В детских домах присутствует системное насилие
22 Февраль 2013, www.izvestia.kz
Шокирующие факты были оглашены вчера на коллегии Генеральной прокуратуры, где рассматривалось состояние законности в сфере деятельности детских домов и специнтернатов для несовершеннолетних. По информации генерального прокурора Казахстана Асхата Даулбаева, в спецшколе интерната для детей с задержкой психического развития в Алматы в прошлом году было выявлено три факта ранней беременности воспитанниц, которым было по 15-16 лет. При этом факт беременности несовершеннолетних пытались скрыть, сделав аборты на тех сроках, которые грозили жизни и здоровью этих детей.
Заместитель акима Алматы Серик Сейдуманов этот факт подтвердил, заметив, что руководство специнтерната понесло наказание за это. В частности, была уволена заместитель директора по воспитательной работе интерната. По сведениям замакима, одна из забеременевших девушек вышла замуж и потеряла ребенка, двум другим действительно были сделаны аборты. Судя по всему, этот вопиющий случай вписывается в общую картину взаимоотношений, царящих в детских домах и интернатах страны. По словам начальника департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере Генпрокуратуры Каната Сейдгапбарова, более половины воспитанников детских домов страны подтвердили наличие системного насилия в этих учреждениях. Об этом свидетельствуют результаты независимого исследования, проведенного детским фондом ЮНИСЕФ.
Этому способствует определенная закрытость этих заведений для общественности и государственных органов», - заявил Сейдгапбаров. Масштабы проблемы достаточно большие: по данным надзорного ведомства, сегодня в Казахстане почти 11 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в 196 организациях образования, здравоохранения и социальной защиты.
Если верить тому же социологическому исследованию ЮНИСЕФ, большая часть фактов насилия в детдомах тщательно укрывается. Те же случаи, которые становятся известны общественности и СМИ, вызывают обоснованное возмущение. «Однако подобные факты повторяются с пугающей частотой, - констатировал представитель надзорного органа. - С большим уважением относясь в целом к труду воспитателей, не можем умолчать вопиющие факты, когда отдельные из них воруют у сирот». В частности, в Алматы директор школы-интерната ? 8, которую уже уволили, незаконно перечислила полтора миллиона тенге на картсчета фиктивных работников. Аналогичные факты выявлены в Арысском детском доме Южно-Казахстанской области и школе-интернате Меркенского района Жамбылской области.
По всем этим фактам прокурорами уже возбуждены уголовные дела, при этом директор Арысского детского дома уже осужден условно к году лишения свободы.
«К сожалению, есть факты, когда откровенно наплевательское отношение к своим обязанностям и судьбам вверенных детей приводит к трагическим последствиям», - продолжил представитель надзорного органа. К примеру, в прошлом году в Карагандинской области
16-летний воспитанник дома юношества «Жалгас» беспрепятственно пронес спиртное и распил его с приятелем. Из-за чрезмерного потребления спиртного подросток уснул в подвале и погиб от переохлаждения. А при сверке в уже упомянутой Алматинской спецшколе-интернате для детей с задержкой психического развития вообще не оказалось 37 из 96 его воспитанников. При этом никто из администрации не мог пояснить, где эти дети и что с ними происходит. «Подобные случаи говорят о системном кризисе в организации интернатного воспитания. Отсутствует эффективный контроль и обратная связь с воспитанниками. И здесь, на наш взгляд, заслуживает критики работа местных исполнительных органов, которые ослабили контроль за деятельностью интернатных учреждений», - заявил представитель Генпрокуратуры. Впрочем, насилие в детдомах и безразличие воспитателей к их воспитанникам - лишь часть проблемы для детдомовцев. Достигая совершеннолетия, они сталкиваются с проблемой крыши над головой. «За последние семь лет из 14 тысяч выпускников детдомов вернулись в закрепленное жилье только 832 или 6 процентов, а получили от государства квартиры лишь 823 или 5,8 процента. Соответственно свыше 12 тысяч выпускников на сегодня не имеют жилья, только половина из них состоит на учете», - сказал Сейдгапбаров. По его сведениям, больше всего детей-сирот, которые нуждаются в жилье, наблюдается в Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Акмолинской областях. Со временем эта проблема будет нарастать, как снежный ком, считают сотрудники прокуратуры, поскольку из находящихся в интернатных учреждениях 10 тысяч 887 воспитанников только 6 процентов или около 700 детей имеют закрепленное жилье, в очереди за ним стоят более 8 тысяч детей или 81 процент от всего детского населения таких учреждений.
При этом, по сведениям надзорного органа, руководство иных детских домов решает за счет воспитанников собственный квартирный вопрос. Скажем, на протяжении трех лет директор Мангистауской областной Детской деревни проживал с семьей в одном из домов учреждения, предназначенных для воспитанников. Более того, оплата коммунальных услуг на сумму 215 тысяч тенге осуществлялась за счет средств государственного учреждения. После вмешательства прокуратуры директор освобожден от занимаемой должности. А в петропавловском Доме юношества незаконно проживали четверо работников полиции и управления образования. При этом воспитаннице областного детского дома отказали в размещении из-за отсутствия свободных мест.
Сейчас в казахстанском парламенте находится законопроект, направленный на защиту жилищных прав детей-сирот. «Но даже этот закон не сможет помочь, если не будет ответственного и неравнодушного отношения к детям у уполномоченных лиц», - считает Сейдгапбаров.
По его данным, две тысячи детей не поставлены в очередь на получение жилья в основном по бюрократическим причинам. Кроме того, не обеспечивается сохранность имевшегося у детей-сирот жилья. «Причина - в размытости компетенции по данному вопросу, из-за чего ни один из уполномоченных органов не считает себя ответственным за сохранность жилья детей-сирот», - считает начальник департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере Генеральной прокуратуры. Он привел пример, когда по возвращении из Алгинского детского дома в Актюбинской области воспитанницы не смогли вселиться в свое жилье, так как там поселились бомжи. «Их права были восстановлены лишь после вмешательства прокуроров, - сообщил Сейдгапбаров.
Одновременно представитель Генпрокуратуры предложил повысить социальные выплаты опекунам и патронатным родителям, что способствовало бы уменьшению количества сирот в интернатах. Сейчас, по его данным, в Казахстане из 34 тысяч детей, оставшихся без родителей, лишь две тысячи или около 6 процентов находятся на патронатном воспитании. При этом цифры финансирования интернатов, опекунов и патронатных родителей разнятся значительно: на одного воспитанника интернату ежемесячно выделяется из бюджета свыше 70 тысяч тенге, опекунам на одного ребенка - всего 17 тысяч, а патронатным воспитателям - 27 тысяч тенге. При этом в Генпрокуратуре дают неутешительный прогноз: около 20 тысяч детей в Казахстане подвержены риску социального сиротства, то есть могут угодить в детдома при живых родителях. И это при том, что уже сейчас восемь из десяти детей в детдомах являются социальными сиротами.
«По данным МВД, на учете стоят еще 12 860 неблагополучных семей, в которых воспитываются 19 500 тысяч детей, подверженных риску социального сиротства. Этот показатель с 2009 года увеличился на 1744 ребенка. За последние два года около 2,5 тысячи детей остались без попечения в результате лишения родительских прав», - сказал Сейдгапбаров. По мнению прокуроров, часть неблагополучных случаев можно было бы предотвратить, пропагандируя семейные ценности, обеспечив психологическую помощь неблагополучным семьям, распространяя программы социальной и трудовой адаптации на те семьи, в которых есть дети.
Игорь Воротной Астана