Куда исчезает таджикская сурьма?
Avesta.Tj | 02.04.2012
Президент Эмомали Рахмон много говорит с высоких трибун, что наша страна обладает большими запасами ценных горных руд, освоение которых позволит стране решить проблему занятости и бедности, необходимо лишь заинтересовать иностранных инвесторов.
С этим трудно не согласиться, однако, наверное, стоит не забывать, что недра Таджикистана - это народное добро, и разрабатываться оно должно под тщательным контролем общества и правительства, и во благо нашего народа. Пока, что во многих случаев мы видим другую картину и одним из таких примеров является Анзобский горно-обогатительный комбинат.
Этот комбинат был построен еще в советское время и был одним из самых известных в Союзе, потому что создан на базе одного из самых крупных месторождений сурьмы и ртути в мире.После войны дела на комбинате шли плохо, и его неблагополучное состояние позволило бывшим владельцам приватизировать его. Здесь стоит отметить высокую степень попустительства министерства энергетики и промышленности, позволивших за бесценок отдать стратегический завод.
Комбинат, рыночная цена которого составляет порядка 70-80 млн. долларов, был продан в два этапа 49% и 51% акций всего за 7 млн. долларов. Сегодня ситуация вокруг Анзобского ГОК окутана тайной, известно лишь что официально ею владеет американская компания Comsap, которая собирается построить в зоне добычи новый цех по переработке сырья.
Этот проект считается одним из примеров удачного частного инвестирования со стороны бизнесменов из США, однако, в последние месяцы от местных жителей поступает информация, что инвесторы нарушают договоренность о создании новых рабочих мест, провели сокращение местных кадров, нарушаются лицензионные условия, наносится вред экологии и многое другое.
Отдельно отмечается, что компания уклоняется от налогов за счет укрытия данных о концентрации металла в руде, а также не показывает реализацию золота и ртути - сопутствующих металлов при добыче сурьмы. Конечно, это все может быть неправдой и всего лишь слова недовольных рабочих уволенных с предприятия в связи с ненадобностью.
Но когда о таких вещах говорит не один и не два человека, и это специалисты своего дела, готовые доказывать свои слова на конкретных фактах и конкретных документах, возникает вопрос, а может действительно правительству стоит провести комплексную проверку данного предприятия, ведь речь идет о стратегическом сырье и ценных недрах Таджикистана.
Местных жителей, например, очень волнует судьба многих объектов Анзобского ГОК, ныне являющихся разрозненными коммерческими объектами. Говорят, что все они были оформлены на бывшего хозяина завода и распределены между его родственниками - это строительные карьеры, угольные месторождения, разные склады и строительные площадки.
Вместо того, чтобы создать новые рабочие места, обеспечить повышения зарплаты рабочим, и, как следствие отчисление налогов в госбюджет, в настоящее время, по словам местных жителей, большая часть из них потеряли работу, а те кто еще работает на заводе получают за свой тяжелый труд всего по 500-800 сомони.
В это время сотрудники, привезенные хозяевами комбината, получают по несколько тысяч долларов и ведут себя очень вызывающе. Сейчас ходят слухи, что очень скоро руководство компании намерено перепродать ее китайским инвесторам.
Нам уже не привыкать видеть, когда наши недра, оцененные в 10-20 раз дешевле их реальной стоимости перепродаются вроде бы солидными партнерами из Казахстана, США или России третьей стороне, и об этом на встрече с бизнесменами страны говорил президент Рахмон.
Может уже пора поставить заслон для таких операций, и начать серьезно подходить к вопросу передачи прав на разработку таджикских стратегических месторождений иностранным инвесторам. Чтобы они выполняли план развития производства, не уклонялись от налогов, и создавали новые рабочие места, а не вынуждали народ уезжать на заработки в Россию.
В ближайшее время, наша редакция вместе с другими коллегами-журналистами намерены посетить Айнинский район и провести собственное расследование о том, кто и как распродал таджикскую сурьму, кому сегодня принадлежат все бывшие объекты государственного горно-обогатительного комбината, и что на самом деле происходит сейчас на Анзобкском ГОК. Надеемся, наши власти поддержат нас, и также подключатся к этой инспекционной поездке.
Авеста