CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Иран тянет время, а США готовятся к войне

2 августа 2008

Иран тянет время, а США готовятся к войне

1 августа 2008г. ? 29 (807), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Вполне возможно, что проблему ядерной программы Тегерана придется решать еще нынешнему президенту Соединенных Штатов, а не одному из будущих хозяев Белого дома

В эту субботу Иран должен ответить представителям стран так называемой «контактной шестерки», в которую входят Соединенные Штаты, Россия, Великобритания, Франция, Китай и Германия, по поводу прекращения или хотя бы временного замораживания своей ядерной программы. Как и предполагалось, к началу осени этот вопрос постепенно становится определяющим в международных отношениях, и от того, как завершится в конечном итоге «иранская ядерная сага», будет зависеть в мире очень и очень многое. Свои посреднические услуги периодически предлагают то Россия, то Китай, то Турция, однако пока иранская программа по созданию собственного ядерного оружия (а именно так ее продолжают воспринимать в Соединенных Штатах, несмотря на все заверения иранской стороны о якобы ее мирном характере) Тегераном продолжает осуществляться. При этом иранские представители то вроде бы идут на попятную и обещают работы по созданию ядерной бомбы затормозить, то вновь угрожают Америке непременным доведением этой программы «до логического завершения». Многое теперь будет зависеть от того, какой курс все же возобладает в Вашингтоне - то ли «дожимать» Тегеран до истечения срока президентских полномочий Джорджа Буша, то ли оставить эту проблему для решения новому президенту страны. Пока, судя по всему, американская позиция остается предельно жесткой, и те «политические реверансы», которые недавно были сделаны Соединенными Штатами в адрес Ирана, не стоит принимать за нечто серьезное, и уж тем более примиренческое.

Даже самые жесткие санкции еще никогда ни одной проблемы принципиально не решали

Не секрет, что США сейчас делают все возможное, чтобы под эгидой ООН против Ирана были приняты всеобъемлющие международные санкции, которые позволили бы до минимума свести варианты для Тегерана получать ядерное топливо и технологически завершить процесс создания собственного ядерного оружия как минимум в течение ближайших нескольких лет.

И президент Буш, и его ближайшие коллеги уверены в том, что с Ираном ни в коем случае нельзя заигрывать, нужно проявлять предельную жесткость и по возможности привлечь к такому давлению на Тегеран как можно больше влиятельных союзников. Между тем и Россия, и Китай, и целый ряд стран региона Передней Азии категорически выступают против загона Ирана в угол и тем более - против введения карательных санкций против него.

После того как в Женеве представители международной «ядерной шестерки» дали Ирану очередные две недели «на размышление», госсекретарь США Кондолиза Райс официально заявила о том, что это, дескать, «самое-самое последнее предупреждение» Ирану и что дальше никаких лишних уговоров не планируется, а будут уже вводиться всеобъемлющие международные санкции против Тегерана.

Российская сторона, понимая, чем грозят Ирану санкции, и предвидя, какой будет реакция на них президента страны Ахмадинежада, провела несколько консультаций с иранскими представителями, в том числе между собой по телефону говорили президенты России и Ирана.

При этом российская позиция, которая основана на идее «приостановки» разработок ядерной программы Ирана до того момента, пока не будут определены новые критерии взаимоотношений международного сообщества с Тегераном, не нравится США, и, в принципе, ее не поддерживают Франция и Великобритания.

Американцы уже неоднократно давали понять, что всякие «заморозки», «приостанавливания» и другие полумеры не решают проблемы по существу: не сегодня, так завтра Иран все равно станет обладателем ядерного оружия, а все эти «политические подачи» со стороны «ядерной шестерки» лишь дают возможность Ирану и дальше продолжать свой курс и просто тянуть время со всеми параллельными переговорами и встречами на уровне министров и других высокопоставленных чиновников.

Понятна и логика России, а также Китая: они хотят оттянуть какие-либо кардинальные решения по иранской проблеме до появления в Белом доме нового президента Соединенных Штатов. Считается, что шансы Барака Обамы на победу в ноябре достаточно высоки, а посему при его приходе в Белый дом вся политика США в отношении Тегерана и его ядерной программы может быть полностью пересмотрена.

Но как раз это учитывает и нынешний хозяин Белого дома Буш. Во-первых, до 20 января будущего года он является американским президентом, и никто другой. Во-вторых, это еще далеко не факт, что победит в ноябре Обама. Шансы у Маккейна есть, и неплохие, а относится он к Ирану и его ядерному досье еще намного жестче, чем его коллега по партии и нынешний глава государства Буш.

Американцы также прекрасно понимают, что в случае так называемого «замораживания» ядерной программы Ирана придется голосовать в Совете Безопасности ООН за отмену санкций против Тегерана (что фактически даст возможность иранской стороне без проблем в любой момент возобновлять работу над ядерной программой без каких-либо для себя серьезных последствий).

Понимая, что Иран все равно от своей ядерной затеи не откажется, за временную заморозку работ в ядерной области выступает и Турция, которая в случае еще большего обострения ситуации вокруг соседней страны пострадает в первую очередь. К тому же иранские дипломаты стремятся сейчас сделать все возможное, чтобы успокоить международное общественное мнение, снизить остроту американской критики и довести до руководства США, что Тегеран вовсе не намерен идти с американцами на конфронтацию до «победного конца».

Вашингтон-Тегеран: миру мир?

Особая интрига всей этой бесконечной ядерной истории и многочисленных переговоров на самом разном уровне состоит в том, нормализуются ли в ближайшее время отношения между главными участниками конфликта - Соединенными Штатами и Ираном.

В последнее время иранская сторона, с одной стороны, проявляет показную принципиальность и решимость во что бы то ни стало довести свою ядерную программу до создания ядерного оружия (по крайней мере это можно сделать, что называется, «задним числом», как это было сделано в свое время Индией и Пакистаном - то есть поставить весь мир перед уже свершившимся фактом, и дальше уже предложить вести с позиции «ядерной силы» новые переговоры).

С другой же - Тегеран подает через дипломатические каналы сигналы о желании войти в контакт с США. И якобы на двустороннем уровне разрешить все имеющиеся сейчас разногласия. И та и другая линия в политике Тегерана - суть одного процесса, который для отвода глаз называется «сохранением статуса неопределенности». А попросту говоря - идет элементарная затяжка времени, которая Тегерану нужна как минимум на протяжении еще шести месяцев (такие оценки были недавно озвучены экспертами Пентагона).

Опять-таки умышленно через одну из британских газет была «слита» информация о том, что Соединенные Штаты якобы планируют открыть в Иране секцию интересов при одном из нейтральных зарубежных посольств в Тегеране (в Вашингтоне такая секция работает у иранцев при посольстве Пакистана) с тем, чтобы наладить прямой контакт с иранскими властями по всем проблемным вопросам между двумя странами.

Также показательно, что теперь иранским ядерным досье напрямую занимается бывший посол США в Москве Уильям Бернс, который занимает третий по значимости пост в госдепартаменте Соединенных Штатов и которого специально назначили на него для того, чтобы до конца добиться от Ирана прекращения работ по ядерной программе.

Понятно, что американцам явно не хватает сейчас прямого диалога с Ираном, который в состоянии вести те же Россия, Китай и даже страны Евросоюза в лице своего главного «мирного посланника» Хавьера Соланы. Поэтому в каком-то плане «приманкой» для всего мирового сообщества, а не только для Тегерана, и могло стать якобы заявление о том, что в госдепартаменте чуть ли уже не спланировано открытие в ближайшие месяцы секции интересов Соединенных Штатов в Иране.

Однако не стоит думать, что в такой консервативной и крайне малоподвижной в плане принятия решений системе, которая существует в США, возможны столь радикальные подвижки во внешней политике, да еще в таком щепетильном деле, как нарушение 30-летнего фактически дипломатического бойкота одной из стран «оси зла» - Ирана.

Да, «подковерный» диалог между Вашингтоном и Тегераном идет достаточно давно, однако не нужно думать, что он действительно направлен на нормализацию отношений между двумя странами. Скорее всего, обе стороны такими неформальными и ограниченными контактами лишь прощупывают позиции друг друга, чтобы в случае необходимости по крайней мере знать, что можно от «партнеров по переговорам» ожидать.

Также заблуждением было бы думать, будто США сейчас делают некие реверансы в сторону Ирана в сфере дипломатии. Именно Иран главной угрозой Соединенным Штатам считает президент Буш. Его точку зрения разделяет полностью кандидат от Республиканской партии Маккейн. Поэтому если какие-то реальные подвижки по оси Тегеран - Вашингтон и вообще возможны, то ожидать их можно не раньше прихода в Белый дом новой американской администрации, да и то только в случае победы кандидата от Демократической партии Обамы.

Сложно сказать, и насколько радикально готовы Соединенные Штаты все-таки продолжать давить Иран через международные механизмы типа Совета Безопасности ООН и «ядерной шестерки». С одной стороны, США не знают, что же делать в конечном счете с Ираком и Афганистаном, и сейчас по этим двум тупиковым проблемам в Вашингтоне на всех уровнях обсуждается лишь вариант вывода войск (сроки, масштабы, но не принципиальный момент - выводить или оставлять). С другой - Иран действительно видится американскому руководству очень большой угрозой, и с ней США обязательно что-то должны будут делать. Оправдывать Вашингтону надо как-то и размещение системы ПРО в Европе, которая вроде бы направлена как раз на защиту «старого континента» от возможных полетов иранских ракет (в России, правда, думают по-другому, но американским властям все же в ближайшее время придется отчитываться перед своими избирателями, а не перед российскими, а своих обывателей Белый дом пугает сегодня именно ядерными амбициями Тегерана).

Поэтому после того, как очередной международный ультиматум Ирану в начале августа истечет, дальнейшее развитие событий вокруг санкций против Тегерана и действий «ядерной шестерки» просчитать очень сложно. Скорее всего, США призовут все заинтересованные стороны принять новый пакет санкций против Ирана, а Россия и Китай постараются опять спустить дело этих санкций на тормозах.

Что произойдет в этом случае, предвидеть несложно: Россия и Соединенные Штаты войдут в очередной дипломатический клинч, которых за последние несколько месяцев уже и так накопилось больше чем достаточно (Украина, Грузия, Косово, голосование в ООН по Зимбабве и другие), а Иран под общий шумок элементарно продолжит осуществлять свою ядерную программу.

И здесь уже многое будет зависеть от того, каковы будут реальные шансы будущих кандидатов в президенты США и насколько Буш почувствует, что победа демократов на выборах в ноябре неизбежна, а следовательно, для помощи кандидату от родной Республиканской партии нужно проявить жесткость на внешней арене уже сейчас. И Иран для подобного «шоу силы» может оказаться как нельзя кстати.

dn.kz

Предыдущая статьяАмерика пойдет в Азию «новым курсом»
Следующая статьяР.Алшанов: Циклическое развитие и экономические кризисы в условиях глобализации. На примере Казахстана. Часть 2