CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

echo-az.com

Трансграничный вирус "мании величия"

25 июля 2008

Трансграничный вирус "мании величия"

25 Июля 2008, Echo

На что рассчитывают и в Иране, и в Армении?

НУРАНИ

Очередная попытка уладить ядерный кризис вокруг Ирана путем "стимулов" и переговоров потерпела крах. Тегеран не намерен идти на уступки в урегулировании кризиса вокруг иранской ядерной программы - это в очередной раз подтвердил президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. "Иранский народ непоколебим и ни на йоту не отступит перед лицом деспотичных держав", - цитирует агентство Reuter иранского лидера, который положительно оценил участие заместителя госсекретаря США Уильяма Бернса в женевском раунде переговоров, назвав его "позитивным шагом вперед". Ахмадинеджад оценил тот факт, что, по его словам, эмиссар США "учтиво говорил об Иране", что, оказывается, свидетельствует о готовности Вашингтона "признать" право Ирана на обладание ядерными технологиями. Затем принялся развивать мысль: "И я им советую не портить этот шаг не относящимися к делу безосновательными заявлениями и проявлениями колониальной этики".

Здесь, пожалуй, требуется перевод с "лозунгового" языка на обычный. В Иране, как известно, очень любят порассуждать о праве своей страны на доступ к ядерным технологиям и "колониализме" стран Запада, которые, дескать, этого права за Ираном не признают. В действительности же все обстоит не совсем так. Точнее, совсем не так. Как напоминают специалисты, Иран, в отличие от того же Пакистана, где тонкости ядерного распада осваивали собственными силами, предпочел вступить в МАГАТЭ. Членство в этой организации открывает перед страной доступ к накопленным в мире ядерным технологиям, открывает широчайшие перспективы технического и научного сотрудничества, но вместе с тем предусматривает и множество обязательств по инспекциям и открытости - с тем, чтобы ядерные технологии, полученные в рамках МАГАТЭ, не использовались бы для получения ядерного оружия. А вот выполнять эти обязательства в Иране, похоже, посчитали для себя излишним. И, демонстрируя реактор на Бушерской АЭС, в реальности старательно прятали от посторонних глаз и завод в Натанзе с ядерными центрифугами, и многое другое. А такая игра в "наперстки", излюбленное мошенничество мелких базарных жуликов, в большой политике обходится очень дорого.

Так или иначе, очередной отказ Ирана вызвал нескрываемое разочарование на Западе. Откровеннее других высказалась госсекретарь США Кондолиза Райс. Посетовав на то, что Иран несерьезно отнесся к этим переговорам, она предупредила, что "настало время для иранцев дать серьезный ответ". "Люди устали от их тактики увиливания", - сказала шеф американской дипломатии. А пресс-секретарь Совета национальной безопасности США Гордон Джондроу сообщил, что правительство США пообещало наложить на Иран новые экономические санкции, если Тегеран не закроет свою ядерную программу. Но хотя Джондроу и выразил надежду, что Иран уступит требованию "шестерки" посредников приостановить работу над программой, заметив, что "в обратном случае Иран ожидают новые санкции", наблюдатели сходятся во мнении - на скорый компромисс со стороны Ирана, увы, мало что указывает.

А это куда опаснее, чем может показаться на первый взгляд. По понятным причинам, в дипломатии подобные соображения не высказываются вслух, однако последние заявления Ахмадинеджада - это, увы, серьезный повод предположить, что события в Иране развиваются по худшему сценарию. То, что в США замысливалось как "широкий жест", в ответ на который в Иране должны были бы задуматься об ответных шагах, Тегеран воспринял как проявление слабости. И теперь пытается "дожать" США на новые уступки, в частности, на то самое "признание" за Ираном права нарушать свои обязательства, взятые при вступлении в МАГАТЭ. Проще говоря, Махмуд Ахмадинеджад в очередной раз проявил себя как политик, который органически не способен воспринять компромисс и никак не может отличить миролюбие от страха. Но самое примечательное, что в Тегеране, похоже, ни минуты не сомневаются в том, кто кого здесь испугался, кому приличествует ставить условия и ждать, пока другая сторона "созреет" для новых уступок. И о том, что самая страшная ошибка, которую можно допустить на войне, - это переоценка собственных сил и недооценка противника, похоже, думают в последнюю очередь.

Впрочем, переоценивают свою значимость не только в Иране. И порой дело доходит до той черты, где заканчивается политика и начинается откровенный гротеск. Так, президент Армении Серж Саркисян заявил, что, оказывается, Армения должна выступить с предложением о посреднической миссии в урегулировании отношений США-Иран. Дескать, в Армении придают большое значение своим отношениям с США, ухудшение отношений Вашингтона и Тегерана для Еревана нежелательно, Иран - надежный партнер Армении, а посему это именно тот случай, когда Армения должна выступить с предложением о посреднической миссии. Если Вашингтон и Тегеран дадут свое согласие, Армения будет рада внести вклад в дело сохранения мира, добавил глава армянского государства.

Напомним: недавно о своей готовности осуществить посредническую миссию между Ираном и остальным миром заявила Турция. Эта страна обладает второй по численности и боевой мощи армией в НАТО - после США и в Европе - после России. Ее граница с Ираном остается неизменной с XVI века. Во время войны Ирана и Ирака Турция представляла интересы Ирана в Багдаде и Ирака - в Тегеране. Плюс ко всему за плечами нынешнего правительства - достаточно успешная миссия по продвижению диалога между Сирией и Израилем. Обладает ли Армения сходным с Турцией политическим весом и авторитетом, имеет ли хотя бы сравнимый дипломатический опыт и вообще умеет ли наладить хотя бы собственные отношения с ближними соседями - вопросы, увы, риторические. В особенности на фоне того, что Тегеран и Ереван предлагают посредничество прямо-таки всем и вся. Совсем недавно Иран предлагал свои посреднические услуги в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Затем, прибыв после женевских переговоров в Анкару, глава МИД Ирана Моттаки позвонил из турецкой столицы своему армянскому коллеге Налбандяну и предложил посредничество в урегулировании отношений Турции и Армении - уже в те дни, когда пресса Турции, и не только Турции, публиковала подробности "конфиденциальных встреч" армянских и турецких дипломатов, означавших, что страны вышли на прямой диалог. И на этом фоне Серж Саркисян решил сделать этакое "алаверды". И предложил себя в качестве посредника между Ираном и США. Судя по всему, вирус политической "мании величия" границ не признает. В особенности если по обе стороны находятся у власти лидеры, скажем так, весьма своеобразные.

echo-az.com

Предыдущая статьяРыбу на Каспии не ловить, ее реализацию в мире запретить
Следующая статьяГлава МИД Германии неожиданно прилетел в Афганистан