Каримов простил свидетелей Андижана
8 февраля 2008г. ? 5 (783), Деловая Неделя, Казахстан
Андрей САИДОВ, Ташкент
На днях ГУИН МВД Узбекистана принял решение об амнистии известных диссидентов, чье осуждение связывалось с их жесткой критикой в адрес правительства Ислама Каримова. 4 февраля был освобожден из тюрьмы и вернулся домой андижанский правозащитник Саиджахон Зайнабиддинов - «свидетель ?1», первым сообщивший миру подробности трагических событий 13 мая 2005 года в Андижане.
Оставшись на главной площади города, после начала подавления правительственными войсками массовых выступлений, он вскоре передал зарубежным телеканалам, информационным агентствам и радиостанциям сведения о большом количестве жертв среди гражданского населения. Версия, рассказанная им в эфире, полностью противоречила заявлением официальных лиц и президента Каримова, согласно которой погибли в основном боевики-исламисты, пытавшиеся организовать антиконституционный переворот в стране. Через неделю правозащитник был арестован и вывезен из Андижана. Через месяц члены его семьи перестали получать о нем какие-либо известия и сомневались в том, что он жив. В январе 2006 года уголовный суд, проходивший в неизвестном месте в закрытом режиме, без участия прессы и родственников подсудимого приговорил его к семилетнему тюремному заключению по обвинению в пособничестве террористам и распространении паники.
В настоящее время, по сообщению информационного агентства «Фергана.Ру», Саиджахон Зайнабиддинов находится в кругу своей семьи, которую не видел почти три года. Он говорит, что освобождение оказалось для него самого полной неожиданностью. В заключении с ним обращались нормально, однако он находился в полной изоляции от внешнего мира.
2 февраля 2008 года была амнистирована узбекская журналистка Умида Ниязова, арестованная транспортной прокуратурой Узбекистана в январе 2007 года по обвинению в контрабанде и незаконном пересечении границы. Основанием для обвинения послужило то, что таможенники аэропорта Ташкента ранее обнаружили в ее ноутбуке стертый доклад международной правозащитной организации Human Rights Watch, под заголовком «Свинцовый дождь», сообщающей о чрезмерном применении властями силы во время андижанских событий. Журналистка бежала из страны и запросила убежища УВКБ ООН, но из-за того, что дома у нее остался малолетний ребенок, ее удалось выманить на границу Узбекистана. В мае 2007 года суд города Ташкента осудил Ниязову на семь лет. Позже апелляционная коллегия, приняв во внимание ее семейное положение и речь раскаяния, в которой журналистка была вынуждена выступать с разоблачениями в адрес своих бывших, заменила тюремный срок условным с испытательным сроком в три года. Нынешняя амнистия освободила Ниязову от наказания.
Вернулся домой и сын джизакского правозащитника Бахтиера Хамраева - Ихтиер Хамраев, официально осужденный за хулиганство, но, по мнению некоторых наблюдателей, пострадавший за инакомыслие своего отца. Попал под амнистию активист правозащитного общества «Эзгулик» Карим Базарбаев, которого в течение трех месяцев содержали под стражей.
Некоторые наблюдатели связали освобождение диссидентов с визитом президента Узбекистана в Москву. Другие считают это решение очередным шагом навстречу сближению с Евросоюзом и США, демонстрирующим гуманизм, добрую волю и позитивный имидж Ислама Каримова, недавно избранного на третий президентский срок.
Активист Правозащитного альянса Узбекистана Елена Урлаева в комментарии агентству «Uznews» сообщила, что надеется на скорое освобождение еще одного известного критика властей Узбекистана - правозащитницы из Ферганы Мутабар Таджибаевой.
Председатель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана Сурат Икрамов, выразив удовлетворение происходящим, все же подчеркнул, что амнистия - не оправдательный приговор. «Судить этих людей изначально было несправедливым. Но все-таки, зная, в каком государстве мы живем, даже это - наша большая победа. Вместе с тем в застенках томятся еще более 15 моих коллег, а всего в Узбекистане остается более 200 политзаключенных, и, я надеюсь, и в их отношении справедливость рано или поздно восторжествует», - заявил он журналистам.