Насколько оптимизировалась межэтническая ситуация на юге страны после июньских событий 2010 года?
08/06/12 07:16, Бишкек - ИА «24.kg», Махинур НИЯЗОВА
Два года минуло с трагических событий на юге Кыргызстана. Но искорки напряжения между представителями кыргызского и узбекского этносов то тут, то там зажигаются до сих пор. Подобная ситуация наблюдалась в регионе и до беспорядков 2010 года. Сказать, что два братских народа жили в мире и согласии, можно с большой натяжкой.
Мелкие и, казалось бы, незначительные инциденты случались и ранее, но в советское время они, как правило, не предавались огласке. Это сейчас неправительственные и правозащитные организации не оставляют незамеченным ни один факт.
Достаточно ли сегодня усилий прилагается для разрешения межэтнической ситуации? Изменилась ли она на юге страны после июньских событий 2010 года? На эти вопросы ИА «24.kg» попросило ответить правозащитников, юристов, гражданских активистов и жителей юга республики.
Эмиль Аширбаев, начальник отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Ошской области КР:
- За последние 4 месяца по Ошской области не зарегистрировано ни одного инцидента на межнациональной почве. Положение нацменьшинств на юге изменилось в лучшую сторону. После событий простые люди - представители разных национальностей - с пониманием стали относиться друг к другу, они знают, что события двухгодичной давности - дело рук других лиц. А население как жило в мире, так и живет. Сразу после беспорядков напряженность в обществе чувствовалась, но сейчас ее нет, в последнее время в области спокойно.
Хусанбай Салиев, координатор правозащитного центра «Граждане против коррупции» по городу Ошу:
- На юге между простыми кыргызами и узбеками проблем нет. Проблемы есть с правоохранительными органами, которые расследуют дела, связанные с июньскими событиями. Есть определенное непонимание с местными властями. Я считаю, что ситуацию двухгодичной давности усугубили расследования уголовных дел по событиям 2010 года. Остро стоит проблема с пытками. Даже генпрокурор призналась в том, что правоохранительные органы взяли на вооружение такой метод раскрытия преступлений. В уголовных делах признательные показания стали единственным доказательством вины, другие не добываются.
Для примирения разных этносов местные власти проводят совместные мероприятия. Но корень зла кроется в другом, и чтобы его вырвать, нужно отправлять правосудие справедливо. Иначе все усилия по стабилизации обстановки сводятся на нет.
Махсуда Айтиева, исполнительный директор Ошского ресурсного центра СМИ:
- Однозначного ответа дать на этот вопрос нельзя. По сравнению с летом 2011 года ситуация изменилась, жизнь не стоит на месте, старые раны заживают. Но есть еще масса поводов для переживания. Ведь реальных мер для разрешения конфликта на государственном уровне не принимается. Работа ведется с последствиями трагедии, а не с ее причинами. В этом направлении ни президент страны, ни премьер-министр, ни Жогорку Кенеш не работают. Поэтому поводов для спокойствия нет, наоборот, надо еще больше бить тревогу.
Для разрешения проблемы на государственном уровне необходимо принятие решений по урегулированию социально-экономической ситуации. Бытовые проблемы становятся поводом для эскалации межэтнического конфликта. Сколько бы ни проводилось бесед, это не поможет. Убеждением и разговорами разрешить конфликт в регионе невозможно. Нужны постоянный мониторинг, детальный анализ и своевременное реагирование со стороны правительства. НПО и правозащитники работают на местах, но их усилий недостаточно.
Эркин Исакулов, специалист миссии УВКПЧ ООН в городе Оше:
- Ситуация по сравнению с той, что была до событий 2010 года, кардинально изменилась. Чувствуется напряжение между этническими сообществами и группами, сохраняется некое недоверие одного из этносов к правоохранительным органам, которые, по их мнению, дискриминационно подходят к расследованию дел, связанных с июньскими беспорядками 2010-го. Представители национального большинства, наоборот, считают, что милиция недостаточно работает в этом направлении, и якобы зачинщики и организаторы не привлечены к ответственности.
Стычки на бытовом уровне происходят регулярно, до событий тоже были мелкие инциденты и напряженность в отношениях между этническими группами. Нельзя сказать, что они жили без взаимных претензий. Но июньские события заставили народ относиться ко всему более критично, если раньше на какие-то вещи закрывали глаза, то сегодня на все обращается внимание. Думаю, что ситуация еще долго не вернется к доконфликтной. Для ее стабилизации нужно время, и 2 года - не срок.
Малик Нурдинов, начальник Управления внутренних дел Джалал-Абадской области:
- По сравнению с 2010 и 2011 годами сейчас межэтническая ситуация лучше. Очень много для стабилизации сделали гражданские активисты, руководство области и религиозные лидеры. Нареканий в адрес милиции за последнее время со стороны населения уже не так много. Фактически нет заявлений о предвзятом отношении к одному из этносов. Сотрудники правоохранительных органов стали более профессионально подходить к раскрытию преступлений, совершенных во время беспорядков в июне 2010-го.
Не отрицаю, что мелкие стычки периодически возникают, но они больше имеют бытовой характер. Такая же ситуация была и до событий 2010 года, но сейчас правозащитники провоцируют и раздувают каждый инцидент, обозначая этническую принадлежность участников и акцентируя на этом внимание.
Адиль Назаров, председатель молодежного движения «Ынтымак»:
- Июньские события 2010 года дали новую волну национализма. Все это последствия неправильной идеологической пропаганды, основанной на советской, которая предполагала интернационализм. Понятно, что эта матрица уже не работает, и я бы предложил использовать новую, дав право реализоваться основному этносу.
Я не удивлюсь, если события двухгодичной давности повторятся. Это подтверждают и члены нашего движения, которые ездят по регионам. Но нельзя возлагать вину на простой народ, население стало заложником социально-экономической ситуации в стране. Сегодня госмашина явилась средством личного обогащения отдельных людей, и социально-экономическая ситуация в республике не улучшилась. Наоборот, стало еще хуже. Я изучал историю Ферганской долины, которая всегда была регионом нестабильности, масштабные конфликты вспыхивали именно в годы очередного социально-экономического упадка.
Сейчас необходимо провести кардинальную реформу МВД и судебной системы, а также развивать идеологию, основанную не на этнической принадлежности, а на гражданстве. И убрать из обихода слово «нацменьшинство», права у всех граждан Кыргызстана должны быть одинаковые. Только в этом случае мы сможем прийти к миру.
Татьяна Томина, адвокат:
- Население на юге страны боится лишь одного - повторения событий июня 2010 года. Сегодня ситуация уже стабилизировалась, люди стараются жить в мире, пострадавшие восстанавливаются, обстановка улучшается. Делить им, по сути, нечего. Те, кто потерял близких, уже не так агрессивно реагируют. Возникают мелкие стычки, но они не так существенны. Ситуацию усугубляют лишь правоохранительные и судебные органы. Очень тяжело мне, как адвокату, защищать представителей нацменьшинств, которых постоянно унижают по этнической принадлежности, их задерживают, вымогают деньги. Естественно, возникает и негативное отношение к милиции и судьям, представителям национального большинства.