CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

КОНКУРЕНТЫ ИЛИ ПАРТНЕРЫ?

4 июня 2002

ИЛИ ПАРТНЕРЫ?

ГЕНСЕК ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ХАРТИИ РИА КЕМПЕР НАДЕЕТСЯ НА ПРИСОЕДИНЕНИЕ МОСКВЫ К ЭТОМУ МЕЖДУНАРОДНОМУ ФОРУМУ

Прошедший на днях в Ашхабаде международный «круглый стол» по вопросам нефтегазового комплекса Туркменистана вызвал большую заинтересованность у представителей крупных фирм и компаний различных стран, работающих в этой сфере. О значимости состоявшихся обсуждений говорит, в частности, и тот факт, что для участия в них туркменскую столицу посетила Генеральный секретарь Энергетической Хартии г-жа Риа Кемпер. Напомним, что Энергетическая Хартия является международным форумом сотрудничества в сфере ТЭК, в работе которого принимает участие 51 государство, в том числе и Туркменистан. Цель существования Хартии - налаживание политического диалога между ее странами-членами по таким вопросам взаимного интереса, как надежность поставок энергии, доступ к энергетическим рынкам и повышение эффективности потребления и производства энергии. Новый импульс деятельности Энергетической Хартии придало выступление президента Туркменистана Сапармурата Ниязова на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году, когда он выдвинул инициативу о разработке международного соглашения по обеспечению безопасности транзитных энергетических потоков через третьи государства.

В соответствии с этим предложением, с 1999 года ведется работа над подготовкой Протокола по транзиту. Вот что говорит г-жа Кемпер о характере готовящегося Протокола: «Конечно, этот документ не будет обязательным для исполнения, однако рекомендации международной организации всегда берутся в расчет, когда речь идет о гарантиях взаимовыгодного бизнеса: Имеются в виду возможности, которые государства - владельцы трубопроводов со свободными транзитными мощностями - представляют их третьим странам для экспорта своих углеводородных ресурсов. Нам известно, что сегодня такие мощности есть у российского «Газпрома», в то время как Туркменистан нуждается в них: Энергетическая Хартия стремится к тому, чтобы межгосударственная трубопроводная инфраструктура работала в полном режиме существующих мощностей».

Что же мешает тому, чтобы уже созданная инфраструктура работала на полную мощность? Ведь, казалось бы, это целесообразно и выгодно всем сторонам, вопрос только в том, по словам г-жи Кемпер, «чтобы разумно определить и согласовать права как владельцев трубопроводов, так и стран, желающих получить к ним доступ». Однако, такое положение, при котором страны, желающие продать или купить углеводородные ресурсы, становятся менее зависимыми от стран транзита, устраивает далеко не всех. Недавно на слушаниях в российской Госдуме, с 1994 года отказывающейся ратифицировать Договор к Энергетической Хартии, вновь развернулся ожесточенный спор о необходимости ратификации. Представители федеральных министерств осторожно пытались убедить депутатов, но член правления «Газпрома» Юрий Комаров сообщил, что в случае ратификации договора, прямой ущерб для валютных поступлений составит 6-7 млрд. долл. в год. Он же сделал следующий вывод: «Главная проблема Хартии, - это вопрос о транзите энергоносителей через территорию России. Ее ратификация приведет к тому, что Россия потеряет право контролировать собственный трубопровод... В результате мировые транснациональные компании будут вкладывать деньги в разработку газовых месторождений Туркмении, где газ значительно дешевле российского, и перекачивать среднеазиатский газ в Европу».

Вот, значит, в чем причина упорного нежелания России присоединяться к Энергетической Хартии. Эгоистичность такой позиции очевидна, но было бы наивно ожидать, что моральные аспекты окажутся решающими при рассмотрении этого вопроса в Госдуме. В этой связи, как сообщила г-жа Кемпер, в одном из проектов Протокола по транзиту владельцам трубопроводов «предлагается обосновать свой отказ в использовании свободных мощностей третьей стороной». Быть монополистом удобно и выгодно - можно «заламывать» любые цены, диктовать любые условия. И не важно, что международным сообществом такая практика порицается. Хотя, хотелось бы верить в обоснованность оптимизма г-жи Кемпер, которая надеется, что «Дума России все же ратифицирует Договор о вступлении в Энергетическую Хартию, что во многом снимет остроту рассматриваемых вопросов».

С такой точки зрения понятно и оправданно стремление Туркменистана, использующего, насколько это возможно, существующие транзитные возможности, искать новые пути выхода на мировой рынок. Таким направлением уже в недалеком будущем может стать газопровод из Туркменистана в Пакистан. Вот что сказала о нем г-жа Кемпер: «Убеждена, что он несет с собой мир и стабильность, которые так необходимы сегодня для закрепления успеха антитеррористической борьбы в этом регионе. Уверена, что со временем членами Хартии станут также Афганистан и Пакистан». И понятно становится, почему Генеральный секретарь констатировала: «Таким образом, налицо совпадение интересов Туркменистана и Хартии в этом важном вопросе». Чего, к сожалению, нельзя сказать о позиции России, которая пока, увы, вопреки призыву Сапармурата Ниязова, видит в Туркменистане не партнера, а конкурента на мировом газовом рынке.

Михаил ШАЛАЕВ. Обозреватель. © TURKMENISTAN.RU, 2002

turkmenistan.ru

Предыдущая статьяСАПАРМУРАТ НИЯЗОВ ПРОВЕЛ СОВЕЩАНИЕ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Следующая статьяУзбекистан: суета вокруг барана