CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

presscenter.ru

Неподготовленный саммит в Алма-Ате

4 июня 2002

саммит в Алма-Ате

В случае войны между Индией и Пакистаном все "миротворческие войска" будут эвакуированы из Афганистана... МИД РФ пустил подгтовку к саммиту на самотек, предоставив все решать Индии...

В Алма-Ате открылось уникальное мероприятие - первая встреча лидеров стран-участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Об уникальности и важности встречи говорит уже тот факт, что в бывшую казахскую столицу прибыли представители 16 азиатских государств и более 500 иностранных корреспондентов. По некоторым параметрам "популярностьи" алма-атинский саммит превосходит даже японо-корейский чемпионат мира по футболу. И все дело в том, что на нем будет рассматриваться вопрос - как предотвратить первую в истории человечества ядерную войну. Войну между Индией и Пакистаном. (На этом фоне осталась в тени даже израильско-палестинская проблема, хотя в Казахстан прибыли делегации и этих противоборствующих сторон.)

Инициативу в свои руки взял российский президент Владимир Путин, который вчера вечером прибыл в Алма-Ату. Заручившись поддержкой США, Китая и ведущих европейских государств, он попытается примирить Дели и Исламабад, хотя в сложившейся ситуации сделать это довольно проблематично. Однако сам факт согласия индийского премьера Ваджпаи и пакистанского президента Мушаррафа прибыть на саммит, заранее зная его повестку дня, вселяет определенный оптимизм. Это - во-первых.

Во-вторых, пакистанская сторона готова к прямому диалогу с Индией "в любом месте и в любое время". Более того, буквально накануне отъезда в Алма-Ату Мушарраф призвал Дели заключить договор о "вечном мире". "Этот документ обяжет нас никогда не воевать друг с другом, - пояснил пакистанский президент. - Южная Азия должна стать зоной, свободной от ядерного оружия. Пакистан не намерен развязывать ядерную войну. Думаю, обе стороны не настолько безответственны, чтобы пересечь эту черту".

В-третьих, в преддверии саммита индийские власти несколько сменили свой прежний воинственный тон ("никаких переговоров с Пакистаном, никаких посредников, только физическое устранение исламских террористов в пакистанской части Кашмира откроет путь к диалогу"). Министр обороны Джордж Фернандес заверил международное сообщество, что Дели не будет "импульсивно" реагировать на события в Кашмире. "Индия сфокусирована на борьбе против терроризма, - сказал он. - Мы не угрожаем ни территориальной целостности, ни народу Пакистана. Мы ждем, что режим Мушаррафа перестанет поддерживать кашмирских боевиков". Премьер Ваджпаи пообещал "серьезно рассмотреть" возможность прямых переговоров, если появятся убедительные доказательства выполнения Мушаррафом обещания "ограничить" вылазки исламских боевиков в индийскую часть Кашмира.

И вот здесь, на мой взгляд, суть всей проблемы. Неделю назад базирующиеся в Пакистане кашмирские сепаратисты подтвердили, что получили из Исламабада "инструкцию прекратить вылазки на ту сторону "линии контроля" и заморозить контакты с боевиками в индийском Кашмире". Но дело в том, что правительство Мушаррафа имеет весьма условную власть над "кашмирскими борцами за независимость". В подтверждение тому - позавчерашнее заявление Саида Салахаддина, лидера крупнейшей исламистской группировки "Хизб аль-Муджахеддин". Его суть: в соответствии с резолюциями ООН "борцы за веру" имеют полное право пересекать "линию контроля", так как в индийском штате Джамму и Кашмир у них остались семьи и родственники.

И они будут пересекать линию фронта, и отнюдь не по гуманным соображениям, а за деньги. Терпя поражение в Афганистане, Усама бен Ладен уже направил свои денежные потоки в Кашмир. При этом он преследует двуединую цель, которую, впрочем, подтверждают взятые в плен боевики "Аль-Каиды" и "Талибана". Перманентная напряженность на индо-пакистанской границе вынудит Исламабад снять свои элитные подразделения на границе с Афганистаном, что позволит афганским моджахедам ускользнуть от американского преследования. Начало же ядерной войны непременно приведет к выводу всех международных сил с афганской территории, что позволит талибам снова прийти к власти в Кабуле.

Надо признать, что бен Ладен здесь не столь уж наивен. По последним данным, Пакистан уже начал перебрасывать из провинции Северный Вазиристан в направлении Кашмира отдельные воинские подразделения, участвующие там совместно со спецназом США в операциях по ликвидации талибов и алькаидовцев. Администрация США приступила к эвакуации своих граждан из Индии и Пакистана, которых здесь насчитывается около 64 тысяч, в том числе - более одной тысячи военнослужащих, находящихся на военных базах в Пакистане. Аналогично поступают и многие другие государства. Российские посольства в Дели и Исламабаде получили указание провести подготовительную работу, чтобы в случае обострения обстановки "оперативно начать эвакуацию" 1100 российских граждан из Индии и 500 - из Пакистана.

Наконец, настоящей сенсацией прозвучало высказывание министра обороны ФРГ Рудольфа Шарпинга. В интервью воскресной газете Bild am Sonntag он заявил, что в случае ядерной войны между Индией и Пакистаном миротворцы ООН будут эвакуированы из Афганистана. По словам министра, сейчас разрабатывается соответствующая концепция, предусматривающая вывоз самолетами из Афганистана военнослужащих всех государств, принимающих участие в миротворческой операции.

Нетрудно представить, к чему может привести нажатие на ядерную кнопку, зная о том, что индийская армия располагает ядерными боеприпасами в количестве до 150 единиц, а пакистанская - до 50. При этом обе стороны не располагают средствами ПРО. Только в первый день ядерного "апокалипсиса" погибнет около 17 млн. человек.

Кажется, вот и все основные аргументы, которыми будет руководствоваться российский президент при встречах с лидерами Индии и Пакистана. Несколько настораживает лишь одно - явно проиндийский крен в документах, подготовленных для В.Путина российским МИДом. Чего стоят высказывания его представителя Александра Лосюкова. "Трехсторонняя встреча пока не вырисовывается", - категорически отметил он несколько дней назад. Более того, речь не идет о посредничестве России. Это связано с тем, что "любая посредническая миссия неприемлема для наших индийских коллег", поскольку в Дели полагают, что "они сами вполне способны договориться с пакистанским руководством в споре о принадлежности территории Джаммы и Кашмира". Причем, по словам Лосюкова, в Москве считают, что первый шаг в урегулировании индийско-пакистанского конфликта "должен быть сделан со стороны Исламабада".

Странно, не правда ли! Ведь в свое время советскому премьеру А.Косыгину в течение двух недель мидовцы подготовили такие "аргументы", против которых не устояли казалось бы непримиримые "антагонисты" - Лал Бахадура Шастри и фельдмаршал Айюб Хан. На ташкентском саммите в 1966 году лидерам Индии и Пакистана ничего не оставалось, как согласиться с советскими предложениями и подписать двустороннее соглашение о мире.

У нынешних мидовцев тоже было в запасе две недели. Но получилось, как всегда. Сможет ли российский президент в течение двух дней "сделать мир" между двумя ядерными державами, опираясь лишь на собственную дипломатию, покажет итоговая декларация. Шансы имеются. И неплохие.

presscenter.ru

Предыдущая статьяРоссия присоединится к проекту Баку-Джейхан
Следующая статьяПартийный деятель Узбекистана призывает к повышению уровня отношений между Ираном и Узбекистаном