Центральная Азия: в плену водных проблем
© novosti.az
29/05/2013 , newsazerbaijan.ru
БАКУ, 29 мая - Новости-Азербайджан.
Ильгар Велизаде, политолог.
Проблема рационального использования питьевой воды становится в последнее время одной из самых актуальных в мировой политике.
Как известно, в мире есть немало стран, которые в силу своего географического положения страдают от нехватки питьевой воды. В этой связи многие страны, находящиеся ниже по течению значительных водных артерий, зависят от тех государств, которые расположены в верховьях этих рек.
В международном праве реки, искусственные водные соединения между ними, протекающие по территориям нескольких государств, имеют статус международных рек. Сейчас к международным относится около 250 крупнейших рек мира с их притоками. Это, например, Дунай в Европе (протекает по территории 10 государств), Нигер в Африке (9 государств), Меконг в Юго-Восточной Азии (6 государств) и т.д. К подобным рекам относятся и такие реки, как Кура и Араз, протекающие по территориям пяти государств региона.
К сожалению, не все страны, находящиеся выше по течению рек, выполняют условия рационального водопользования, чем наносят вред как окружающей среде, так и странам, расположенным в низовьях.
Так, согласно мониторингам, проводимым азербайджанской стороной на участке Куры, подверженном трансграничному загрязнению со стороны Грузии и Армении, содержание биогенных веществ превышает норму в несколько раз. В несколько раз превышают допустимую норму специфические загрязнители воды - соединения меди и фенола.
Для решения на региональном уровне в рамках международных норм проблем трансграничных водных бассейнов Азербайджан ратифицировал Хельсинкскую конвенцию «По охране и использованию водных стоков и международных озер, проходящих границу». Проблему усугубляет то, что Армения и Грузия не подключились к этой конвенции.
Еще более сложная ситуация сложилась вокруг использования водных ресурсов региона Центральной Азии. Обе страны этого региона - Таджикистан и Кыргызстан - расположены в верховьях важнейших водных артерий региона. Так, если Кыргызстан контролирует бассейн реки Сырдарьи - самой длинной и второй по водности реки в Центральной Азии, то Таджикистан - Амударьи, соответственно самой многоводной и второй по протяженности реки региона. В то же время обе страны, находящиеся в верховье этих рек, в настоящее время реализуют два крупнейших гидроэнергетических проекта - строительство Камбаратинской (Кыргызстан) и Рогунской (Таджикистан) гидроузлов. Именно эти проекты беспокоят страны, лежащие в низовьях указанных рек: Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, которые в результате ввода в эксплуатацию вышеуказанных сооружений рискуют лишиться миллионов кубометров пресной воды.
Как известно, вода является незаменимым природным ресурсом, с которым непосредственно связаны социально-экономическое благополучие населения и экологическая ситуация в целом, и использовать ее только в интересах одного государства, не считаясь с большими рисками для соседей, является прямым нарушением норм и принципов международного водного права.
Так, в Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года и Конвенции ООН о праве использования международных водотоков от 21 мая 1997 года четко установлено, что все решения по использованию трансграничных рек, в том числе при строительстве гидроэнергетических сооружений, не должны наносить значительного ущерба окружающей среде, а также не ущемлять интересы сопредельных стран.
Узбекистан пока является единственным государством Центральной Азии, подписавшим оба эти документа, направленные на решение трансграничных водных проблем на основе общепризнанных норм и принципов международного права. Присоединившись к обеим Конвенциям, независимая страна доказала свое уважение и приверженность к нормам и принципам международного водного права и предпринимает конкретные меры по водосбережению и повышению качества вод рек, в том числе трансграничных, протекающих по территории республики.
Чего не скажешь о Кыргызстане и Таджикистане, которые пока не торопятся присоединяться к указанным международно-правовым документам, что дополнительно служит причиной обострения водно-энергетических проблем региона.
Ситуацию еще более обостряет продолжающееся загрязнение трансграничных рек и атмосферы. В частности, нестерпимая ситуация сложилась в северных районах Сурхандарьинской области Узбекистана, которые не первый год подвергаются негативным воздействиям выбросов в атмосферу со стороны таджикского алюминиевого комбината «Талко».
Динамика среднегодового содержания фтористого водорода в атмосферном воздухе на территории северных районов Сурхандарьинской области за период с 2006-2011 гг. показывает на его превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) в 1,8 -2,0 раза. При этом наибольший уровень концентрации фтористого водорода наблюдается в летние месяцы, с превышением ПДК в 3,4 раза. Вследствие этого наблюдается рост заболеваемости местных жителей и домашних животных, снижение урожайности сельскохозяйственных культур.
Узбекистан, чье население стремительно увеличивается и составляет более половины всех жителей Центральной Азии, будучи зависимым от своих соседей в решении водных и других экологических проблем предлагает активно проводить совместную экологическую экспертизу в регионе с целью недопущения создания нетерпимой экологической обстановки, которая станет причиной возникновения сложных социально-политических конфликтов, что негативно отразится на всем регионе Центральной Азии. Причем речь касается не только использования трансграничных рек, но и такой актуальной проблемы, как спасение Арала, большие усилия для решения которой сейчас прилагает сосед Узбекистана - Казахстан. От того, последуют ли другие соседи Ташкента его советам, зависит сегодня мир и стабильность в регионе.