CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Узбекистан объявил персоной нон грата представителя Human Rights Watch

2 августа 2008

Узбекистан объявил персоной нон грата представителя Human Rights Watch

1 августа 2008г. ? 29 (807), Деловая Неделя, Казахстан

Андрей САИДОВ, Ташкент

Власти Узбекистана запретили пребывание в стране представителю Human Rights Watch (HWR) Игорю Воронцову. Факт объявления персоной нон грата эмиссара международной правозащитной организации непосредственно накануне прошедшего 28-89 июля в Ташкенте регионального собрания глав дипломатических миссий Евросоюза, по мнению некоторых наблюдателей, может свидетельствовать о том, что Узбекистан не увязывает потепление в отношениях с Западом с обязательными изменениями в сфере прав человека.

В период действия санкций, наложенных Евросоюзом на правительство Узбекистана после трагических майских событий 2005 года в Андижане, Human Rights Watch оставалась единственной западной правозащитной организацией, продолжавшей присутствовать на территории страны, тогда как десятки других были выдворены. Работа офиса HWR в Ташкенте была приостановлена летом 2007 года, когда узбекский МИД лишил аккредитации тогдашнего представителя Андреа Берга. С начала 2008 года Запад приветствовал гуманные шаги правительства Ислама Каримова - отмену смертной казни, передачу судам решения об аресте, освобождение известных диссидентов. В апреле в страну были вновь допущены представители Международного Красного Креста и некоторых западных НПО. Одновременно Евросоюз решил продлить еще на полгода приостановку санкций против Узбекистана, чтобы развивать дальнейший диалог с Ташкентом, несмотря на то, что Human Rights Watch неоднократно высказывалась против такого решения, заявляя, что ситуация в области прав человека в Узбекистане реально не улучшается.

В мае власти Узбекистана окончательно отказались предоставлять аккредитацию прибывшему на замену Андреа Берга новому директору представительства Human Rights Watch Игорю Воронцову, сославшись на то, что он «не знаком с менталитетом узбекского народа и не способен правильно оценить социальные и гуманитарные реформы, осуществляемые руководством страны». По информации оппозиционных изданий, вопрос о статусе Воронцова поднимался еще не раз, при участии представителей Евросоюза, правительств США и Германии, которые, встречаясь с официальными лицами в Узбекистане, «касались этой проблемы». В начале июля в Ташкенте побывал исполнительный директор Human Rights Watch Кеннет Рот, который провел ряд встреч с правительственными чиновниками, пытаясь убедить их дать аккредитацию Воронцову и тем самым возобновить полноценную деятельность представительства HWR в Узбекистане. Но получил ответ, что власти Узбекистана желают рассматривать «альтернативных» Воронцову кандидатов, причем эти кандидаты... «не должны быть русскими».

Иными словами, если отбросить язык дипломатии, официальный Ташкент, по-видимому, предложил международной правозащитной организации, сыгравшей известную роль в освящении на Западе подробностей Андижанской трагедии 2005 года, прямую сделку: возвращение представительства в обмен на утверждение более «покладистого» представителя. Который со всем необходимым «знанием национального менталитета» не будет мешать дальнейшему конструктивному диалогу Ислама Каримова с Западом сообщениями о новых вопиющих фактах нарушений прав человека в Узбекистане. Рассчитывая на собственный международный авторитет и поддержку ЕС, Human Rights Watch на такой компромисс, разумеется, не пошла.

В официальной реакции на объявление Игоря Воронцова персоной нон грата, директор HWR по правозащитной деятельности в Европе и Центральной Азии Вероника Голдстон заявила, что «правительство Узбекистана издевается над Евросоюзом, и Брюссель обязан ответить сильно.». Согласно заявлению Human Rights Watch, по всем установленным ЕС критериям ситуация в Узбекистане выглядит удручающе: Власти не прекращают репрессий против гражданского общества, угрожая инакомыслящим уголовным преследованием, несмотря на введение судебного санкционирования, пытки арестованных остаются массовой практикой. Голдстон призвала глав внешнеполитических ведомств Евросоюза пересмотреть в октябре приостановку санкций против правительства Узбекистана, принятую в апреле как «жест признания за отдельные позитивные шаги». По ее словам, «Ташкент вознаградили преждевременно, и теперь мы наблюдаем результаты этой ошибочной политики, - Евросоюз должен сохранить санкционные увязки и в полной мере использовать их, чтобы добиваться подлинных реформ в области прав человека в Узбекистане».

Однако, по мнению многих экспертов, успешно прошедшее на этой неделе в Ташкенте региональное собрание глав миссий ЕС в странах Средней Азии, в работе которого принимал участие специальный представитель Евросоюза по Средней Азии Пьер Морель и представители Европейской Комиссии свидетельствует о том, что Запад желает продолжить диалог с Узбекистаном. При этом конфликт узбекских властей с руководством Human Rights Watch, вероятно, рассматривается как неприятное, но не решающее осложнение. Ташкент, в свою очередь, демонстрируя Западу свое стремление к дальнейшему сближению, вместе с тем недвусмысленно дает понять европейским политикам, что остается непримиримым по отношению к столь же непримиримым оппонентам своей внутриполитической модели.

dn.kz

Предыдущая статьяАшхабад диктует свои условия
Следующая статьяГазовая атака на нефть