Имеющий рот да ест...
? 4 (72) Февраль 2008, Интернет-журнал "Оазис"
Сахра Аманова (Ашхабад)
В январе 2008 года в Туркменистане создана Государственная служба по борьбе с наркотиками. Это очередная структура в стране, призванная бороться с торговлей и распространением наркосодержащих препаратов. Подписывая Постановление об образовании данной службы, президент страны Гурбангулы Бердымухамедов подвел под этот документ национальную базу по укреплению основ единства и согласия туркменского обществ и его духовного здоровья, а также тот факт, что, как цитирует президента Государственное информагентство TDH, «Туркменистан, являясь активным участником многих благородных начинаний мирового сообщества, занимает самую твердую и принципиальную позицию в борьбе с этим опасным, представляющим реальную угрозу всему человечеству злом».
Первые в стране отделы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) в МВД и соответствующие номерные отделы в Комитете национальной безопасности (КНБ) с теми же самыми функциями были открыты в начале 90-х годов, когда поток наркотиков хлынул из-за рубежа. Пограничная и таможенная службы в силу специфики своей работы также призваны заниматься этим вопросом. Так что в каждом правоохранительном ведомстве Туркменистана имеются целые подразделения, чьей основной задачей является борьба с торговлей и распространением наркотиков, однако, по мнению местных экспертов, ничего от этого не меняется.
«Новая структура, - говорит на условиях анонимности офицер департамента полиции в одном из велаятов страны, - вряд ли что-то коренным образом изменит, нужно менять сам стиль работы».
Если же углубиться в историю, то нетрудно вспомнить, что испокон веку в Туркменистане сеяли коноплю, которая защищала сельскохозяйственные культуры, в частности, хлопчатник, от вредителей, а хлопковые поля - от придорожной пыли. Встречались единичные случаи употребления марихуаны (анаши) и терьяка (опия) в селах, а в городах и того меньше. Люди с презрением относились к тем, что баловался марихуаной. Проще говоря, в Туркменистане, несмотря на то, что существовала такая возможность, никогда не занимались производством наркотиков, их стали ввозить из-за границы в годы правления Туркменбаши. И уж тем более здесь никогда не распространяли этого зелья.
Тем не менее, за какие-то 16 лет правления ниязовского режима в наркобизнес были вовлечены тысячи людей, в том числе женщин и детей; большинство уголовных статей, по которым осуждают преступников, так или иначе связаны с наркотиками и наркоманией.
Тяжелые социальные проблемы, в частности, безработица, послужили толчком к быстрому распространению наркотиков в стране. Ушлые люди поняли, что наркобизнес приносит огромные барыши, и стали активно заниматься преступным промыслом. В этрапе имени Гурбансолтан эдже Дашогузского велаята есть село Агар, которое считается главным пристанищем «наркобаронов». Отсюда зелье распространяется на весь велаят. И хотя село не находится рядом с госграницей, тем не менее именно здесь концентрируются все поставки героина и терьяка, поступающего из соседнего Узбекистана и его республики Каракалпакстана.
О том, что село Агар является одним из главных поставщиков наркотиков прекрасно знают и в прокуратуре велаята, и в департаменте полиции, и управлении КНБ по велаяту. Но ситуация не меняется годами. По рассказам местных жителей, если для отчетности сотрудникам правоохранительных органов надо приукрасить цифры, они просто задерживают «мелкую сошку» - наркоторговцев, а крупные воротилы остаются в стороне, потому что наркоторговцы умеют делиться своим наваром с теми, кто их «крышует» в прокуратуре, УКНБ, департаменте полиции. С созданием государственной службы наркоконтроля в селе Агар наркотиками, уверены его жители, здесь не престанут торговать. Просто у наркоторговцев появится еще одна «крыша», и свой навар они вынуждены будут делить еще с одной структурой.
По мнению одного независимого журналиста, в Туркмении надо бороться не с наркоманией, а с коррупцией и, в первую очередь, в самих правоохранительных органах. Ведь в новую службу, как и в другие органы государственной власти, люди наверняка придут, давая для этого взятки. А приступив к работе, чиновник в первую очередь озаботится тем, как восполнить потраченное при поступлении на службу. Затем ему наверняка захочется заработать больше, выжать из своей работы максимум для себя. По крайней мере, опыт последних лет доказывает это:
«Пусть в стране будет всего лишь одна служба», - считает также и бывший чиновник одного из велаятских хякимликов, - «но чтобы в этой службе работали честные, порядочные и принципиальные люди, которые могли бы дело свое делать, невзирая на должности и регалии».
А где их взять? Ведь всем известно, что наркотиками занимаются высокие чины, сами правоохранители. И кто их поймает за руку, выведет на чистую воду? Сейчас это сделать некому, убежден чиновник, все подкупны, продажны и алчны.
«Вот если бы в стране была гласность, если бы был общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов, но не тот контроль с участием проправительственных общественных организаций типа Демократической партии, женской организации имени Гурбансолтан эдже или ветеранской имени Атамурата Ниязова, а в лице независимых общественных формирований, НПО, гражданских активистов, тогда работа правоохранительных органов могла бы стать прозрачной. А сейчас в том же селе Агар жители в курсе, в каком доме и кто торгует наркотиками, на какие средства построен дворец «наркобарона», а вот участковый, прокурор, сотрудник этрапского КНБ, как говорится, ни слухом, ни духом...
Туркмены говорят: у кого есть рот, тот будет кушать. Это относится и к борцам с наркоманией:
Цитата из истории
«Однажды Ниязов, выступая перед работниками МВД Туркменистана, прямо заявил, что не надо преследовать людей за 5 г. опиума. А 5 г. опиума для настоящего наркомана двухдневная норма. А выступая по национальному телевидению, он назвал опий лучшим средством для лечения от простуды и импотенции. Это заявление Ниязова многим открыло путь к потреблению наркотиков. В результате, по мнению экспертов, сегодня более половины населения республики стали наркоманами».
(Бывший министр иностранных дел Туркменистана Авды Кулиев, Компромат.ру, 2004 год).