«Афганские призраки» Центральной Азии
?: 29 (1054)
06.08.2013 10:54, dn.kz
Все страны региона боятся ухода американских войск из Афганистана. И никто не может толком понять, почему же им всем так страшно
Юрий Сигов, Вашингтон
Тема вывода войск сил коалиции из Афганистана к концу будущего года(хотя уйдут не все, не совсем, и вовсе даже не уйдут, но это уже несушественные детали) вот уже более двух лет на все лады муссируется в столицах центрально-азиатских государств. Разумеется, по этому поводу какие-то заседания и встречи на различных уровнях проводят и американцы, и европейцы, и Россия с Китаем (причем каждый - под своим, сугубо «национальным соусом»). Но все-таки больше всего беспокоятся по данному поводу именно ближайшие афганские соседи, что и вполне справедливо, и в то же время вызывает массу самых различных вопросов.
При этом мнения высказываются разные: кому мерещится полный коллапс афганской нынешней власти, и превращение этой страны в «мировую террористическую вольницу Талибана». Другие видят угрозу расползания внутриафганского конфликта на сопредельные территории, от чего вроде бы как нет никакого спасения кроме ОДКБ, ШОС, СНГ, и других «АБВГД». А третьи на полном серьезе утверждают, что ситуация в Афганистане такая безнадежная (что, в принципе, совсем даже недалеко от действительности), что как от этого самого Афганистана с его вновь побеждающим Талибаном не защищайся, все равно толку никакого не будет.
Здесь важны, на мой взгляд, два момента: на основании какой информации и оценок руководство стран Центральной Азии будет принимать решения о дальнейших действиях по поводу афганских реалий, и что на самом деле могут (а чего - нет) первые лица государств региона сделать, чтобы каким-то образом повлиять на развитие ситуации вокруг Афганистана.
Так вот пока главным мотивом всех «афганских гаданий на кофейной гуще» остается полная неясность с тем, что же там все-таки может произойти в ближайшие месяцы? И какой все-таки информации верить, чтобы принять хотя бы мало-мальски оправданное решение по поводу взаимоотношений с этим своим явно нестабильно-угрожающим географическим соседом?
Что происходит в Афганистане на самом деле знают очень немногие. Да и те никому и ничего по этому поводу не сообщают
Начнем с того, что бояться, или наоборот - радостно воспринимать происходящее в Афганистане (а соответственно - и строить какие-то планы на конец будущего года, когда основные силы коалиции стран НАТО его покинут) можно только на базе достоверной, никем и ничем непреукрашенной информации. Ее, по идее, могли бы всему миру доносить многочисленные международные организации, командование сил коалиции, само афганское правительство и неправительственные организации, которых за все эти годы в Афганистане перебывало немерянное количество.
Но ведь вот что получается. Ни одна из этих структур никакой правдивой информации по Афганистану как не давала, так и не собирается предоставлять. То есть справки, документы для служебного пользования, отчеты пишутся не покладая рук, но все это, грубо говоря, «вывернуто наизнанку» - где по чисто политическим мотивам (ну не признавать же, что все эти 13 лет международных усилий по наведению в Афганистане «демократических порядков» пошли «коту под хвост»), где-то с надеждой на получение «под Афганистан» новых миллиардов долларов на помощь да различные проекты, а где-то просто потому, что в нечто лучшее, и хотя бы какую-то надежду уже никто не верит.
Как известно, в апреле будущего года в Афганистане планируется проводить президентские выборы, но никто толком до сих пор не может сказать, состоятся ли они вообще, кто и в каком формате будет в них принимать участие, и чем вся эта очередная серия «игр в демократию» на афганской земле в конечном итоге приведет. «На людях» вроде бы очевиден явный конфликт нынешнего афганского руководства как с американцами, так и с «Талибаном». Но что на самом деле сегодня варится во «внутри-афганском политическом котле» с уверенностью не скажут даже самые информированные источники в Кабуле что в самом афганском правительстве, что среди иностранных миссий и структур, которыми нынче наводнена вся афганская территория.
В реалиях же так называемый процесс национального примирения в Афганистане существует только в отчетах» с мест» международных представителей и правительственных афганских чиновников. То, что «Талибан» может в любой момент прийти в Афганистане к власти, ни для кого уже давно не секрет. А вот что от этого всего может статься со странами Центральной Азии, непредсказуемо еще больше, и именно вокруг этого и идут сегодня основные толки-гадания.
Теоретически больше всего тревожиться по поводу любой нестабильности в Афганистане должны прежде всего те страны Центральной Азии, которые с ним граничат - то есть Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Наиболее уязвимым в этом плане является Таджикистан, у которого с Афганистаном наиболее протяженная граница, и защищать ее в случае чего будет и некому, и нечем. Но это только «в случае чего», потому как никакой Талибан врываться на территорию Центральной Азии явно не планирует, а куда больше будет занят укреплением своей власти и влияния на самой афганской территории.
Аналогичное беспокойство - причем опять-таки теоретическое - высказывается по поводу афганской истории в отношении Туркменистана. Хотя и здесь говорить о том, что как и таджикская армия, вооруженные силы Туркменистана якобы не способны отразить возможное «наступление талибов» можно только чисто в условном наклонении. Никто на Туркменистан нападать «из-за южной границы» не намеревается, и пугать афганским неизбежным коллапсом после ухода оттуда американцев страны всей Центральной Азии вряд ли имеет смысл.
Что же касается Кыргызстана и Казахстана, которые с Афганистаном напрямую не граничат, то казахский президент Н. Назарбаев уже неоднократно подчеркивал во многом надуманную проблему якобы неизбежного «афганского обвала» после ухода оттуда войска коалиции. А в плане возможностей сотрудничества именно с правительством в Кабуле, а не с его покровителями после вывода американских войск, то возможностей, скорее всего, появится еще больше, чем сейчас.
В чем причины «международных заблуждений»?
Но что реально могут сделать, чтобы как-то изменить нынешнюю ситуацию в Афганистане страны Центральной Азии? Да ровным счетом ничего. Пока что влиять на эту самую ситуацию можно только самим силам коалиции (а точнее - вооруженным силам США), и очень опосредованно- руководству ведущих международных организаций, представленных в Афганистане.
Однако здесь стоит прежде всего разобраться вот в чем. Высказываемые надежды (особенно часто об этом заявляет российская сторона) на то, что Соединенные Штаты свои дальнейшие планы в отношении Афганистана будут согласовывать с ООН (вроде как от нее был дан мандат на присутствие в этой стране, и с ней же вроде как надо бы советоваться относительно того, что делать дальше) ничего общего с реалиями не имеют.
США никого не будут слушать, ни с кем не станут консультироваться, и если захотят уйти совсем (так называемый «нулевой вариант присутствия») в конце 2014 года - значит уйдут, и никто им не указ. Также бессмысленно ожидать, что заменить США в Афганистане именно в плане присутствия военного компонента сможет ООН в виде какой-то миротворческой миссии. Любое иностранное присутствие в стране местные власти по любому не потерпят, и любая ооновская миссия в Афганистане изначально будет обречена на провал.
Весьма вероятна вспышка полномасштабной гражданской войны в Афганистане, причем те подразделения армии США, которые в стране намечено оставить, вмешиваться во внутриафганский конфликт, скорее всего, не станут. С другой стороны и вовсе все побросать и оставить афганцев наедине со своими собственными проблемами вряд ли получится - слишком много очень больших денег мировое сообщество на Афганистан израсходовало (другой вопрос - есть ли от этого прок на деле, а не в бумажных отчетах?), и еще много чего придется потратить на сохранение там элементарного порядка до конца будущего года.
Важно еще и то, что кто бы в будущем году не оказался на президентском посту в Афганистане, реальной власти на местах у этого человека не будет ни при каких условиях. Более того - такого «президента» сторонники Талибана будут гарантированно считать нелегитимным. И как только американцы начнут вывод своих войск из страны, от подобной центральной власти талибы постараются как можно скорее избавиться.
Но что показательно: ни один мало-мальски высокопоставленный руководитель Талибана ни разу никому «по-соседству» с Афганистаном не угрожал вторжением, какой-то подрывной деятельностью или чем иным, от чего нужно было бы создавать единый центрально-азиатский фронт обороны или что-то наподобие этого. Скорее всего, как это было еще в сравнительно недавние времена, те провинции Афганистана, которые непосредственно граничат со странами Центральной Азии, будут и дальше торговать с ними, и меньше всего в этом плане взаимодействовать с теми, кто окажется у власти в Кабуле.
Есть, правда, еще и проблема наркотиков, поступающих из Афганистана через территорию стран Центральной Азии далее в Россию и Европу. Но проблема здесь вовсе не в военном присутствии в Афганистане войск США, и совсем даже не в том, что ничего другого, как сеять мак афганцы не умеют или не хотят.
Просто по каким-то иным лекалам там жизнь за все это время так и не удалось обустроить. Все усилия мирового сообщества сделать так, чтобы в Афганистане было выгодно и полезно заниматься чем-то иным, а не героиновым производством, ни к чему не привели. Поэтому наркотики будут идти через Центральную Азию и на будущее, пока на них будет сохраняться повышенный спрос что в России, что за ее западными границами.
Что делать дальше странам Центральной Азии, и на что надеяться в Афганистане?
Так к чему готовиться центрально -азиатским государствам в следующем году, и что на самом деле может случиться с многострадальным Афганистаном? Думаю, что любые планы, которые сегодня расчерчивают многочисленные специалисты и аналитики по афганским делам в штабах, чиновничьих министерских кабинетах и президентских командах ничего ровным счетом не будут иметь общего с тем, что дальше в этой стране произойдет. Бардак там полный,гарантировать в Афганистане никто, ничего и никому не сможет. Да и сами талибы, которыми пугают по всему свету маленьких детей перед сном, толком еще не определились, будут они брать в Кабуле власть, и что с ней потом они решат делать.
То, что нынешний президент Афганистана Хамид Карзай не особо пользуется уважением у администрации США, еще ничего не значит. Он до апреля остается «начальником Кабула»(за его территорией,правда, влияния у него почти никакого), и каким бы то ни было положение в Афганистане, двусторонние дела придется всем центрально-азиатским государствам решать -именно с ним. Американцы в этом случае по своему усмотрению будут афганскими делами по-прежнему «рулить», но без особого фанатизма, и прекрасно осознавая непрочность власти как самого Карзая, так и его ближайших соратников.
При любом афганском раскладе создавать какие-то специальные подразделения и части быстрого и «еще очень даже быстрого» реагирования для отражения возможных атак с афганской территории, думаю, не имеет никакого рационального смысла. Талибы сами пока не знают, что им дальше делать. Те же, кто в Кабуле сейчас у власти, тоже не лыком шиты, так что если в Афганистане и начнется какая-то внутренняя заваруха, то соседей она затронет только очень опосредованно (если вообще коснется).
Также беспочвенными и какими-то «притянутыми за уши» являются попытки втянуть в какие-то пост-афганские действия по обеспечению безопасности Центральной Азии структуры ОДКБ и ШОС. Они и так не особо понимают, чем им и без Афганистана заниматься, а тут еще намного более неясные перспективы вроде как защищаться от тех, которые ни на кого не нападают, и вообще непонятно что намеревающихся делать в самом Афганистане.
Насчет же самих дальнейших афганских перспектив ситуация складывается в принципе мрачная, но она, положа руку на сердце, такой там была уже многие последние годы. Никакой ни американской, ни западноевропейской демократии там нет, и быть не могло. Все те потуги перевоспитывать афганцев, и сделать их «по-западному цивилизованными» изначально были обречены на неудачу, но зато скольких «строителей демократии в Афганистане» они все эти годы обеспечивали работой и неплохим жалованием?
Будут ли у власти после 2014 года сегодняшние афганские начальники, или придут талибы по большому счету для самого Афганистана непринципиально. То, что при талибах опять кое-какие «социальные гайки» могут закрутить, вполне вероятно. Но и то, чего вроде как добились местные власти за 13 лет нахождения в стране вооруженных подразделений коалиции, слишком уж шатко и непрочно, чтобы надеяться на это, как на прорыв к демократии и социальному равенству.
Таким образом, Афганистан и на ближайшую перспективу, опять-таки скорее всего (чудеса в этой жизни иногда бывают, но все-таки вряд ли подобное произойдет в данном случае) останется весьма раздробленным, и нестабильным во всех отношениях местом на нашей планете. Его по-прежнему будут контролировать местные царьки-князьки, которым Кабул и кто бы в нем не сидел на самом большом кресле, совершенно не указ. А ближайшим географическим соседям Афганистан, в том числе странам Центральной Азии придется попросту как и раньше, спокойно сотрудничать именно с таким (как будто могут быть другие варианты), а не с каким другим полу-несостоявшимся государством.