Долги, долги, долги...
20 ноября 2007 15:05, iamik.ru
В результате мирового кризиса ликвидности, заставившего инвесторов выводить активы из стран с повышенным риском, финансовый сектор «демократического, благополучного и процветающего» Казахстана переживает настоящий коллапс.
Причинами кризиса в Казахстане стал большой внешний долг казахстанских банков, составляющий более $46 млрд. или 46,9% от ВВП страны. Казахстанские банки, завязанные на зарубежные кредиты, испытывают затруднения с рефинансированием своих долгов. В свою очередь, это привело к снижению ликвидности в банковской системе и сокращению кредитования банками экономики страны, прежде всего строительных компаний и ипотеки как наиболее рискованных вложений. На ситуацию влияют весьма негативные тенденции в макроэкономике, в связи с увеличением оттока капитала из Казахстана в результате выплаты дивидендов иностранным инвесторам. Дополнительные стимулы для оттока капитала из Казахстана создало Международное рейтинговое агентство «Standard & Poor's» (S&P), понизившее рейтинг страны по нескольким пунктам.
Так, агентство S&P понизило суверенный долгосрочный рейтинг Казахстана в иностранной валюте на одну ступень. Понижены долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте, оценка риска перевода и конвертации валюты для казахстанских несуверенных заемщиков. Также понижены долгосрочные кредитные рейтинги контрагента Банка развития Казахстана, на 100% принадлежащего государству.
Прогноз рейтинга шести крупнейших казахстанских коммерческих банков, а также страховой компании «Евразия» агентство S&P изменило с «позитивного» даже не на «стабильный», а на «негативный».
На фоне общего кризиса ликвидности и снижения странового рейтинга Казахстана, акции республиканских банков существенно упали. На Лондонской фондовой бирже произошел обвал акций практически всех представленных на ней казахстанских банков. GDR Банка Альянс достигли своего исторического минимума и продавались по $6,81. Таким образом, с начала размещения капитализация Банка Альянс (размещение состоялось по $14 за расписку) упала более чем вдвое. Акции Казкоммерцбанка достигли своего исторического минимума - $12,25 за одну депозитарную расписку.
Третий по величине банк Казахстана - Альянс «попал на шоковую волну кризиса», так как кредиторы отозвали $255 млн. Руководство банка вынуждено было заявить о прекращении ранее заключенных кредитных соглашений. Хваленые казахстанские инвестиции начали отзываться из своих зарубежных банков, а там, где зависимость от них велика (как, например, в Киргизии) уже несколько месяцев полностью прекратилось кредитование клиентов. Для поддержки национальной валюты и коммерческих банков, Нацбанк Казахстана оказывает помощь банкам деньгами, что привело к дефициту текущего счета. Кроме того, хеджинговые фонды усиливают атаку финансовых институтов, еще более существенно ослабляя национальную валюту. С конца августа с.г. она подешевела на 5% по отношению к американской валюте, несмотря на обесценивание доллара на мировых рынках и миллиардные вливания ЦБ.
По информации того же агентства S&P, ЦБ Казахстана продолжает поддерживать спекулятивный валютный рынок, и в текущем году увеличил вливания до $11 млрд. В результате подобной политики, резервы ЦБ снизились до $18,4 млрд.
В ответ на снижение рейтинга, Н. Назарбаев поручил правительству и госфонду «Казына» рассмотреть вопрос о выкупе акций казахстанских компаний, обращающихся на международных фондовых биржах. Решено создать «своего рода стабилизационный фонд для поддержки отечественных коммерческих банков» объемом около $4 млрд. Однако это означает, что дефицит текущего баланса еще больше увеличится. Денег на выкуп акций потребуется много. Стоимость бумаг, торгующихся на зарубежных биржах, по оценке аналитика Альфа-банка по инвестиционной стратегии Р.Гайнуллина, составляет около $18 млрд. Это на $2 млрд. больше доходной части бюджета Казахстана, на $2 млрд. меньше Нацфонда и примерно равно всем золотовалютным запасам страны. Если такие деньги будут потрачены на покупку бумаг, то в результате рейтинги могут снизиться еще больше. При этом продать выкупленные акции по адекватной цене будет весьма затруднительно.
Другая опасность для экономического «роста» - ускоряющаяся инфляция. В 2005 г. уровень инфляции в Казахстане составлял 7,6%, в 2006 г., вслед за скачком цен на энергоносители, инфляция выросла до 8,6%. С начала года инфляция в Казахстане составила 11,2%, то есть достигла уровня, который до этого отмечался после девальвации тенге во второй половине 1999 г. Получается, что «экономический бег» Казахстана привел его к позиции 2000 г. Личные наблюдения рядовых казахстанцев и вовсе не вселяют оптимизма: цены на многие продукты сегодня возросли в разы, а не на 11-15%, как пытаются убедить в правительстве.
Приближающийся коллапс в Казахстане, который уже давно предрекали аналитики, еще более усугубляется с каждым месяцем снижением золотовалютных резервов страны.
Вследствие «эффективной» финансовой политики Казахстана, в стране образовался неимоверный суммарный объем внешнего долга, который за первое полугодие вырос еще на 24,3%. Так, совокупный объем внешнего долга РК по состоянию на конец июня 2007 г. составил $92 млрд. 75,5 млн. и превысил ВВП страны.
Как отмечается в отчете Национального банка Казахстана, доля государственного и гарантированного государством внешнего долга выросла до 5,5% и составила $5 млрд. 98,3 млн. Долг частного сектора, негарантированный государством, сложился в размере $86 млрд. 977,1 млн. Из общего объема внешнего долга на отчетную дату долгосрочные обязательства составили $77 млрд. 38,2 млн. Обязательства банковского сектора за анализируемый период выросли до $45 млрд. 922,1 млн. с $33 млрд. 341,8 млн., в том числе долгосрочные обязательства составили $38 млрд. 576,5 млн. против $25 млрд. 888,6 млн. соответственно.
Возникает вопрос, как и каким образом Казахстан выплатит эти долги и проценты с займов, если намного меньшую сумму долга Астана не выплачивает соседним странам (Узбекистану и Туркменистану). По правде говоря, создалась жульническая ситуация, когда министры и бизнесмены, не считаясь с имиджем Казахстана, проводят всевозможные махинации с выплатами долгов.
В частности, по Межправительственному соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве между Казахстаном и Узбекистаном, стороны договорились обмениваться поставками товаров, в том числе электроэнергии. В итоге взаимных поставок, у казахстанской стороны, которую представляло РГП "НЭС «Казахстанэнерго», образовался долг перед Минэнергетики Узбекистана в размере $2 млн. 600 тыс. Далее, по многостороннему договору (между «Казахстанэнерго», узбекским Минэнергетики, казахстанской компанией «Костанайасбест» и АО «Савдоэнерго»), «Костанайасбест» должен был отгрузить правопреемнику узбекской стороны - «Савдоэнерго» - продукцию на указанную сумму. Однако до сих пор ни товар, ни деньги в счет указанной задолженности не поступали. Более того, костанайская фирма списала долг, сославшись на истечение срока иска.
В свою очередь, упомянутая «Казахстанэнерго» на сегодняшний день остается должна еще и туркменской стороне, причем немалую сумму. Так, на 1 марта 2004 г. задолженность РГП "НЭС «Казахстанэнерго» перед Государственной корпорацией «Туркменэнерго» за электроэнергию, поставленную в 1995-1996 гг., составляла $13 328 тыс. В целом же, задолженность казахстанской стороны перед туркменским правительством на сегодняшний день составляет $29 554 306.
Вся суть блефа состоит в том, что официально сегодня должниками являются не столько казахстанские государственные компании, сколько хозяйствующие субъекты. И Астана в своих шаблонных ответах на претензии и письма от своих соседей отмечает, что оно (Правительство Казахстана) не отвечает за долги хозяйствующих субъектов. А эти самые субъекты (хозяйствующие) и большинство компаний-должников на момент заключения договоров о поставках являлись государственными и были приватизированы впоследствии. Так можно и мировое финансовое сообщество «кинуть». Уж этот опыт у Астаны имеется в достатке.
При всей кризисной ситуации в Казахстане, когда страну могут объявить банкротом, глава нашего государства, вместо того, чтобы плодотворно заниматься государственными делами, встречается с нужными и ненужными политиками. Например, ежу ясно, зачем президент Назарбаев встречался с канцлером Австрии Гузенбауэром на 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Скорее всего, Нуреке до сих пор пытается (убивая остатки своего здоровья) достать своего непокорного зятя в Вене. Только непонятно, для чего Назарбаеву понадобились встречи с президентом Боснии и Герцеговины Желько Комшичем и главой ЮАР Табо Мбеки, а также многими другими неважными для Казахстана лицами.
В целом, нынешние и надвигающие проблемы Казахстана, с которыми сталкивается банковский сектор страны, в ближайшем будущем станут нарастать как снежный ком и затрагивать все большие сектора экономики. Особенно, когда придется платить по кредитам, взятым казахстанскими банками.
Олег Маслов