Кыргызстан: законы... вне закона
26 июня 2013, Махаля
Кыргызстан, воистину, страна, где порядки и законы сами по себе. Жители стран Центральной Азии в шутку сравнивают эту республику с Сомали. Дескать, только там и в Кыргызстане из-за процветающей анархии стало в XXI веке возможно пиратство, да вот только Кыргызстану не повезло с морем...
На деле подобная ситуация имеет совсем нешуточные последствия, граничащие с катастрофическими. По этим причинам в то самое время как повсеместно наблюдается тенденция к интеграции стран-соседей в единое пространство для более успешного развития во всех сферах, очередным фактором дестабилизации отношений между Узбекистаном и Кыргызстаном становятся приграничные конфликты вокруг Касансайского водохранилища, ставшего ареной провокаций Кыргызстана.
Напомним, что Касансайское водохранилище расположено на территории Алабукинского района Джалалабадской области Кыргызстана и в соответствии с межправительственным соглашением принадлежит Узбекистану. Основой соглашение стало Постановление народных комиссаров Кыргызской ССР за ?804 от 22 августа 1941 года. Согласно документу под Касансайское водохранилище было отведено 660 га земель колхоза им.Ленина и Маданият Алабукинского района Джалалабадской области Кыргызской ССР. В компенсацию отводимых под Касансайское водохранилище земель от Андижанской области Узбекистана в соответствии с актами межреспубликанской комиссии Ошской области Кыргызстана передавались 44,4 га поливной пашни и 145,6 га богарных земель. Позднее Постановлением совета Министров Узбекской ССР в порядке компенсации Кыргызской ССР были переданы еще 190 га земли.
Одним словом с юридической стороны вопросов о принадлежности объекта и возникать-то не должно. Касансайское водохранилище - собственность Узбекистана и соответственно охраняется подразделением Касансайского РОВД Наманганской области. Однако здесь кыргызская сторона создает массу сложностей. Показательно, что львиную долю из них вершит и инициирует парламент страны - орган, который, казалось бы, должен лучше других разбираться в международном законодательстве и понимать правовую силу и неоспоримость подобных документов. На деле же все иначе: на заседаниях Жогорку Кенеша страны регулярно продолжает инициироваться рассмотрение вопроса о принадлежности узбекского водохранилища.
Естественно, что подобное отношение к вопросу Жогорку Кенеша служит дурным примером (который, к сожалению, в данном случае действительно «заразителен») для остальных кыргызских «патриотов» - чьи действия в переводе на обычный язык вынуждают называть их попросту «захватчиками чужой собственности». Так, 8 марта 2013 года письмо с просьбой осуществить смену сотрудников узбекской милиции, охраняющих территорию водохранилища было направлено из Касансайского РОВД начальнику Алабукинского РОВД. На запрос кыргызская сторона отказала, сославшись на отсутствие разрешения полномочного представителя правительства Кыргызстана по Джалалабадской области Ж.Торамаматова. Напрашивается вопрос - так чем же объясняются действия кыргызской стороны, которая, начисто игнорируя все имеющиеся договоренности, всеми дозволенными и недозволенными способами пытается вставить палки в колеса работы объекта принадлежащего Узбекистану.
Очевидно, что кыргызские власти стремятся любыми способами прибрать к рукам Касансайское водохранилище, за которое в свое время была получена равнозначная компенсация.
До сих пор фактором, отрезвляющим кыргызских захватчиков (которые, как мы помним еще с 2010 года привыкли решительно действовать лишь против безоружных, женщин и детей) было наличие автоматов и пистолетов у сотрудников РОВД, что также вызывает гнев кыргызских властей. Как-то раз несколько десятков пьяных хулиганов с цепями и палками потребовали от проживающих в анклаве узбекских граждан немедленно оставить территорию поселка. Они пригрозили, что вмешательство милицейского наряда Касансайского РОВД повлечет ответные силовые меры. Каждая такая выходка может вызвать непредсказуемые последствия, но как уже отмечалось выше, представители властных структур и депутаты Жогорку Кенеша, то и дело подогревают страсти, муссируют вопросы о принадлежности водохранилища и даже изучают исторические документы.
Прежде руководство Кыргызстана не раз пыталось решить спорные вопросы путем простого объявления предмета спора собственностью Кыргызстана. По его мнению, раз чаша водохранилища находится на территории Кыргызстана, значит, оно является собственностью Кыргызстана. Недружественные высказывания прессы и аксакалов о том, что надо «решить вопрос о передаче Касансайского водохранилища с комплексом гидротехнических сооружений под юрисдикцию Кыргызстана в духе взаимопонимания и в соответствии с договором о дружбе между нашими братскими странами» также, мягко говоря, отнюдь не способствуют миру и согласию между двумя странами. Уже сегодня практически каждое транзитное перемещение по кыргызской земле оборачивается унижениями, поборами и порой избиениями. И все это происходит несмотря на имеющиеся соответствующие соглашения между обеими странами.
Складывается впечатление, что вопрос водохранилища, на которое уже давно положила глаз кыргызская сторона, решается, по всей видимости, посредством так называемой «народной дипломатии», к коей решил прибегнуть официальный Бишкек и которую нормальные люди называют простым русским словом «самоуправство». Представителем «гласа народа» выступает в данном случае известный в Алабукинском районе криминальный авторитет Дилмурод Дооронкулов с многозначительной кличкой «Дикий».
Этот самый «Дикий» при каждом удобном случае буквально кричит, что наделен самым высоким руководством республики полномочиями по решению данного вопроса. При этом бахвалясь перед своими коллегами из местного ОПГ, Дооронкулов заявляет, что в методах обретения контроля над Касансайским водохранилищем он фактически не ограничен. Иными словами, «Дикому» дан полный карт-бланш - вплоть до применения силы и оружия.
Показательно, что своего апогея напряженность вокруг узбекского водохранилища уже достигала. Было это в памятном году - 2010, в середины весны, незадолго до резни на юге Кыргызстана. Многие эксперты склонны связывать эти многочисленные провокации в одну цепь. Тогда в Алабукинский район приезжала представительная группа депутатов Жогорку Кенеша во главе с вице-спикером Азизом Турсунбаевым, который в очередной раз поднял вопрос о принадлежности Касансайского водохранилища. Тогда он дал указание кыргызским специалистам изучить исторические документы по данному объекту. Особого внимания заслуживает тот факт, что по некоторым сведениям, ряд местных криминальных группировок, создающих конфликтные ситуации на межнациональной почве, пользуются его покровительством.
За этой провокацией на протяжении трех прошедших лет будет еще несколько, в том числе и с человеческими жертвами - во время одной из них в июле 2012-го узбекские пограничники по «случайности» попадут под огонь кыргызского спецназа «Бору». Скорее всего, таким инцидентам суждено повторится. По крайней мере, своими решениями кыргызский парламент намекает на большую заинтересованность в этом. А с таким подходом надеяться на то, что здравый смысл и закон восторжествуют, не приходится. В упомянутом выше Сомали ведь так и не восторжествовали. Чем Кыргызстан хуже?!
Самандар Ибрагимов