CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

pnp.ru

Внешняя политика России многих отрезвила

21 ноября 2007

Внешняя политика России многих отрезвила

20 Ноябрь 2007, Парламентская газета # 160(2228)

Завершила работу Дума четвёртого созыва. Время подводить итоги и давать отчёты. О том, что сделано за истекшие четыре года Комитетом Госдумы по международным делам, корреспонденту «ПГ» рассказал его председатель Константин КОСАЧЕВ.

- Константин Иосифович, в состав вашего комитета входят представители всех фракций. Как удавалось при таком диапазоне мнений приходить к единому?

- Наш комитет, на мой взгляд, по определению отличается от многих других. Мы занимаемся вопросами внешней политики в разных ее преломлениях. Я очень рад тому, что между представителями различных фракций с самого начала были достигнуты взаимопонимание и согласие. Я признателен всем членам нашего комитета за неизменный конструктивизм в работе и понимание того, что страна у нас одна. Очевидно одно: чем быстрее мы договоримся по поводу каких-то базовых позиций, тем более эффективно будут продвигаться наши национальные интересы. - Как вы оцениваете работу вашего комитета за истекшие четыре года?

- Если говорить сухим языком цифр, то за 4 года нашей работы комитет подготовил к рассмотрению палатой 89 законопроектов. Из них большая доля - 74 - это вопросы ратификации международных договоров. Комитет провел 105 заседаний, на которых было рассмотрено более 320 вопросов различной направленности. Были и документы, которые вызвали большой общественный резонанс, а для нашей страны имели большое значение.

Можно разделить все вопросы на пять крупных блоков, первый из которых - обеспечение безопасности России. Наиболее важные документы - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма.

Второй блок имеет военную тематику и связан с обеспечением обороноспособности страны. Здесь я отмечу ратификацию Россией Соглашения об адаптации ДОВСЕ в 2004 году и соответственно недавно принятое решение о приостановлении действия базового Соглашения об обычных вооруженных силах в Европе. Подчеркну, что это два разных решения. В 2004 году мы пытались нашим личным примером спасти адаптированный ДОВСЕ. Но в течение трех лет так и не дождались понимания наших партнеров. В результате мы были вынуждены вернуться к начальной точке. В условиях, когда новый ДОВСЕ так и остался не адаптированным нашими партнерами, мы отказались от применения к России действия основного базового договора. Также назову не имеющий пока аналогов договор между Россией и Германией о так называемом военном транзите, то есть транзите военного имущества и военного персонала через территорию России в связи с проведением антитеррористической операции в Афганистане. Упомяну еще ратификацию соглашения о статусе сил. Это соглашение между Россией и НАТО, позволяющее в чрезвычайных ситуациях, таких как техногенные катастрофы, природные катаклизмы, очень быстро решать технические вопросы организации совместных спасательных операций.

Третий блок - борьба с коррупцией. Россия стала участницей всех без исключения многосторонних документов в этой сфере, в частности Конвенции ООН против коррупции и конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Тем самым мы включили Россию в международное правовое поле по этому вопросу.

Четвертый блок я бы назвал гуманитарным. Это начало двусторонних отношений с Италией, Германией и Францией об облегчении визовых процедур. В конечном итоге это позволило нам выйти на подобное соглашение с Европейским союзом. Сейчас для российских граждан, которые выезжают за рубеж с нетуристическими целями - а это молодежные обмены, предпринимательская, научная деятельность, спортивные соревнования, - получать визы стало легче, быстрее, дешевле. Кроме того, визы стали многократными. Также было подписано соглашение с Румынией о статусе воинских захоронений. Тема особенно актуальна с учетом той позорной ситуации, которая возникла вокруг монумента советскому Воину-освободителю в Эстонии. Соглашение с Румынией стало десятым в числе подобных соглашений с другими государствами.

Наконец, пятый блок - наши двусторонние соглашения в различных областях. Я бы упомянул прежде всего два пограничных договора. Это соглашения с Китаем и Латвией. Таким образом, мы окончательно устранили возможность предъявления России каких-либо территориальных претензий со стороны этих государств. - Государственная Дума орган не только законодательный, но и представительный:

- Да, и в этом смысле мы старались работать в публичном ключе. С одной стороны, инициировали принятие Думой важных, на наш взгляд, заявлений, которые были связаны с расширением сначала Европейского союза, а затем НАТО, Договором о ПРО и последующими инициативами США по размещению систем ПРО в Польше и Чехии. Мы напрямую обратились к парламентам США, Польши и Чехии с предложением провести четырехстороннюю парламентскую конференцию и не отдавать решение спорных вопросов на откуп чиновникам. К сожалению, пока этот вопрос остается без ответа. Если наше предложение будет проигнорировано и дальше, это будет прямым нарушением политической и парламентской этики. Разумеется, отказ от диалога на столь важные темы является еще одним подтверждением того, что диалог с Россией для этих государств не выгоден.

Были и заявления по таким острым вопросам, как статус Косова, дискуссия вокруг ядерной программы Ирана, развивающейся на наших глазах явно неудачной военной операции в Ираке. Не могли остаться равнодушными и к тем событиям, что происходят в Грузии.

- Насколько удастся сохранить преемственность в работе вашего комитета в следующем политическом цикле? - Это решение будущей Государственной Думы. Не могу точно сказать, каким будет состав будущего комитета, но было бы приятно, если бы его «костяк» сохранился.

- Остались ли нерешенные вопросы, которые вы передадите коллегам пятого созыва?

- В 2004 году мы получили от предшественников большой перечень вопросов, решение которых откладывалось годами. Их было порядка 30. Мы же практически ни одного вопроса не передаем в нерешенном состоянии. Могу назвать только один - о судьбе международного научно-технического центра. Этот вопрос до сих пор в стадии дискуссии. В остальном мы постарались максимально расчистить портфель документов для комитета Думы пятого созыва.

Беседовала Елена ОЛУДИНА

pnp.ru

Предыдущая статьяСвоими глазами. Великий шелковый путь сегодня. Часть II. Дорога