"CA online"
В Узбекистане растет уровень женской преступности
среда, 3 июля 2013 г. 11:47:55, inozpress.kg
Власти и аналитики обсуждают пути выхода из ситуации, такие как создание экономических возможностей и социальная поддержка женщин.
Жамиля Назарова из Коканда отбыла двухгодичный срок за распространение запрещенной религиозной литературы.
Она сказала, что ее супруг уехал на заработки в Казахстан и пропал без вести, оставив ее одну.
Через год после исчезновения мужа ей стала помогать его дальняя знакомая. Женщина помогала деньгами, продуктами, одеждой.
«Она говорила, что это благотворительность во имя бога, - рассказывает Назарова о ее помощи. - Но через какое-то время потребовала все вернуть».
«Я оказалась в западне, вынуждена была отрабатывать деньги, распространяя запрещенную литературу», - сказала Назарова.
Уровень женской преступности в Узбекистане растет, по данным Министерства внутренних дел (МВД). Власти и аналитики обсуждают способы изменения этой тенденции.
Если в 2011 году уровень женской преступности составлял менее 20%, то в 2012 он был 23%, а в этом году, по последним данным, превысил 26%. По информации МВД, участие женщин увеличилось в таких преступлениях, как сводничество, мошенничество, ограбления, убийства, наркоторговля и экстремизм.
Дело Назаровой служит примером обстоятельств, при которых женщин могут заставить заниматься незаконной деятельностью, потому они не до конца понимают, что юридические сложности иногда вытекают из, казалось бы, не связанных ситуаций. Это один из аспектов, которые правительство хочет исправить.
«Сейчас ведутся обсуждения повышения мер по работе с женщинами, проведения информационной кампании против вовлечения женщин в преступность, - сказал представитель МВД Рашид Зорбоев. - Мы обсуждаем проведение встреч для женщин, в особенности из селений, с адвокатами, милиционерами, чтобы подковать их в правовых вопросах».
Махалли тоже могут помочь
Другой подход - вовлечение общин. Активист махалинского комитета «Конституция» Зоир Мухамеджанов считает, что наряду с работой правоохранительных органов, каждая махалинская община должна обратить внимание на женщин, нуждающихся в помощи.
«У нашего народа есть добрая традиция помогать малоимущим, - сказал он. - Сейчас мы налаживаем такую систему, когда человек, член общины, вносит пожертвования, а члены комиссии распределяют эту помощь нуждающимся семьям».
Помимо этого, Комитет женщин Узбекистана совместно с Министерством внутренних дел начал организовывать круглые столы в регионах, в ходе которых обсуждались меры по недопущению вовлечения женщин в преступность.
Нужна экономическая поддержка
Независимый политолог и психолог Эркин Кариев считает малоэффективными агитационно-просветительские мероприятия.
«Необходимо дать людям работу и вернуть гастробайтеров, чтобы они могли, работая дома, достойно обеспечивать свои семьи, и вы удивитесь, как преступность поползет вниз», - считает он. МВД признает, что за преступностью стоят экономические факторы.
Зорбоев также обращает внимание на тенденцию к увеличению числа женщин, вовлеченных в сферу незаконного оборота наркотиков: «Во многих случаях их толкает на совершение преступлений, о которых они раньше и не помышляли, откровенная нужда».
«Участились случаи задержания наркокурьеров и сбытчиц наркотиков (более 30% [задержанных подозреваемых] против всего 18% три года назад)», - сказал он.
Принимая во внимание эти цифры, власти создают благоприятные условия для развития малых и семейных предприятий, сказала предприниматель из Андижана Айниса Сагдиева.
«У меня был вариант - уехать на заработки за границу, но я предпочла организовать небольшое швейное предприятие, - сказала она. - Мне помогли местные власти и Комитет женщин. У меня работают 10 сотрудниц».
НПО также пытаются остановить эту тенденцию
Сагдиева также считает, что важно проводить разъяснительные работы среди населения. А власти страны обращаются за помощью к таким общественным организациям, как фонд «Женщина Востока».
«Наш фонд помогает женщинам найти себя, - сказала председатель общественного фонда «Женщина Востока» Саодат Турсунбаева. - Мы не только проводим семинары, разъяснительные беседы среди женщин, но и конкретно помогаем женщинам найти себя в той или иной области».
Турсунбаева считает, что механизм социальной инерции, проявляющейся к семье, детям, влияние традиций и обычаев оказывает на женщину значительно большее воздействие, чем на мужчин. Поэтому ее фонд старается помочь женщинам преодолеть этот груз.
«Люди ждут от государства мгновенного результата проводимых реформ в экономике, но это невозможно, - сказала Турсунбаева. - Сегодня в наших силах оказать не просто материальную помощь, а дать женщине инструмент, с помощью которого она сможет поддерживать свою семью на протяжении многих лет».
Шакар Саади, "CA online", 2 июля 2013 года