«Страшная» таджикская зима позади
14 апреля 2008 13:36,ИА МиК - информационно-аналитическое агентство
В Центральной Азии, как обычно, уже в первых числах марта о своих правах на смену времен года заявила весна. Когда пройдут основные весенне-полевые работы, плодовые деревья пойдут в буйный расцвет, обычно ударят краткосрочные заморозки или пройдут ливневые дожди. Эта среднеазиатская картинка стабильна, как минимум, последних 7-8 лет. Как всегда, природные аномалии без всякого «сотрясания воздуха» переживут казахи и узбеки. Так же, как обычно, будут плакаться и во всех своих бедах винить небесную канцелярию чиновники беднейших стран региона - Таджикистана и Киргизии.
Однако, зима 2007-08 годов в Центральной Азии не идет ни в какое сравнение с традиционными относительно мягкими зимами. Многие даже вспомнили уже подзабытую далекую зиму 1975-76 годов. То была самая настоящая зима на среднеазиатских просторах. По мнению местных экологов, до сих пор паводки той холодной и снежной зимы обеспечивают полноводье крупнейшего в регионе озера Айдаркуль. Но, возвращаясь к минувшей зиме, все-таки надо признать, что одно обстоятельство оказалось полной неожиданностью для сторонних наблюдателей. Для населения Таджикистана эта зима стала не просто тяжелым периодом испытаний, а самой настоящей школой выживания в экстремальных условиях. Причем, к формированию этого экстрима приложило руку правительство страны, которое попросту не подготовило хозяйство республики, его резервы на зимний период. Ну, а когда холода нагрянули, бесхозяйственность, некомпетентность, коррупция, поразившая всю таджикскую вертикаль власти, что называется, «поперли» и вышли на поверхность. И без того слабая и зависимая от внешних финансовых и энергетических ресурсов экономика страны из зимы вышла еще более ослабевшей. По оценкам местных экономических светил, из-за дефицита энергоресурсов народнохозяйственный комплекс страны еженедельно зимой терял до $17 млн. И такие убытки несла республика, чей годовой бюджет едва превышает $600 млн. Причины резкого обострения социально-экономического кризиса известны. Водохранилище, обеспечивающее устойчивую работу главного генератора страны -Нурекской ГЭС, обмелело, и на республику опустилась зимняя мгла. В Согидийской и Хотлонской областях электроэнергию подавали на производственные объекты, а на нужды населения и в социальной сферу - лишь на 3-4 часа. Отдельные районы полностью были обесточены. Ограничения коснулись даже главного валютодобытчика страны - алюминиевого завода. Не обошел энергетический кризис и столицу - Душанбе, где вечерние отключения стали нормой. Были отмечены случаи смерти детей в родильных домах из-за отключения детей от приборов поддержки жизнедеятельности. Население, чтобы не замерзнуть, вынужденно спасалось от холода дедовскими методами обогрева жилья, пользуясь ситуацией, спекулянты взвинтили цены на керосин, уголь, буржуйки.
Несмотря на все тяготы холодной зимы, простые таджики не могли не заметить некоторые чудеса. В особняках чиновниках свет горел без всяких перерывов и днем, и ночью. В частности, не остался «без сапог» и главный энергетик страны, председатель правления госхолдинга Ш.Самиев, который летом бодро докладывал президенту и правительству о готовности жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры к зиме.
Вообще-то действие правительственных чиновников по поиску возможностей выхода из кризиса - этот отдельный сюжет, который без отвращения смотреть нельзя. Однако, понимая, что его социально-экономическая политика не выдерживает никакой критики, терпит полное фиаско и ведет к дальнейшему снижению жизненного уровня населения, президент Э.Рахмон не стал каяться. Он просто перевел «стрелки» и нашел «козлов отпущения», устроив перетряску в своем аппарате и правительстве. Любопытно, что под «раздачу» попал с десяток высокопоставленных чиновников, но главный виновник невыносимых жизненных условий в период холодной зимы - Ш.Самиев, отделался только легким испугом. Президент его всего лишь пожурил за неудачные переговоры с американской компанией, на чьи инвестиции власти намеривались соорудить каскад мини-ГЭС.
Еще один примечательный штрих. Правительство Таджикистана было вынуждено обратиться за помощью к соседям. Туркмены и киргизы согласились увеличить поставки электроэнергии, но не в ущерб своим потребностям. Узбеки заняли более жесткую позицию, увязав свои поставки с расчетами за ранее предоставленные энергоносители. Только за газ таджики задолжали им свыше $9 млн. Но вот что странно, протягивая одну руку за помощью, другой таджики в соседей кидают грязь. Ш.Самиев, выступая в СМИ с разъяснениями причин кризиса, фактически обвинил соседей в эгоизме и нежелании удовлетворить подлинные масштабы таджикских запросов.
На этом фоне можно только удивляться тому обстоятельству, что страна, испытывающая острую нехватку энергоресурсов, за всю зиму ни на киловатт не уменьшила экспорт электроэнергии в Афганистан, ежедекадно поставляя соседям до 1 млн. киловатт электроэнергии. Сразу видно, что бывший коммунист Э.Рахмон хорошо усвоил уроки «отца всех народов» Сталина, у которого в начале 30-х прошлого века Украина вымирала от голода, а СССР эшелонами гнал зерно на экспорт в Европу.
Есть все основания полагать, что зимний энергетический кризис руководство Таджикистана попытается использовать для дальнейшего проталкивания своих амбициозных планов по строительству в стране гидроэнергетических каскадов. Для того, чтобы достроить ту же Рогунскую ГЭС, требуется не менее $2 млрд., и иностранные инвесторы не спешат раскошеливаться, так как власти не желают обсуждать с ними вопросы прав и управления этими активами.
Главное, что гидроэнергетика - краеугольный камень всей экономической политики Э.Рахмона. Отказаться от нее или подвергнуть ее серьезной коррекции, значит признать ошибочность избранного курса. Поэтому остаются не услышанными трезвые голоса авторитетных таджикских ученых, которые перед командой Э.Рахмона «не стелятся» и не подпевают ей, а предлагают разумные и рациональные предложения. По их мнению, чтобы иметь запасные варианты и альтернативные источники, в стране необходимо начать строительство тепловых электростанций, работающих на угле и мазуте, восстанавливать пришедшее почти в полную негодность коммунальное хозяйство, чтобы сократить потери энергоресурсов и сделать их потребление более экономичным.
Но в современном таджикском обществе эти мнения - глас вопиющего в пустыне. Так что простым таджикам ничего другого не остается делать, как готовиться к предстоящей зиме, рассчитывая только на свои силы.
Евгений Макаров, автор из Таджикистана