входящих в этот союз, договорились, что любую иностранную базу на территории стран ОДКБ можно открывать только с согласия всех государств-участников. Теперь получается так, что в Бишкеке американскую военную базу надо закрыть, а в Ульяновске она откроется. Непонятно, как это может быть, если данный вопрос почему-то среди союзников не обсуждался.
Такая реакция вызвала ответную волну со стороны высоких должностных лиц страны. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, еще недавно представлявший нашу страну в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, заявил в своем блоге, что речь не идет о военной базе США и НАТО в Ульяновске. ""Надоело читать про "базу США под Ульяновском", - заявил он. - Объясняю: речь идет о так называемом "мультимодальном транзите нелетальных грузов".
Рогозин пояснил, что "в Ульяновске минеральная вода, салфетки, палатки и пр. перегружаются с поезда на самолеты и далее следуют в Афганистан - в адрес контингентов стран западной коалиции". "Этот транзит - коммерческий, то есть бюджет РФ получает за него деньги. Не думаю, что транзит через Россию натовской туалетной бумаги является предательством Родины", - сказал он.
Рогозина поддержал в своем выступлении на правительственном часе в Государственной думе, о котором мы вспоминали в начале этого материала, и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Проект договора о транзитном центре в Ульяновске еще не внесен на рассмотрение правительства, объяснил он, и не вступил в силу. Тем не менее, по словам главы внешнеполитического ведомства, "мы заинтересованы в том, чтобы те, кто пресекает угрозы, создающие проблемы для России внутри Афганистана, эффективно выполняли свои задачи". И еще, заметил министр, "транзит невоенных грузов в Афганистан рассматривается нами как средство оказать содействие тем, кто искореняет в Афганистане террористическую и наркотическую угрозу".
Лавров сообщил, что этот транзит осуществляется на основе межправительственных соглашений, которые подписаны с НАТО как с организацией по доставке невоенных грузов. Кроме того, с целым рядом стран Европы и США у России действуют двусторонние соглашения о поставках военных грузов. И ничего принципиально нового будущее соглашение с США по перевалочному центру в Ульяновске не предполагает. А официальный представитель МИД Александр Лукашевич в своем заявлении, распространенном 15 марта, заявил, что "о каких-либо военных базах или объектах речи не идет. Под цели возможного транзита были бы задействованы исключительно гражданские объекты материально-технического обеспечения - склады временного хранения и прочее. Присутствие натовского персонала не предполагается".
Лукашевич напомнил, что в мае 2011 года руководство НАТО обратилось к Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность распространения упрощенного порядка транзита нелетальных грузов Международных сил содействия безопасности (МССБ-ISAF) в Афганистан и из Афганистана комбинированным способом - железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. "Были проработаны технические возможности реализации такой транзитной схемы - с задействованием аэропорта "Восточный" Ульяновска, - объяснил он. - Учитывались перспективы общего развития инфраструктуры региона, создания новых рабочих мест".
По словам Лукашевича, приоритетное внимание уделяется созданию механизма надежного контроля за грузами МССБ со стороны таможенных органов России с целью исключить использование этого маршрута для целей наркотрафика. Соответствующие положения были бы зафиксированы в обменных письмах с представителями НАТО. "МИД России совместно с компетентными российскими ведомствами подготовил предложения по созданию необходимой нормативно-правовой базы для возможного запуска схемы комбинированного транзита. Вопрос находится на рассмотрении в правительстве Российской Федерации", - заверил чиновник.
И все же вопросы остались. Не в последнюю очередь такой - если перевалочный пункт в Ульяновске так важен США, как об этом говорят наши специалисты, и мы готовы пойти навстречу американским просьбам, то, что мы получим взамен, кроме денег? Проблемы контроля за перевозками по собственным авиационным, железнодорожным и шоссейным магистралям или что-то более существенное? Например, готовность Вашингтона пойти навстречу нашим озабоченностям по поводу развертывания американского ПРО вдоль российских границ? Или мы, как и Киргизия, удовлетворимся только долларами?
Вопросы, что называется, открытые.