CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vof.kg

Коррупция в Таджикистане: индекс улучшился, ситуация - нет

25 июля 2008

Коррупция в Таджикистане: индекс улучшился, ситуация - нет

25.07.2008, Голос Свободы

Азим Фазылов,

Voice of Freedom, Душанбе, Таджикистан

Международная неправительственная организация Transparency International, ежегодно извещающая мировую общественность о своих исследованиях об уровне коррупции в странах мира, сообщила, что Таджикистан в очередной раз включен в число самых коррумпированных стран мира.

Согласно докладу "Индекс восприятия коррупции", подготовленному Transparency International, уровень коррупции оценивается по 10-балльной шкале, где 10 означает полное отсутствие коррупции, а 1 балл - продажность всех и вся. Индекс для Таджикистана в текущем году составил 2,1. Пять лет назад, в 2003 году он составлял 1,8.

И хотя коррупционный индекс несколько улучшился и Таджикистан поднялся в этом рейтинге, заняв седьмое место с конца, оставив за собой Туркменистан, Мьянму, Сомали, Ирак, Гаити и Узбекистан, он по-прежнему остается в списке самых коррумпированных стран мира.

Беззаконие и безнаказанность, царящие в годы гражданской войны существенно исказили психологию обывателей, не говоря уже о представителях криминального мира. Грабежи, насилие и мародерство были в те годы обычным явлением, не обойдя своим влиянием и представителей силовых структур. Коррупция широко распространялась в государственном секторе, особенно в правоохранительных органах, судах, налоговых и таможенных системах.

Давать взятки в Таджикистане стало нормой при решении любых проблем - от коммунально-бытовых до тех, что связаны с нарушением закона. Эти отношения пронизывают как рядовых граждан, так и высших чиновников. О том, что коррупция душит экономику страны, препятствует развитию предпринимательства, привлечению инвестиций в страну, говорилось давно и много.

В 1999 году был издан указ президента Таджикистана «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупции» и принят закон «О борьбе с коррупцией». Хотя в республике продолжается кампания по противодействию коррупции, она является в Таджикистане основной проблемой, препятствующей развитию экономики, и уровень её имеет тенденцию к росту.

Масштабы коррупции были исследованы методом опроса населения, проведенного сотрудниками Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана. Самыми коррумпированными были признаны правоохранительные и налоговые органы, в том числе государственная автоинспекция, нотариальные конторы и паспортные столы. Также, по мнению большинства респондентов, бесчестными являются судьи и работники учреждений газо- и энергоснабжения.

Президента и парламент таджикистанцы считают наименее коррумпированными. А вот околопрезидентское окружение не пользуется высоким доверием у населения. Как отмечают исследователи, коррупция в Таджикистане настолько пронизала все уровни власти, что стала элементом менталитета людей, нормой жизни. Поэтому бороться с ней - чрезвычайно сложная задача.

В последние годы о существовании коррупции в Таджикистане заговорили более открыто. Возможно, толчком к этому послужило заявление нескольких зарубежных бизнесменов о том, что их стремление создать в Душанбе филиалы своих организаций или начать строительство в центре столицы натолкнулись на открытые требования высокопоставленных чиновников хукумата (администрации города) уплаты крупных взяток.

Весной 2004 года тогдашний посол США в Таджикистане Ричард Хоугленд рассказал таджикским журналистам о том, как две иностранных фирмы отказались от планов построить в Душанбе отель мирового уровня после того, как местные чиновники запросили огромную взятку за разрешение на строительство.

Позднее к этим заявлениям присоединились и несколько международных организаций. «Коррупция имеет целый ряд негативных влияний на развитие Таджикистана. Она сдерживает экономический рост, подрывает эффективность международной помощи, ослабляет веру населения в процессы переходной экономики и углубляет бедность», - сказано в официально распространенном ПРООН заявлении, подготовленном группой, состоящей из международных организаций, включая послов, представителей доноров и международных финансовых институтов.

Группа предложила определенные меры, которые необходимо реализовать Таджикистану с тем, чтобы сделать работу правительства более прозрачной и подотчетной своим гражданам. В частности, по их мнению, правительству необходимо придать законную силу международным конвенциям, относящимся к коррупции, таким, как соглашения по борьбе с отмыванием денег и Международному Арбитражу, поощрять прозрачность судебной системы; постоянное проведение оценки ситуации с коррупцией и прогресса, достигнутого по антикоррупционным мерам и многое другое.

Одним из предложений явилось предоставление таджикскому парламенту функций финансового надзора, которые имеют парламенты всех развитых стран. Однако, и до нынешнего дня в этом направлении не сделано конкретных шагов. «Представители Минфина, разрабатывающие проект госбюджета, не дают нам возможности изменить хотя бы одну цифру в нем. Тогда о каком же контроле фактического расхода финансов может идти речь?», - с горечью заметил депутат нижней палаты парламента.

В начале прошлого года была создана специальная госструктура для борьбы с коррупцией - Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан. По замыслу,

это Агентство должно было стать одновременно органом финансового контроля и правоохранительным органом, переняв функции бывших Комитета государственного финансового контроля, Главного управления налоговой полиции, а также структур по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями коррупционного характера Генпрокуратуры и других правоохранительных органов республики. Численность сотрудников Агентства, совместно с Центральным аппаратом составила 650 человек.

Спустя полтора года со дня его создания, жители страны с иронией говорят: «Самые опасные для общества люди - врачи и учителя. Только об их взятках сообщают сотрудники Агентства, и против них возбуждают уголовные дела».

Жительница Душанбе, пенсионерка Валерия Щеголеватых рассказала, что потеряла свой паспорт. При получении нового ей потребовалась справка об отсутствии судимости. «Мне пришлось ждать почти два месяца, выслушивая при этом речи о сложностях проверки. А я 40 лет живу на одном месте и никогда не имела никаких правонарушений. Наконец мне разъяснили другие посетители, что пока я не заплачу 100 сомони ($30), справки не получу. Сумма взятки составляет две моих пенсии, и я не могу их отдать, поэтому теперь живу без паспорта».

Кстати, именно поборы в паспортном столе служат причиной того, что большая часть населения, особенно в сельской местности, вообще не имеют никаких документов, даже свидетельств о рождении, не говоря уже о загранпаспорте.

Население страны не ощущает улучшения в сфере коррупции. «Мы постоянно слышим заверения властей о приверженности к борьбе с коррупцией, но по-прежнему решение любых вопросов связано с необходимостью «подогреть» чиновника, от которого оно зависит. При наличии всех технических возможностей, мне пришлось ждать установки квартирного телефона более полугода, и ждала бы до сих пор, если бы не заплатила 100 долларов», - говорит жительница Душанбе Мукаддас Насырова.

Однако, чаще всего такая информация носит теоретический характер и назвать имя взяточника мало кто решается, опасаясь преследования. Ведь коррупция в Таджикистане имеет свои особенности: любой чиновник, погрязший во взяточничестве, сочтет величайшим оскорблением малейший намек, тем более в прессе, на совершаемые им правонарушения. И будет с рвением, прямо пропорциональным величине неправедных доходов, преследовать «обидчика».

Журналист Валентина Махмудханова рассказала, что после публикации ее статьи, раскрывающей механизм спекуляции авиабилетами, в котором кассиры были связаны с сотрудниками правоохранительных органов, к ней в редакцию явились представители транспортной милиции. Они устроили скандал, требуя публикации опровержения и принесения им публичных извинений за клевету, и угрожая судебным процессом в случае отказа. «Только вмешательство руководства Минтранспорта помогло утихомирить милиционеров, а то не избежать бы мне суда и всех связанных с ним тягот», - говорит В. Махмудханова.

Аналогичный случай на условиях анонимности рассказал руководитель коллективного дехканского (крестьянского) хозяйства: «Устав от жалоб своих членов на взятки, требуемые за выделение земельного участка, я обратился в хукумат области. Однако, после этого мне столько пришлось пережить оскорблений, угроз, вплоть до избиения и осуждения к заключению, что я много раз пожалел о сделанном».

Домохозяйка Рахима Ибрагимова рассказала, что уплатила деньги за газ инспектору «Таджикгаза» Алишеру. «У нас накопился большой долг за газ, и контролер пригрозил, что нам отрежут трубы. У меня в тот момент появились деньги, так как приехал с заработков из России мой муж. Я уплатила сразу 180 сомони ($53). Но спустя месяц явился другой контролер и вновь потребовал оплатить долг за газ. Я не могу доказать начальству райгаза, что Алишер обманул меня», - с обидой делится она.

Приведенные примеры являются типичными, повторяются во многих вариантах, и хорошо известны людям. Поэтому население считает борьбу с коррумпированными чиновниками неравной и бесполезной, соответственно, отсутствует реальный протест против коррупции.

Эксперт Центра стратегических исследований Абдулвохид Шамолов отмечает: «Правовой или юридический нигилизм, который существует у нашего населения, становится причиной распространения коррупции. Нужно поднять активность наших граждан. Это во многом зависит от деятельности Агентства по борьбе с коррупцией. Если будут громкие судебные процессы, с наказанием известного взяточника, то у населения может появиться оптимизм в деле пресечения коррупции».

Конкретный «рецепт» дал руководству Таджикистана Международный валютный фонд, призвав «улучшить инвестиционный климат, сократив коррупцию и ограничить внешние заимствования». Наверняка есть и другие рецепты, которыми делятся различные эксперты и аналитики. Но нужны ли эти «рецепты», советы и рекомендации руководству Таджикистана?

vof.kg

Предыдущая статьяПрезидент Узбекистана совершит визит в Азербайджан
Следующая статьяТаджикистан: В Душанбе прошло заседание совета министров иностранных дел стран-членов ШОС