"Иранский сценарий" для Сербии
23 Февраля 2008, Echo
За захватами посольств может скрываться точный политический расчет
НУРАНИ
Если организаторы состоявшегося накануне в Белграде марша протеста пытались продемонстрировать единство страны в стремлении отстоять Косово, то эффект получился обратным ожидаемому: с утра 22 февраля мировая политическая и информационная элита комментировала нападения на посольства США, Турции, Хорватии, Боснии и Герцеговины в Белграде.
Больше всех, по оценкам наблюдателей в Белграде, досталось посольству США. Двери сорвали с петель и подожженными бросили в окна. Разбушевавшийся пожар длился несколько часов, один корпус посольства полностью выгорел. Независимая белградская радиостанция "Б-92" сообщила, что протестующие сорвали американский флаг с флагштока на здании посольства США и также сожгли его. Молодежь била окна, прорывалась в здание, выбрасывала мебель и папки с бумагами. Еще одна группа молодежи забросала камнями и факелами посольство Хорватии. Здесь тоже был сорван с фасада и сожжен государственный флаг Хорватии. Сожжен автомобиль, припаркованный близ канадского посольства. Загорелся ресторан сети Mcdonalds на белградской площади Славия. Повреждено здание Reiffeisen-банка. Возле посольства Турции, где вообще нет полицейских постов, толпа сорвала висящий над входом национальный флаг, сожгла его и водрузила сербский. Разбиты окна парадного посольства БиГ.
Затем протест перерос в банальные грабежи и мародерство, причем за пределами дипломатического квартала.
Президент Сербии Борис Тадич, который находился в Румынии с визитом, призвал сограждан немедленно прекратить уличное насилие, атаки на посольства и столкновения с полицией.
Первоначально полиция сообщала, что жертв удалось избежать, хотя и признавала, что не менее 35 человек, половина из которых - сербские полицейские, пострадали в ходе столкновений. Затем, однако, стала известна шокирующая подробность: в посольстве США в Белграде обнаружены обугленные останки человека. Об этом сообщили журналистам на условиях анонимности официальные лица США, отметив, что среди американских дипломатов, работающих в посольстве в Сербии, пропавших нет. Ранее об обугленных останках сообщил британский телеканал Sky News. По сообщению белградской телекомпании "Пинк-ТВ", погибший, скорее всего, - один из демонстрантов, которому каким-то образом удалось проникнуть в здание. Его личность пока не установлена.
Теперь, однако, властям Сербии приходится разбираться с политическими и дипломатическими последствиями нападений на дипмиссии. Сербский посол в Загребе Радивой Цветичанин был вызван в МИД Хорватии, где ему вручена нота протеста в связи с событиями на ул. Князя Милоша. Хорватское дипведомство расценило случившееся как "акт вандализма" и грубое нарушение международного права, гарантирующего неприкосновенность посольств и их сотрудников. МИД Хорватии потребовал от сербских властей предпринять все меры по обеспечению безопасности своего белградского диппредставительства. С аналогичным по смыслу заявлением выступил и госдепартамент США. Сербское правительство несет "личную ответственность" за безопасность сотрудников посольства США в Белграде, заявил на специальном брифинге в госдепартаменте США его официальный представитель Шон Маккормак. По его словам, эту позицию США довел до сведения премьер-министра и главы МИД Сербии заместитель госсекретаря по политическим делам Николас Бернс. В Вашингтоне считают, что сербские власти не обеспечили адекватной защиты посольства США в Белграде, в результате чего оно подверглось нападению участников акции протеста против провозглашения независимости Косова и было подожжено.
Маккормак сообщил, что госсекретарь США Кондолиза Райс лично связалась с послом США в Белграде Кэмероном Мантером, чтобы получить последнюю информацию о происшедшем на территории посольства инциденте, а также обсудить ситуацию, складывающуюся в Сербии после провозглашения независимости Косова. Американское правительство призывает официальные лица Сербии не подстрекать к насилию. "Наши разногласия (в вопросе Косова) не могут служить оправданием для подстрекательства к насилию, - сказал представитель госдепартамента. - Одно дело - проведение мирных акций протеста, выражение своей позиции, своего несогласия, и другое дело - оправдывать и поощрять заявления, подстрекающие к насилию".
Намек слишком явный, чтобы его не понять: в начальной стадии митинга с горячими политическими речами выступали именно представители официальных властей Сербии.
Но те же представители открыто благодарили Россию за поддержку и солидарность. И теперь уже "разбираться" с политическими последствиями погрома приходится и Москве. В частности, с таким заявлением выступил бывший постоянный представитель США при ООН Ричард Холбрук, который сейчас является главным внешнеполитическим советником в предвыборном штабе кандидата в президенты США сенатора-демократа Хиллари Клинтон. "За этим стоят русские, потому что в течение последнего года они поощряли наихудшие и наиболее экстремистски настроенные элементы в Сербии, и поэтому то, что вы видите на улицах, является косвенным результатом действий русских, отказывающихся использовать свое влияние для поддержки умеренного подхода", - заявил Холбрук в прямом эфире телекомпании CNN.
Официальный Вашингтон поторопился дистанцироваться от заявленной Холбруком позиции. Администрация Джорджа Буша считает, что Россия не имеет никакого отношения к произошедшим в четверг беспорядкам в Белграде, заявил официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак. "У меня для этого нет никаких причин, и я не видел ничего, что указывало бы на то, что они (русские) вообще играли бы какую-либо в этом роль", - сказал он.
Однако Ричард Холбрук - один из наиболее известных "балканистов" в американской диплматии. Он считается одним из авторов "дайтонских соглашений" по бывшей Югославии. И вряд ли его слова останутся без политических последствий, в особенности на фоне того, что в Москве открыто поддерживали вожака сербских радикалов Николича.
При этом понятно и другое. Нападения на дипмиссии внешне более всего похожи на выходки радикалов или, если угодно, "акт отчаяния", однако, как показал опыт захвата посольства США в Тетеране в ноябре 1979 года, за подобными акциями, усиленно выдаваемыми за "спонтанный взрыв", порой скрывается весьма циничный и безошибочный политический расчет. Как потом полагали многие аналитики, именно захват посольства США превратил антишахскую революцию в исламскую, притом что в начале 1979 года, когда на волне народного гнева рухнул "павлиний трон" иранской монархии, а шахская чета бежала из Тегерана, сторонники "муллократии" в политической палитре явно не преобладали. И захватив посольство, исламские фанатики не просто выводили вражду с США на беспрецедентный уровень - они еще и наносили смертельный удар по позициям прозападных либералов внутри Ирана. Более того, они таким образом лишали США возможности каким-либо образом повлиять на развитие событий в Иране в самый критический революционный период, когда в стране по сути закладывались контуры будущей политической системы Так или иначе, уже на следующий день премьер-министр Базарган, считавшийся прозападным "либералом" и сторонником компромисса с США, подал в отставку.
Показательно и другое. В 1979 году участие СССР в захвате посольства США в Тегеране тоже не было официально подтверждено. Однако на "советский след" в захвате посольства США в Тегеране первым намекнул еще Волтер Кронкайт, самый, пожалуй, авторитетный телекомментатор в истории США. Плюс ко всему Москва не раз и не два "предостерегала" США от вмешательства. 18 ноября 1978 года, когда в Вашингтоне еще рассматривали варианты, как удержать страну под своим влиянием, Москва официально предупредила: "Должно быть ясно и то, что любое, а тем более, военное вмешательство в дела Ирана - государства, которое непосредственно граничит с Советским Союзом, СССР рассматривал бы как затрагивающее интересы его безопасности". А после захвата посольства в Тегеране дали понять, что военное вмешательство может не понравиться СССР. Тем более что у границ Ирана уже была собрана впечатляющая советская военная группировка.
Плюс ко всему, как отмечали многие аналитики, "возмущенные студенты" действовали удивительно организованно и даже имели подробный план посольских офисов. Вскоре после захвата в печати появились и секретные документы американской дипмиссии, в частности, касавшиеся взаимоотношений Вашингтона с бывшим шахом. По иранской официальной версии, когда толпа уже штурмовала посольство, там лихорадочно уничтожали документы: сначала пропускали через шредеры, а затем сжигали в специальных печах с кислородным поддувом, - но сжечь успели далеко не все, и в распоряжении студентов оказались мешки с той самой "лапшой". Которую начали старательно перебирать и подклеивать. Версия, конечно, имеет право на существование, но вот слишком уж вовремя иранским студентам удалось "склеить" именно те документы, публикация которых произвела бы на иранскую аудиторию самое сильное впечатление. Наконец, по мнению большинства, провал операции "Коготь орла", которую американские спецслужбы пытались реализовать для освобождения заложников, тоже не был случайным - появление в пустыне, где должен был десантироваться американский спецназ, сначала бензовоза, а потом автобуса наводит на серьезные подозрения. К тому же и сценарий в Иране выглядел вполне "прочитываемым: пусть исламисты в Иране "порезвятся вволю" и сделают всю "грязную работу", выбросив из страны американцев, а затем уже настанет черед "наших парней".
В Сербии все выглядит не так драматично. Посольство на момент захвата уже было закрыто, и дипломатов в заложники никто не брал. Да и секретные бумаги удалось вовремя вывезти. Но, как уверены многие, атака на дипмиссию точно так же, как в Иране, может выключить из игры США как раз в тот момент, когда в Сербии радикалы, открыто поддерживаемые Москвой, начинают, по всей видимости, "раскачивать лодку", и вполне возможно, попытаются дать решительный бой президенту Тадичу. Так или иначе, на дипмиссии в Белграде напали слишком уж вовремя, чтобы это было случайным. И слишком уж эти события напоминают Иран осенью 1979 года.