Кыргызстан: Наследие «апрельской революции» вынесено на суд общественности
Пятница, 22 февраля, 2013 - 05:43, Eurasianet: Русская Служба
by Крис Риклтон
С апреля прошлого года перед зданием парламента в столице Кыргызстана Бишкеке высится памятник участникам акции протеста, способствовавшим отстранению от власти президента Курманбека Бакиева. Однако наследие этого восстания воспринимается далеко не столь однозначно. (Фото Дэвида Триллинга)
НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Символическое значение монумента, воздвигнутого у здания парламента Кыргызстана, трудно не заметить. Открытый в апреле прошлого года, он представляет собой композицию из трех бронзовых фигур, отодвигающих большую черную глыбу от снежно-белого монолита. Черный, разумеется, символизирует собой эпоху Курманбека Бакиева (и некоторые другие пороки, предшествовавшие его администрации). Бронзовые фигуры - это герои апрельского восстания 2010 года, когда во время свержения Бакиева около 90 участников акций протеста погибли и еще многие получили ранения.
Этот памятник, пожалуй, единственное, насчет чего преемники Бакиева сходятся во мнении. Спустя почти три года после отстранения экс-президента от власти эти апрельские события остаются источником скандалов и противоречий. В ближайшие месяцы должен завершиться массовый процесс над обвиняемыми в гибели участников акций протеста, и аналитики ожидают не «закрытия вопроса», а усиления политических прений.
Родственники погибших, представляющие собой мощную группу, нашли некоторое утешение в вынесенном 15 февраля бишкекским судом решении приговорить заочно Бакиева и его брата Жаныша к 24 годам тюрьмы и пожизненному заключению соответственно за роль, которую они сыграли в убийстве 2009 года бывшего оппозиционно-настроенного сотрудника аппарата президента. Однако люди продолжают выражать недовольство в связи с черепашьими темпами разбирательств по делу о насилии 7 апреля, а также имеющих место, на взгляд пострадавших и семей погибших, попыток выставить те события в неблагоприятном свете.
Попытки критического разбора восстания и последующих массовых столкновений на национальной почве на юге Кыргызстана заводятся в тупик тем, что руководитель бишкекского аналитического центра «Полис Азия» Эльмира Ногойбаева называет «политикой эмоций». В этом смысле недавний процесс над братьями Бакиевыми - первый обвинительный приговор, вынесенный находящейся в Беларуси парочке с момента ее свержения - представляется очень значительным, поскольку является показателем «видного законного процесса», полагает она.
Но гораздо больше внимания сосредоточено сейчас на процессе над 21 подозреваемым в преступлениях в ходе апрельских событий - от самих Бакиевых до спецназовцев, состоявших на невысоких должностях. Им грозят различные сроки наказания в связи с гибелью участников акций протеста.
«Суд затягивается, и очень зря. Зря, потому что чем больше он затягивается, тем больше группы, заинтересованные в его результате, могут заработать себе политический капитал, - говорит Ногойбаева. - И в этом есть постоянный риск».
И действительно, на той же неделе, когда был вынесен символический приговор братьям Бакиевым, в парламентской комиссии приступили к обсуждению вопроса о причастности ключевых представителей временного правительства, пришедшего к власти на волне восстания, к имевшему место той ночью мародерству. Возникшие дебаты перекинулись затем на улицы.
По мнению председателя комиссии, являющегося выходцем из оппозиционной партии «Ата-Журт», трое представителей партии «Ата-Мекен», входящей в настоящее время в правящую коалицию, отдали распоряжение мародерам громить принадлежащие семье Бакиевых объекты. Происходило это вечером 7 апреля 2010 года. В состав этой троицы якобы входил автор последнего текста Конституции КР Омурбек Текебаев. В ходе тех грабежей, среди прочего, были якобы прибраны к рукам полторы тонны золота. По словам одного из сотрудников МВД, на которого ссылается русскоязычная газета «Вечерний Бишкек», из 294 случаев мародерства, заявления о которых были поданы в милицию в дни после восстания, лишь 11 дел были доведены до суда. Дело о депутатах-мародерах находится на стадии расследования в генпрокуратуре.
На взгляд уважаемой правозащитницы Азизы Абдурасуловой, власти спустят обвинения в мародерстве в отношении представителей партии «Ата-Мекен» на тормозах. «По какой причине не привлекаются к ответственности мародеры? По моему мнению, люди, стоящие во главе государства, не заинтересованы в возбуждении уголовного дела и расследовании [в отношении них]», - приводит ее слова в своей статье от 13 февраля кыргызскоязычная газета «Алиби» (перевод на русский сделан Gezitter.org).
Азиза Абдурасулова - не единственная, кто полагает, что в постбакиевском Кыргызстане правосудие вершится избирательно.
После развернувшихся 13 февраля жарких дебатов вокруг выводов комиссии по расследованию фактов мародерства оппозиционные партии «Республика» и «Ата-Журт» пришли в возмущение, а более тысячи сторонников партии «Ата-Мекен» вышли на улицы с целью продемонстрировать поддержку своим лидерам, перекрыв в ходе марша одну из главных магистралей Бишкека. Как посетовал во время демонстрации один из молодежных сторонников «Ата-Мекен», назвавший только свое имя, Тынштык, оппозиционные партии пытаются «испортить честь [апрельской] революции». (По мнению многих обозревателей, акция протеста собралась так быстро, что вероятно была проплачена влиятельными заинтересованными группами, что уже стало распространенной политической стратегией в Кыргызстане).
В этой разгоряченной атмосфере мало кто готов оспаривать версию представителей временного правительства 2010 года, что борьба, которую они вели тогда, была борьбой добра со злом, - этакую черно-белую версию истории, олицетворением которой является воздвигнутый у здания парламента мемориал. Любые попытки поставить эту версию под сомнение могут тут же вылиться в уличные митинги и демонстрации.
Намерения тех, кто погиб в тот день в центре Бишкека, не должны ставиться под сомнение, полагает Осунбек Джамансариев, являющийся председателем общества «Мекен Шейиттери» («Павшие за Родину») - одного из движений, созданных семьями погибших в апрельских событиях. «Наши молодые сыновья - они не были политиками. Они вышли на площадь, чтобы отстоять честь и свободу нашей страны», - сказал он EurasiaNet.org. На его взгляд, обвинения в мародерстве в отношении партии «Ата-Мекен» являются частью «обычных политических игр» в законодательном органе власти.
Осунбек Джамансариев приветствовал вынесенный 15 февраля приговор Бакиеву, поскольку он представляет собой «юридическую базу для экстрадиции [Бакиева] из Беларуси». (Президент Александр Лукашенко неоднократно игнорировал требования Бишкека об экстрадиции братьев). По его мнению, политические последствия процесса по делу 7 апреля представляются маловероятными, поскольку «невиновные доказаны невиновными, а виновные - виновными».
Но в Кыргызстане, где судебная система является одним из самых ненавидимых государственных институтов, определиться с виновностью и невиновностью человека бывает посложнее, чем отличить черное от белого.
От редактора: Крис Риклтон является журналистом из Бишкека